Тема 4. Социальные институты и организации

Если повседневные потребности индивид удовлетворяет в рамках вы­полняемых им статусов и ролей, то наиболее важные потребности соци­альных групп удовлетворяются совместными усилиями членов общества, организованными в социальные институты. Социальный институт являет­ся одним из ключевых элементов социальной структуры общества.

В социологии понятие "институт" (от лат. institutum - установление) используется для обозначения устойчивого комплекса формальных и не­формальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Однако среди социологов нет согласия в интерпретации этого термина. Так, некоторые ученые понятие "институт" используют приме­нительно к крупномасштабным организациям, объединениям, в то время как для описания малых организаций применяется термин "группа". Од­нако выделение социальных институтов исключительно по признаку размера социальной организации не позволяет выявить их особенности в отличие от других социальных объектов.

Определяющим условием появления института является возникнове­ние социальной потребности. В самом широком смысле потребность можно охарактеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетво­рения которой необходима та или иная форма активности. Эта нужда отражает связи субъекта со средой обитания. Практика закрепления от­ношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, за­ключается в создании жестко зафиксированной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отноше­ниях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Для социальных институтов характерно четкое разграничение функ­ций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласован­ность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. По этой причине аме­риканский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

В отличие от повседневных, частных потребностей социальные по­требности характеризуются массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью применительно к условиям существования социальной группы, сопряженностью, состоящей в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей.

Среди непреходящих потребностей, реализация которых обеспечивает нормальные условия жизни социальных групп, выделяют потребности:

- в производстве и распределении товаров, услуг и информации, тре­буемых для выживания членов общества;

- в нормальном, соответствующем существующим социальным нормам психофизиологическом жизнеобеспечении;

- в познании и саморазвитии;

- в коммуникации между членами общества;

- в простом или расширенном демографическом воспроизводстве;

- в воспитании и обучении детей;

- в контроле за поведением членов общества;

- в обеспечении их безопасности.

Для удовлетворения социальных потребностей необходимы совместные действия всех членов общества, которые реализуются в рамках социальных институтов. Так, правительство, прокуратура, полиция, суды и тюрьмы осуществляют контроль за поведением членов общества; в пределах семьи воспроизводятся новые члены общества; система образования обеспечивает усвоение индивидами накопленных знаний, культурных ценностей; экономические институты (предприятия, банки, рынки) осуществляют производство и распределение товаров и услуг и т. д.

Однако социальные институты служат не только организации совмес­тной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребно­стей, но и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. В связи с этим институты осуществляют обмен ресурсами ме­жду различными социальными группами в соответствии с общезначимы­ми ценностями и на основе определенных процедур.

Следовательно, социальный институт можно определить как организо­ванную систему социальных связей и социальных норм, которая объединяет общезначимые ценности и процедуры, удовлетворяющие определенным соци­альным потребностям. Исходя из данного определения элементами соци­ального института являются система социальных связей (статусы и роли, в рамках которых осуществляют свое поведение индивиды), социальные нормы и процедуры (стандарты, образцы поведения в групповых процес­сах), общественные ценности (общепризнанные идеалы и цели).

Социальный институт как устойчивая форма совместной деятельности людей, основанная на четкой идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением, обладает рядом суще­ственных признаков. В науке выделяют 5 признаков социальных инсти­тутов: 1) установки и образцы поведения; 2) культурные символы; 3) ути­литарные черты; 4) кодексы (социальные нормы); 5) идеологию.

Так, все социальные институты стремятся в концентрированной фор­ме выразить представления о самих себе посредством символов. Для го­сударства внешними символами будут флаг, гимн и герб; для университе­та - эмблема; для семьи - свадебный марш и обручальное кольцо; для церкви (мечети, синагоги) - распятие, полумесяц или звезда Давида; об­раз промышленной компании олицетворяет торговая марка и т. д.

Объединяясь для совместной деятельности ради удовлетворения опре­деленной социальной потребности, люди принимают предназначенные им роли. Система ролей формально закрепляется в сводах правил (кодексах), которые могут быть как писанными, так и неписанными. Напри­мер, получение диплома врача сопровождается произнесением клятвы Гиппократа, брачующиеся при вступлении в брак произносят клятву, солдаты и офицеры присягают на верность Родине и т. д.

Назначение того или иного социального института, оправдание его зна­чимости, формирование у населения лояльного отношения к нему происхо­дят в идеологии. Идеология - это система идей, которая формирует смыслы, цели и стандарты поведения людей, объединенных для совместной деятельности по удовлетворению определенной социальной потребности. Идеология объясня­ет каждому члену общества необходимость существования данного институ­та, соблюдения социальных норм для достижения поставленных целей.

Наиболее важной из функций, ради чего и возникают социальные ин­ституты, является удовлетворение конкретной социальной потребности. Однако для ее реализации каждый институт выполняет ряд других функ­ций, позволяющих обеспечивать совместную деятельность людей. Среди них можно выделить функцию закрепления и воспроизводства обществен­ных отношений. Стабилизация общественных взаимодействий происхо­дит путем сведения их к предсказуемым образцам социальных ролей (так, в учебных заведениях многие роли точно определены: учитель, уче­ник, сторож, администратор.)

Через систему правил и норм поведения каждый институт закрепляет действия своих членов в рамках определенных стандартов, что делает их поведение предсказуемым. Посредством социального контроля любой институт обеспечивает устойчивость социальной структуры. Например, если предположить, что разрушен институт семьи, то в обществе воца­рится хаос, произойдет распад традиций, обычаев, носителем которых была семья, нарушится процесс социализации, окажется невозможным обеспечение нормальной сексуальной жизни.

Предсказуемость во взаимодействиях людей формируется путем выра­ботки социальным институтом стандартов поведения. В этом выражается его регулятивная функция. Чем бы ни занимался человек, он сталкивается с социальным институтом, который регламентирует его деятельность в кон­кретной сфере. Регламентация необходима для совместной деятельности. Она осуществляется на основе выполнения каждым ролевых требований -ожиданий и рационального распределения имеющихся в обществе ресурсов.

Однако институты не только специализируют функции социальных групп, но и способствуют сплочению, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп посредством системы правил, норм, санкций и ролей. В этом проявляется интегративная функция социальных институ­тов. Происходит упорядочивание взаимодействий индивидов, нарастает согласованность, слаженность их действий, подчиненных одним прави­лам. Наиболее важным социальным институтом в осуществлении функ­ции интеграции общества является политика. Именно она согласовывает разнородные интересы социальных групп, индивидов, формирует на их основе общепринятые цели и обеспечивает их реализацию путем направления необходимых ресурсов для их осуществления.

Благодаря наличию социальных институтов может осуществляться передача накопленного опыта новым поколениям. В этом выражается функция трансляции. Каждый социальный институт стремится обеспечить успешную социализацию личности, передавая ей культурный опыт и ценности для полноценного выполнения различных социальных ролей. Например, школа призвана воспитывать подрастающее поколение, вооружать его необходимыми для взрослой жизни знаниями, прививать лояльность к правительственным учреждениям, терпимость к инакомыслию.

Весьма актуальна в современных условиях функция коммуникации. Она предполагает распределение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и для взаимодействия между институтами. Особую роль в реализации этой функции играют средства массовой информации, влияние которых на умы и настроения людей настолько значительно, что их называют "четвертой властью" вслед за законодательной, исполнительной и судебной.

В целях совместного удовлетворения общезначимой потребности люди в социальных группах стремятся найти приемлемые способы. Методом проб и ошибок происходит отбор тех стандартов и моделей поведения, которые в большей мере способствуют эффективному осуществлению социальной потребности. Например, выбор партнера по потенциальному браку происходит путем назначения свидания, которое является элементом института ухаживания. Образцы поведения мужчины и женщины в рамках данного института первоначально поддерживались, силой общественного мнения, а затем в результате многократного повторения стали обычаем, традицией.

Таким образом происходит образование социального института, то есть процесс институционализации. Его содержанием является формирование устойчивых, регулярных, самообновляющихся и упорядоченных социальных связей. Институционализация представляет собой процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенной общественной потребности. В процессе институционализации происходит замена спонтанного, хаотичного, спорадичного поведения на предсказуемое, которое ожидается, регулируется.

Российский социолог С. С. Фролов выделяет в процессе институционализации 7 стадий:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей членов социальной группы;

3) формирование социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур (стандартизированных образцов поведении), связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур, то есть их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференциация их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исклю­чения членов института и посредством которых их поведение регулируется в определенных рамках.

Итогом процесса институционализации является создание в соответ­ствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, соци­ально одобряемой большинством участников этого социального процесса.

Эффективность функционирования социальных институтов предпола­гает наличие ряда условий. Прежде всего, необходимо четкое определение целей и объема функций, реализуемых каждым социальным институтом во избежание конфликтов, которые могут быть обусловлены дублирова­нием несколькими институтами одних и тех же компетенций и полномочий.

Кроме этого, функционирование любого института должно быть деперсонифицировано, то есть быть независимым от личных интересов тех лю­дей, которые выполняют данные институциональные роли. Институциональ­ная роль - это наиболее постоянная в данном институте совокупность пове­денческих ожиданий, отступление от которых наиболее жестко наказывается. (Например, монархи вынуждены действовать в рамках институциональных ролей, иначе даже они могут потерять доверие населения.) Благодаря устой­чивости институциональных ролей происходит выравнивание индивидуаль­ных различий при их исполнении. Так, один профессор умен и инициати­вен, а другой - глуп и пассивен, однако в рамках институциональных ролей (чтение лекций, проведение семинаров, прием экзаменов) индивидуальные различия в известной мере сглаживаются ролевыми требованиями.

Наряду с этим, эффективность социального института в немалой сте­пени зависит от его общественного признания, возможности повышения своего влияния и престижа в глазах всей социальной группы. Например, институт политических партий в современной России не пользуется об­щественным признанием в силу их направленности на решение не обще­значимых, а групповых, часто личных интересов их лидеров.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Трудно найти другой социальный инсти­тут, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Более того, в большинстве примитивных обществ Центральной Африки, народов Севера семья является единственным реально функционирую­щим институтом. Семью можно определить как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

В обществе семья выполняет ряд функций. Среди них следует выде­лить функцию сексуального регулирования. Благодаря семье как социаль­ному институту происходит упорядочивание и регулирование сексуаль­ных потребностей людей. Конечно, это не означает, что отсутствуют иные пути удовлетворения сексуальных потребностей, однако эти формы не приветствуются нормами доминирующей культуры.

Воспроизводство новых поколений людей осуществляется посредством репродуктивной функции семьи. Она предполагает регулирование рождаемости во избежание демографических спадов и взрывов. Не менее важным является рождение физически и психически здоровых детей, способных к обучению и социализации. Рождение детей вне семьи не одобряется в большинстве существующих обществ.

С репродуктивной функцией тесно связана функция социализации. В семье осуществляется первичная социализация ребенка, его воспитание и образование, закладываются основы его формирования как личности. Образцы поведения, сформированные в детстве семьей, являются наиболее устойчивыми. В моменты кризисов именно эти стандарты становятся основным аргументом для индивида в выборе дальнейшей альтернативы развития. Попытки вытеснить семейное воспитание общественным через дошкольные учреждения, как показала практика целого ряда стран, не оправдали себя.

К тому же вне семьи невозможно осуществить потребность людей в интимном общении. Дефицит тепла человеческих отношений, любви, внимания, заботы нельзя восполнить нигде, кроме семьи. Семья реализует функцию эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества позволяют удовлетворить потребность в доверительном общении, эмоциональном выражении своих чувств, интимности. Отмечено, что дети, воспитанные в детских домах и лишенные интимного общения, чаще болеют, подвержены психическим расстройствам, повышенной смертности, отклонениям в поведении.

Семья осуществляет защитную функцию, которая выражается в том, что члены семьи осуществляют физическую, экономическую и психологическую защиту своих близких, испытывают чувство вины и стыда за противоправное поведение кого-либо из них.

В связи с развитием общественного производства заметно сократился удельный вес экономической функции семьи. Однако ведение общего хозяйства способствует формированию у членов семьи отношений взаимопомощи, трудолюбия, поддержки.

Семья как группа людей, связанных отношениями брака или родства, обеспечивает воспитание детей и осуществляет иные социально значимые функции. Семейные функции в большинстве обществ схожи, однако формы семейной жизни, в рамках которых они осуществляются, различны. Эти различия определяются типом семейной структуры.

Наиболее древней формой семейной жизни является тотемический клан, сохранившийся до настоящего времени у некоторых австралийских племен. Все члены рода имеют общее имя, индивидуальные имена у них отсутствуют. Тотемический клан основан на вере в общего предка всех членов рода: обычно таковым считается какое-то животное. Члены клана считают, что им присущи лучшие качества этого предка. В семье такого типа существует групповой брак, и поэтому отец детей установлен быть не может, а происхождение определяется по материнской линии.

Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их дети, которые от них зависят. Кроме нуклеарной семьи распространена такая форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. По этой причине ее иногда называют расширенной. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.

В современном обществе происходит ослабление многих родственных связей, в силу чего нуклеарная семья преобладает над родственной.

Брак - добровольный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак представляет со­бой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующиеся составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обя­занностей. Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это яв­ление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравствен­ные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сест­рах и других близких родственниках.

Напротив, существуют противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой куль­турный образец брачных связей называется эндогамией. Подобное требо­вание встречается в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, когда запрещается вы­бирать партнера из иной расовой группы и нищих слоев общества. Эндо­гамия характерна для закрытых групп, подобных кастам.

Для большинства современных обществ существует только одна форма супружества - моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной. Однако в развитии большинства обществ практиковались полигамии, то есть формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Выделяют три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужчин в силу того, что численность мужского населения значительно больше женского. Здесь считается нор­мальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится же­ной всех братьев своего мужа и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния (мно­гоженство), преобладающая в странах Востока.

Благодаря государству как социальному институту происходят: консолидация индивидуальных усилий на достижение общезначимых потребностей (в безопасности, правопорядке и т. д.); мобилизация ресурсов в этих целях, сплочение и взаимозависимость членов различных социальных групп под воздействием юридических норм, санкций и системы социальных ролей. В понятие "государство" с момента его появления вкладывался различный смысл. Когда-то французский король Людовик XIV, которого придворные льстецы прозвали "Король-солнце", изрек: Государство - это я". Это соответствовало истине, поскольку за 72 года царствование (1643 - 1715) он превратил королевскую власть в абсолютную монархию, а Францию - в самую могущественную европейскую державу. Однако это было далеко не бесспорное суждение о государстве, поскольку каждая историческая эпоха вносила свое представление о нем.

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не порождало столько споров и прямо противоположных мнений, как государство. Так, древнегреческий философ Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно есть отражение родовой сущности человека как "политического животного, стремящегося к "совместному сожительству". Я

Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679), напротив, сравнивал государство с Левиафаном - чудовищем, описанным в Библии: "из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, перед ним бежит ужас".

Парадокс истории состоит в том, что совершенно очевидной оказалась польза государства для всех его граждан в целом и менее очевидной она была для каждого человека в отдельности. Создав однажды государство во имя общего блага, свободная личность впоследствии начала тяготиться его опекой и всячески пыталась ограничить власть государства над собой. Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, которая призвана согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права.

Первые государственные образования появляются около 5 тыс. лет назад.. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и т. д. Однако само понятие "государство" в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469 -1527). Он использовал для обозначения государства термин "stato" (от лат. status - положение, статус)

До этого все государственные образования обозначались различными терминами: "республика", "городская община", "княжеское господство», "земля", "полис", "единовластное правление", "тирания", "олигархия" и т.д. Со времени Н. Макиавелли все эти государственные oбразования стали обозначаться одним термином - "stato", которому в русском языке соответствует слово "государство".

Можно выделить два под­хода в понимании государства.

Первый подход связан с именем древнегреческого философа Аристо­теля, который под государством подразумевал политическое сообщество или ассоциацию граждан, возникшую для того, чтобы служить "общему благу". "Цель человеческого общежития, - замечал Аристотель, - состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастли­во". Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть.

В дальнейшем понимание государства как единого политического со­общества активно развивается в европейской мысли. Так римский оратор и мыслитель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) рассматривал государство как соединение в единое целое - гражданскую общину - всех составляющих ее граждан. Данная традиция тянется через средневековье до немецкого философа Иммануила Канта, который полагал, что "госу­дарство - это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой"; "объединение людей под эгидой правовых законов". При таком подходе государство признавалось тождественным обществу, в него не включались те властные институты и должностные лица, которые суще­ствовали вне этого сообщества.

Основоположником второго подхода в понимании сущности государ­ства был французский юрист Жан Боден (1529 - 1596). Он трактовал го­сударство как особую организацию верховной политической власти, обла­дающую суверенитетом (полной независимостью). Суверенитет государст­ва, считал Ж. Боден, выражается в его исключительной возможности тво­рить (создавать) право и проводить в жизнь законы. В этой связи Ж. Бо­ден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствовать­ся вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройст­ва". Государство, по мнению французского юриста, выступает механизмом реализации интересов политического сообщества с помощью специальных органов - армии, суда, полиции, правительства. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверени­тета. Как можно заметить, в концепции Ж. Бодена органы государствен­ной власти, выполняющие функции управления и принуждения, выде­ляются из общества и противопоставляются ему, ставятся над ним.

Таким образом, с точки зрения первого подхода сущность государства понимается широко, она трактуется как объединение людей, которые под­чиняются праву и интересы которых выражают властные органы. С позиции второго подхода государство понимается в узком смысле - только как систе­ма институтов публичной (то есть выступающей от имени общества, всего народа) власти, как аппарат управления, обособленный от общества, но выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Современные авторы, как правило, объединяют оба подхода, вследствие чего государство определяется ими как особая форма организации в обществе политической власти, обладающей суверенитетом и осуществляющей управле­ние обществом на основе права с помощью специальных органов.

Возникновение государства как особой организации политической власти отразило процессы усложнения общественной жизни, дифферен­циации (разделения, разъединения, расхождения) экономических, соци­альных, культурных интересов и потребностей индивидов и групп, со­ставляющих общество. Образование государства обусловлено необходи­мостью реализации общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить не могли: это прежде всего потребности в со­блюдения прав и свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка и т. д. Преимущество государства в реализации общих це­лей и интересов связано с тем, что оно отличается высокой специализа­цией и разделением труда между правящими. Так, законодатели выраба­тывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общес­тва, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Кроме того, государство обладает большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Например, только государство владеет современной армией и полицией, способными ока­заться решающим аргументом в случае открытого социального конфлик­та. И, наконец, в распоряжении государства имеется полная и организо­ванная система санкций (мер воздействия), позволяющих ему добиваться повиновения от своих членов.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т. д.), оказывающих сущес­твенное влияние на общество:

- государство выступает как единая территориальная органи­зация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории ведет к установле­нию его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории го­сударство обладает верховенством и полнотой законодательной, испол­нительной и судебной власти над населением.

- государство представляет собой особую организацию по­литической власти, обладающую специальным механизмом, то есть системой органов и учреждений, наделенных компетенцией и осуществляющих непосредственное управление обществом. Компетенция органа государственной власти - это круг вопросов, находящихся в его ведении, основные направления деятельности (функции) и конкретные полномочия (права и обязанности) в различных сферах общества. Механизм государства составляют институты законодательной (парламент, органы местного самоуправления и т. д.), исполнительной (президент, правительст­во, министерства, губернаторы, мэры и т. д.) и судебной (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, суды первой инстанции в городах, районах и т. д.) ветвей власти.

Обеспечивая нормальные условия существования общества, государство обладает таким свойством, как принудительность, реализуемым с помощью органов насилия и принуждения - армии, службы охраны порядка и безопасности.

- государство организует общественную жизнь на основе четких правил - норм права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобяза­тельный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, прокуратуры, полиции, службы безопасности и т. д.).

- государство представляет собой суверенную, то есть полностью независимую, организацию власти. Суверенитет государст­венной власти - это ее верховенство и независимость от любых других властей внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти., проявляется: а) в общеобяза­тельности ее решений для населения; б) возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) обладании рядом исключительных прав (например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер); г) наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

- государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность. На эти средства содержится государственный аппарат, из них выплачивается заработная плата работникам бюджетных сфер (учителям, медикам и др.), осуществляются социальные выплаты пенсионерам, малоимущим, инвалидам и т. д.

- государство имеет и внешние символы, отличающие одно государство от другого: гимн, герб, флаг. Идея государственного флага сравнительно нова, хотя вообще флаги как таковые существовали давно и использовались, как правило, для обозначения местонахождения командного пункта во время боевых сражений.

На протяжении истории человечества отмеченные основные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания механизмов реализации властной воли. Они преобразовывались одновременно с изменениями в структуре институтов государственной власти, в специализации и дифференциации их функций и ролей.

Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется функциями , которые выполняет в конкретном обществе государство и отличают его от других политических институтов. Число и объем этих функций обусловлены состоянием экономической, социальной и культурной сфер жизни.

Понятие "функция" происходит от лат. functio - исполнение, осущест­вление и означает важнейшие направления воздействия государства на общество. Традиционно функции государства подразделяют на внутрен­ние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.

К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, орга­низаторская, правовая, культурно-воспитательная, политическая, образо­вательная и т. д.

Экономическая функция государства выражается в организации, коор­динации, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или применения санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных га­рантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает: обеспечение правопорядка; установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан; охрану общественного строя от разрушительных действий экстре­мистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохра­нительными органами государства (судом, прокуратурой и т. д.).

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в творчестве.

Одной из главных является политическая функция, которая предполагает обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработку политического курса, который может отвечать потребностям и чаяниям широких слоев населения, а может служить поддержанию политического господства класса собственников.

Среди внешних функций можно выделить функцию осуществления взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами, а также функцию обороны страны.

Социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Известный российский социолог А.И. Пригожий выделяет следующие признаки социальной организации:

• целевую природу;

• распределение членов организации по ролям и статусам;

• разделение труда и специализацию функций;

• построение по вертикальному (иерархическому) принципу;

• наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

• целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.

Цели — задания —это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поли­клинике, исследования в НИИ — все это цели — задания, опре­деляющие смысл существования этих организаций).

Цели — ориентации — это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации).

Цели— системы — это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т.е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность).

Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей:

стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улуч­шение условий труда, повышение качества работы и др. Каждое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.

Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1) добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.); 2) принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:

• деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

• общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

• промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);

• ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др. Классификация организаций разрабатывается не только социологами, но и экономистами (в зависимости от профиля продукции, численности персонала, технологического режима и т.д.), юристами (по ведомственной принадлежности, административным структурам, подчинению и т.д.) и представителями других общественных наук.

Важный аспект социологического исследования социальной организации связан с изучением вопросов ее управления. Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специалистом в области уп­равления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что уп-равленческая деятельность предполагает следующие обязательные функции: планирование деятельности организации; рациональное использование человеческих и материальных ресурсов; распорядительство с целью оптимизации функцио­нирования организации; координацию действий работников для достижения общих целей; контроль за исполнительской дисциплиной в соответствии с существующими правилами и нормами.

Современные организации имеют более сложную систему управления, которой присущи следующие характеристики:

• выработка стратегии управления организацией;

• деятельность по руководству персоналом организации;

• получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации;

• рациональное распределение ресурсов организации;

• проведение кадровой политики;

• ведение деловых переговоров;

• внедрение принципов инновационного управления;

• распространение рекламы;

• планирование и проектирование работы в организации;

• контроль и координация действий работников.

Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организа­ции. Они определяют стратегию развития организации, решают вопросы распределения ресурсов, ориентируют работников на достижение общих целей, собирают информацию и доводят ее до персонала, разъясняют политику и основные цели организации, выступают в качестве ее представителя.

Внутри социальных организаций могут складываться не­формальные связи и отношения. Они возникают стихийно и являются результатом продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденнoгo противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации. Вместе с тем, групповые нормы, присущие неформальным отношениям, могут иногда негативно сказываться на эффективности работы организации. Поэтому руководители организации должны учитывать наличие неформальных связей и отношений, направляя их развитие в русло конструктивного взаимодействия.

Таким образом, социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек — это «человек организации». Организация требует от него ориентации на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В свою очередь, личность может реализовать эти качества только в рамках эффективно работающей организации. Социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий функционирования социальных организаций.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каково значение понятия «социальный институт»?

2. Какие элементы составляют содержание социального института?

3. Каким образом происходит процесс институционализации?

4. Почему институт семьи является базовым в любом обществе?

5. Каковы основные формы организации семьи?

6. Что представляет собой брак?

7. Какие формы брака можно выделить и чем они различаются?

8. Чем обусловлена потребность в государстве и когда эта потребность возникла?

9. Насколько прав был древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.), который утверждал, что «…хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет»? В чем видел назначение государства Демокрит?

10. Хорошо или плохо, когда государство играет активную роль в жизни общества? Должны ли быть пределы его влиянию?

11. Что из себя представляет социальная организация? Какие основные виды социальных организаций выделяют в социологии?

Словарь терминов

Функция социального института – роль, которую должен выполнить социальный институт и объективные последствия выполнения такой роли. Различают функции явные и скрытые (латентные).

Дисфункция социального института – необеспечение социальным институтом общественной потребности.

Иерархия в организациях – распределение функций по линии руководства-подчинения, проявляется в централизации решений, односторонней зависимости подчиненного от руководителя, отношениях власти.

Цели организаций – планируемые результаты деятельности управленческого и исполнительского персонала. Делятся на цели-задания (предписанные сверху), цели-ориентации (групповые и личные интересы), цели-системы (устойчивость, управляемость, интеграция).

Управляемость организаций – степень контроля, которую управляющая подсистема организации способна осуществлять по отношению к управляемой.

Управление в организациях – состоит из целевого управляющего воздействия (приказ, задание), самоорганизации (спонтанной деловой и социально-психологической организованности) и организационного порядка (устойчивых связей, норм, функций, целей).

Наши рекомендации