Вклад К. Мангейма в разработку социологического подхода к исследованию молодежной проблематики

Основные направления исследований молодежной проблематики.

Психоаналитическое основывается на идеях З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д.Фельдштейн и другие. Накопленный опыт и знания послужили толчком в 70-е годы к комплексному исследованию социализации молодежи, ее различных социальных групп. Благодаря аналитическому подходу удалось приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать ее самореализации и преодолению социального отчуждения. Дальнейшее развитие данного направления было связано с освоением принципов «понимающей социологии», что позволило полнее раскрыть индивидуальность молодого человека.

Культурологическое основанное на рассмотрении молодежи как

социокультурного явления. Сущностные определения молодежи интерпретируются в

качестве форм субкультуры (Т. Джефферсон, Г. Джонс, С. Холл). В работах

отечественных социологов представлены результаты исследований ценностей и

мировоззренческой дифференциации в молодежной среде (Е. Гришина, А. Козлов,

В. Чурбанов, А. Шендрик), а также рассмотрение делинквентной субкультуры

преступного слоя общества, включающего в себя часть молодежи (К. Игошев,

Г. Миньковский, А. Салагаев

, для которого характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи этого направления стремятся осмыслить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах культуры, преобладающим становится анализ молодежных субкультур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи.

Классическим образцом культурологического направления являются работы К. Маннгейма,М.Мид.

Структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делают акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор знаменитой работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликте поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей. Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С.

Фролов, В. Шубкин и др.

Социально-воспроизводственное

Ювеналогическое

Рискологическое

5. Психоаналитическое направление в исследовании молодежи.

Психоаналитическое направление основывалось на выводимой из

психоанализа концепции жизненного пути личности. Возрастные

психофизические особенности личности молодого человека послужили основой

для научного определения молодежи. Особенностью данного направления

стало исследование молодости как переходного этапа, полного кризисов и

активного поиска индивидуальности. Был обоснован взгляд на молодежь, как

на категорию общества, нуждающуюся в поддержке в период преодоления ею

определенных стадий своего развития, через которые она осуществляет поиск

себя, своего места в жизни и на каждой из которых она испытывает потрясения.

Между тем, становилось ясно, что не все аспекты молодежных проблем могут

быть адекватно интерпретированы в рамках психоаналитического направления.

В первую очередь, это касалось социальных проблем молодежи,

возникающих в процессе включения ее в общество и продвижения к новым статусным позициям. Это дало импульс формированию другого фундаментального направления – структурно-функционального

.

6. Системный анализ молодежных проблем в рамках структурно-функционального подхода.

Если в фокусе внимания психоанализа оставались особенности и проблемы молодости

как фазы жизни, то в структурно-функциональном акцент переместился на

изучение молодежи как группы. Сама молодежь рассматривается как группа,

приобретающая некоторый социальный статус и выполняющая

соответствующие ему социальные роли. Набор значимых статусных

характеристик и социальных ролей, таких как окончание школы,

профессиональное самоопределение, выход на рынок труда, начало

самостоятельной жизни вне родительского дома, создание семьи, а также

формирование полноценного гражданского статуса в его экономическом,

правовом, политическом и социальном смысле характеризовали не только

специфику молодежного статуса, но и различия внутри молодежи. Разработка в

отечественной социологии молодежи проблем межпоколенного

взаимодействия, межпоколенной и внутрипоколенной мобильности,

жизненного самоопределения, а в западной социологии - проблем социальной

транзиции послужило системному анализу процесса интеграции молодежи в

социальную структуру. Между тем, ограниченность данного подхода со всей

очевидностью проявилась в аспекте анализа девиантных траекторий молодежи

и тем более объяснения конфликтов в среде молодежи, неизбежных для

модернизирующихся обществ. Не отражало данное направление и всего

многообразия способов организации жизнедеятельности молодежи, особого

мира ее норм и ценностей, образов и стилей жизни.

7. Культурологическое направление в исследовании молодежи.

Оно представлено теориями,

рассматривающими специфически молодежные явления под углом зрения

феноменологии человеческой культуры. Мир молодежи осмысливается в его

сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями,

идеями, целями и мотивами поведения реально действующих молодых людей.

Названные субъективные проявления фиксируются и концептуализируются как

последствия объективных процессов,

отраженных в различных формах

субкультуры.

На основе многопланового понимания культуры как степени усвоения

социальных норм; суммы духовных богатств, накопленных человечеством;

особого способа жизнедеятельности, исследуется значительный пласт явлений

молодежной жизни, их ценностная и мировоззренческая дифференциация,

особенности внешней атрибутики, форм проведения досуга и т.д. Благодаря

использованию культурологической традиции, стал возможен системный

анализ сознания и стилей жизни молодежи, а также возникающих в ее среде

социальных проблем во взаимосвязи с реальными процессами.

8. Молодёжь как субъект общественного воспроизводства в концепции социального развития молодёжи В.И.Чупрова.

теоретической концепции молодежи как субъекта общественного

воспроизводства, предпринятой в конце 80-х г.г. группой ученых под

руководством В.И.Чупрова и положившей начало социально-

воспроизводственному подходу в социологии молодежи.

В рамках нового теоретико-методологического подхода сущностной

характеристикой молодежи рассматривалось становление субъектности этой

социально-демографической группы. Этот развернутый во времени процесс

протекает в виде формирования таких личностных и социальных качеств, реализация которых позволяет молодому человеку выступать субъектом, как

индивидуального развития, так и социального.

Отличительное социальное качество молодежи связывается с ее

специфическим положением в процессе воспроизводства социальной

структуры, детерминированным способностью молодого поколения

наследовать, воспроизводить на качественно новой основе и передавать

(транслировать) следующим поколениям всю систему социальных отношений.

Названное свойство молодежи как социальной группы раскрывается в процессе

реализации ею функции воспроизводства социальной структуры.

В социологии под воспроизводством понимается постоянное повторение,

непрерывное возобновление процесса общественного производства, призванное

обеспечивать развитие общества и отдельных его групп как целостной

системы.

Оно означает самосохранение и самовосстановление социальных

систем, социальной структуры, и включает в себя процессы как

функционирования этих систем и структур, обеспечивающего

репродуцирование их состояния, так и социальную динамику, представляющую

собой переход к новому количественно-качественному состоянию.

Наличие двух сторон производства – материальной и духовной придает

этому процессу внутренне взаимосвязанный характер. Производство

материальных условий жизни образует основу общества. Создавая

необходимые для жизнедеятельности материальные ценности и блага, оно,

вместе с тем, творит и самого человека. Духовное производство - преобразует

общественное и индивидуальное сознание, что ведет к изменению типа

личности. Тем самым, в процессе общественного производства

воспроизводятся не только материальные блага или совокупный общественный

продукт, но и все многообразие общественных отношений.

Включаясь в сложившиеся общественные структуры и отношения,

молодежь становится основным фактором их воспроизводства. Выделяемые на

этой основе специфические социальные функции молодежи -воспроизводственная, инновационная и трансляционная – выступают ее

сущностными характеристиками и группообразующими признаками.

В основу воспроизводственной концепции молодежи положено единство

социально-философского и социологического подходов к изучению молодежи

как социально-демографической группы. Такие существенные признаки

молодежи, как возрастные особенности, положение в социальной структуре,

специфика сознания и поведения, особые формы культур (субкультуры)

рассматриваются через призму специфической роли, которую молодежь играет

в системе воспроизводства и развития общества. Подобный подход позволил

по-новому операционализировать молодежь как базовое понятие отрасли

социологии.

В социологическом смысле воспроизводство включает в себя как процессы

функционирования социальных систем и структур, так и поэтапное их

развитие. Если функционирование обеспечивается достаточным уровнем

простого воспроизводства (повторения), то развитие - расширенным

воспроизводством. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные

отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение и

функционирование общества и участвует в его совершенствовании и

преобразовании на основе собственного инновационного потенциала. Тем

самым осуществляется развитие и молодёжи, и общества в целом.

Социальное развитие молодежи определяется как последовательный

процесс изменения социального положения и детерминированных им

сущностных сил (потенциальных и побудительно мотивационных),

отражающихся в специфических формах ее социальной деятельности.

Поскольку в отличие от функционирования развитие предполагает не только

простое воспроизводство (преемственность) молодым поколением основных

элементов социальной структуры, но и их совершенствование, то в конкретно

социологическом плане оно операционализируется как соотношение

преемственности и новаторства на разных стадиях становления молодого

поколения. Исходя из понимания общественного воспроизводства как единства

материального и духовного производства, функционирование и развитие

молодежи как социально-демографической группы отражает ее становление в

качестве субъекта производства жизненных средств (условий жизни) и

производства жизненных сил человека (духовных и физических).

Соответственно нарушение, дисфункция этого процесса лежит в основании

социальных проблем молодежи.

Включаясь в социальную структуру, молодежь видоизменяет ее и под

воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное

воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность

молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной

структуры потребностей, интересов и ценностей, составляющих

мотивационную сферу сознания. В процессе социального развития молодежи

она играет роль внутреннего регулятора, благодаря которому происходит

осознанный выбор путей и способов включения молодых людей в различные

“ячейки” социальной структуры.

В индивидуально психологическом плане в мотивационной сфере

сознания, т. е. в особом образом структурированных потребностях, интересах,

ценностях, мотивах, установках и идеалах молодежи, отражается

направленность личности. Последняя определяется соотношением получаемых

от общества материальных и духовных ценностей и вкладом, вносимым

молодым поколением в развитие общества. В широком социальном контексте

такой взгляд оправдан той специфической функцией, которую призвана

выполнять молодежь в системе воспроизводства общества. Она реализуется

посредством репродуктивной и инновационной деятельности. Здесь и

проявляется взаимная детерминация развития молодежи и общества.

Воспроизводство общества во многом является самовоспроизводством,

стабилизирующим социальную структуру и социальную жизнь в целом. На базе основных составляющих социальной структуры

осуществляются межпоколенные и внутрипоколенные социальные

перемещения. Их основой во многом являются структурные изменения

общества, но и не только. В связи с ростом достиженческой ориентации в

молодежной среде в современном обществе все больший вес приобретают

добровольные перемещения как вид мобильности.

9. Современные тенденции в развитии социологии молодежи (рискологическое и ювенологическое направления).

- рискологическое направление, в рамках которого молодежь рассматривается

одновременно как жертва общества и как угроза его безопасному существованию

(К. Робертс, Э. Ферлонг, Ф. Картмел, К. Эванс). Исследуется такое поведение молодых

людей, которое характеризуется асоциальностью и действиями, угрожающими обществу

(С. Робинсон, Н. Грегсон). В отечественной литературе разработана концепция

молодежи в обществе риска (Ю. Зубок).

- ювенологическое направление реализует стремление к комплексному

междисциплинарному исследованию молодого поколения (В. Адамски, Л. Розенмайр,

Б. Нимерко, К. Господинов, П. Митев, Ф. Малер). Молодежь рассматривается во всем

многообразии ее свойств, особо выделяется роль молодежи как субъекта общественных

отношений, способного оказывать влияние на старшие поколения (ювентизация)

10. Понятие возраста в науке.

возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (букв.—не имеющий права говорить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин.

Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему («молодой человек», «парень» и т.п.) нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

· Индивидуальное развитие.

· Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.

· Возрастной символизм.

Временные аспекты индивидуального человека реализуются в его временных характеристиках. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в терминах возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений.Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. Поколение - понятие обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.

возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус.

Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее - предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других - фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

11. Представления о критериях возраста в различных культурах.

12. Преемственность поколений как диалог культур.

Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

· - степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);

· - сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время;

· - современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста;

· - отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме того, люди склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность.

Преемственность поколений вообще не обязательно идет по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника. Анализируя историю буржуазной революционности в XIX в., А. И. Герцен писал, что «дети» выглядят порой старше своих «отцов» и «дедов». «Между стариком девяностых годов, фанатиком, фантастом, идеалистом, и сыном, который старше его осторожностью, благоразумием, разочарованием... и внуком... нарушено естественное отношение, нарушено равновесие, искажена органическая преемственность поколений... На этом поколении окончательно останавливается и начинает свое отступление революционная эпоха; еще поколение—и нет больше порывов, все принимает обычный порядок, личность стирается, смена экземпляров едва заметна в продолжающемся жизненном обиходе».5

ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, и носителем новых устремлений, выражающим новые потребности, чаще всего становится молодое поколение. Новое поколение острее ощущает и свободнее выражает основные проблемы развития во всех нетрадиционных обществах. Процесс культурного движения подчиняется поколенческим ритмам: смена представлений, сложившихся во время кризиса, совершается как вытеснение одного поколения другим, претендующим на более эффективную программу переустройства общества. Различия между поколениями тем глубже, чем динамичнее и масштабнее перемены в той или иной стране.

13. Разрешение конфликта поколений социальными средствами.

Вклад К. Мангейма в разработку социологического подхода к исследованию молодежной проблематики.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.[2]

Наши рекомендации