Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социализации
1) она присуща не только человеку, но и животным
2) это кумулятивный процесс накопления социальных навыков +
3) это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса
4) это психофизиологический процесс укрепления организма
5) физиологический процесс
197.Термин «интеракция» означает:
1) международные отношения
2) социальные отношения
3) социальное взаимодействие +
4) процесс установления способа коммуникации
5) антоним девиации
198.Ресоциализация представляет собой:
1) период социализации, совпадающий с получением формального образования;
2) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;
3) отучение от старых норм, ценностей и ролей;
4) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни+
5) синоним ассимиляции
199. Девиантное поведение — это не что иное, как:
1) типичное поведение правонарушителя (делинквента)
2) преступное поведение
3) отклонение от формального закона
4) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм +
5) безупречное поведения
200. Девиация чаще всего наблюдается:
1) у пожилых людей
2) у людей озабоченных, прежде всего личными интересами +
3) у женщин
4) у молодых
5) у всех без исключения
201. Социальные предписания — это:
1) средства наказания
2) средства поощрения
3) запрет или разрешение сделать что-либо +
4) формальные негативные санкции.
5)неформальные положительные санкции
202. К макросоциологическим понятиям относятся:
1) малая группа
2) социализация
3) цивилизация +
4) взаимодействие
5) типология
203. К микросоциологическим понятиям относятся:
1) малая группа +
2) цивилизация
3) мировая система
4) государство
5) мировое сообщество
204.К числу динамических процессов в малой группе относится:
1) собрание группы;
2) ссора между членами группы
3) структурирование +
4) совместный отдых.
5) мобильность
205. Важнейшим условием социального взаимодействия П. Сорокин считает:
1) наличие соответствующей мотивации
2) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и психическое переживание друг друга +
3) наличие взаимной заинтересованности
4) наличие взаимной выгоды
5) наличие взаимной цели
206. Типичным представителем малой группы является:
1) очередь в магазине
2) участники забега на короткую дистанцию
3) группа посетителей музея, сопровождаемая экскурсоводом
4) нуклеарная семья +
5) группа студентов
207. Первичной, называется малая группа:
1) образующая ядро вторичной группы
2) отличающаяся наиболее высокой частотой и плотностью контактов между ее членами +
3) формирующаяся раньше вторичной по времени;
4) система ценностей и норм которой является для ее членов своеобразным эталоном
5) сбор военнослужащих
208. Тип социального характера, преобладающего в современных развитых обществах, называется:
1) нерыночный
2) ориентированный на себя
3) ориентированный традицию
4) ориентированный на других +
5) ориентированный на семью
209. Как в социологии называется изменение индивидом или группой статусных позиций?
1. Социальной стратификацией
2. Социальной структурой
3. Социальной мобильностью +
4. Социальной иерархией
5. Социальным движением
210. Что лежит в основе кастовой стратификационной системы?
1. Дифференциация социальных групп по «естественным» социально- демографическим признакам
2. Военно-юридическое принуждение
3. Дифференциация групп на основе этнических различий, закрепляемых религиозным порядком и религиозными ритуалами +
4. Различия в обладании юридическими правами
5. Дифференциация по положению во властно-государственных иерархиях
211. Какие из малых групп считаются наиболее продуктивными:
1) диады
2) триады +
3) численностью 3-6 человек
4) численностью более 6 человек
5) численность превышает 100 человек
212. Что лежит в основе физико-генетической стратификационной системы?
1. Дифференциация социальных групп по «естественным» социально-демографическим признакам +
2. Военно- юридическое принуждение
3. Этнические различия, закрепляемые религиозным порядком и религиозными ритуалами
4. Различия в обладании юридическими правами
5. Дифференциация по положению во властно-государственных иерархиях
213 . Что лежит в основе социально-профессиональной стратификационной системы?
1. Дифференциация социальных групп по «естественным» социально-демографическим признакам
2. Военно-юридическое принуждение
3. Дифференциация по положению во властно-государственных иерархиях
4. Деление групп по содержанию и условиям труда +
5. Дифференциация по степени доступа к социально-значимой информации
214. Какие критерии являются главными в стратификации?
1. Доход, власть, образование и престиж +
2. Богатство, должность и вера
3. Принадлежность к религии и доход
4. Власть, собственность, доход
5. Принадлежность к религии, экономический статус и образование
215. Чем измеряется доход?
1. Количеством денег, которые получает индивид в течение определенного периода времени +
2. Количеством лет проведенных в средней и высшей школе
3. Степенью уважения статуса в общественном мнении
4. Числом людей, на которых распространяется принимаемое индивидом решение
5. Экономическими возможностями, определяемыми обычаями, законами и передаваемыми по наследству
216. Что лежит в основе рабовладельческой стратификационной системы?
1. Деление социальных групп по «естественным» социально-демографическим признакам
2. Деление групп по содержанию и условиям труда
3. Дифференциация по положению во властно-государственных иерархиях
4. Военно-юридическое принуждение +
5. Различие по степени доступа к социально-значимой информации
217. В основе какой системы лежит деление групп по содержанию и условиям труда?
1. Физико-генетической стратификационной системы
2. Сословной стратификационной системы
3. Культурно-символической стратификационной системы
4. Социально-профессиональной стратификационной системы +
5. Культурно-нормативной стратификационной системы
218. Конформность — это:
1) неподчинение социальным нормам
2) проявление инновативного поведения
3) принятие социально одобряемых целей и средств их достижения +
4) один из типов девиантного поведения
5) полное отсутствие социальных норм
219. Интерпретация понятия “молодежь” в юридических науках связана с:
1.физическим развитием индивида, в течение которого идет процесс формирования его конституции
2.определенными биологическими процессами развития
3.этапом физического развития индивида
4.определением границ ограниченной вменяемости+
5.с социальным развитием личности молодого человека
220. Кто из известных ученых характеризует юношеский период как переход из состояния ребенка в состояние взрослого, как время динамической “метаморфозы”:
1.Э. Шпрангер
2.Д. Бромлей
3.Г. Шельский
4.А. Швенк+
5.Ф. Тенбрук
221. Социологический подход исходит из того, что:
1. молодежь как общественная группа является объектом и субъектом общества+
2.молодежь переживает сензитивный период своего развития
3.становление молодежи связано с его физическим развитием
4.становление молодежи связано с генеративными процессами созревания
5.рассматривает молодость как определенный отрезок времени в онтогенезе индивида
222. Впервые, в 1968 г., наиболее полное определение понятия “молодежь” было дано социологом:
1.В.Н. Борязом
2.С.И. Левиковой
3.Е.Л. Омельченко
4.С.П. Иваненковым
5.В.Т. Лисовским+
223. Несомненной заслугой представителей структурно-функционального направления изучения молодежи явилась:
1.характеристика молодежной субкультуры
2.разработка концепции межпоколенного взаимодействия, делая акцент на возрастной дифференциации+
3.разработка “эпигенетического” принципа
4.разработка теории социального поведения молодых людей
5.распространение идеи синтеза естественных и социальных наук
224. Важная роль в развитии молодежных исследований принадлежит следующей отрасли социологического знания:
1.социологии личности
2.социологии управления
3.социологии молодежи+
4.социологии города
5.экономической социологии
225. Новая наука молодежи, представляющее собой междисциплинарное комплексное знание о становлении и взрослении молодого человека, формировании его как полноценного члена общества посредством социализации называется:
1.валеологией
2.культурологией
3.ювенологией+
4.детской психиатрией
5.социальной педиатрией
226. К демографическим параметрам, характеризующим молодежь как особую группу относятся:
1.статус и ролевые функции
2.психика и эмоции
3.рост и вес
4.ценности и нормы
5.рождаемость, смертность, миграции, численность+
227. К медико-биологическим характеристикам молодого поколения относят:
1.здоровье+
2.нравственность
3.безработица
4.акцентуация
5.адаптация
228. Юношеский возраст – это период фундаментальных изменений, во время которого:
1.происходят важные физиологические, социальные, психологические изменения+
2.появляется возможность распоряжаться деньгами независимо от родителей
3.появляется возможность вступления в брак
4.появляется возможность проживания независимо от родителей
5.происходит нарушение норм питания
229. Кто из известных ученых является автором теории умственного или когнитивного развития ребенка:
1.З. Фрейд
2.Л. Колберг
3.Э. Эриксон
4.М. Мид
5.Ж. Пиаже+
230. Как называется молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной, базовой культуры общества “культуры отцов”)?
1.конформизм
2.контркультура+
3.конфессиональная культура
4.наркокультура
5.эскейпизм
231. Когда в ХХ веке произошел “бэби-бум”, или бум рождаемости, в США?
1.в конце 40-х - 50-х годах+
2.в 60-х годах
3.в 70-х годах
4.в 80-х годах
5.в 90-х годах
232. Как называется разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующий о нарушении механизма социализированного включения молодого поколения в жизнь взрослых, предполагающего принятие молодыми на себя новых обязанностей и обязательств?
1.бихевиоризм
2.субкультуризм
3.социальный инфантилизм+
4.прагматизм
5.космополитизм
233. Как называется стремление человека уйти от действительности, общепринятых стандартов и норм общественной жизни?
1.эскейпизм+
2.нигилизм
3.утопия
4.аутентизм
5.конформизм
234.Какой термин используется для обозначения совокупности следующих направлений деятельности: 1) воспитание нового типа личности с новыми формами сознания и действия; 2) формирование новых отношений между людьми; 3) формирование и принятие новых ценностей, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, эстетических и этических критериев?
1.сексуальная революция
2.наркокультура
3.контркультура+
4.субкультура
5.коммунитаризм
235. Элементами, какой культуры являются “наркотическая культура”, “восточная мистика” и оккультизм, “сексуально-революционная культура”?
1.молодежной субкультуры +
2.элитарной культуры
3.духовной культуры
4.конфессиональной культуры
5.материальной культуры
236. Принцип добровольной простоты, лежащий в основе альтернативного молодежного стиля жизни, выражается в минимизации:
1.жизненных стрессов
2.количества работы, выполняемой человеком
3.потребления
4.денег
5.Вышеуказанные варианты верны+
237. Кому из американских антропологов, специалистов по социальным проблемам детей и молодежи, принадлежит авторство концепции, согласно которой выделяются одновременно сосуществующие три типа культур - прошлая (постфигуративная), настоящая (кофигуративная) и будущая (префигуративная), являющиеся источником разногласий поколений?
1.М. Мид+
2.К. Кенистон
3.Г. Маркузе
4.Э. Фромм
5.Р. Хайнлайн
238. Основными создателями контркультуры в США В 60-х годах ХХ столетия были:
1.битники и хипстеры
2.“новые левые” и хиппи+
3.неоконсерваторы и неохристиане
4.панки и скинхеды
5.байкеры и толкиенисты
239. Согласно хиппи США 60-х годов ХХ столетия, любовь - это:
1.освобождение от репрессивных табу, навязываемых средним классом
2.духовное содружество людей, а также нежность и уважение личных связей
3.всеобъемлющая любовь к человеку
4.“сексуальная свобода”
5. Вышеуказанные варианты верны +
240. Акцентуацией характера называется:
1.формирование самосознания человека
2.неравномерное развитие физиологических и психических функций
3.варианты нормального характера человека+
4.выраженные характерологические нарушения
5.дифференцированное осознание себя как члена сообщества
241. Что понимают под девиантным поведением молодых людей понимаются:
1.наиболее общие и типичные представления
2.процессы приобщения индивида к обществу
3.действия, поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам+
4.определенный “срез” поведения
5.эффективные системы оказания медицинской помощи
242.Беспризорными – считаются:
1.несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье+
2.эмоционально неустойчивые подростки
3.подростки, безответственно, относящиеся к своему здоровью
4.подростки, характеризующиеся неравномерностью физиологического и психологического развития
5.подростки, имеющие однотипное протекание возрастных процессов
243. Социальное отклонение представляет собой:
1.нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при определенных социальных условиях+
2.обычаи и традиции, отражающие привычные образцы поведения
3.мораль, несущую оценочную нагрузку
4.процесс, действующий через внутренние психологические механизмы
5.право, представляющее собой формальные, текстуально закрепленное законом
244. Аддиктивное поведении выражается:
1.в выходе за пределы объективной социальной нормы
2.в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах+
3.в интеграции молодых людей в общество
4.в культивировании в сознании и поведении определенных явлений
5.в социокультурном изменении и переоценки и девальвации ценностей
245. Суицидное поведение представляет собой:
1.тип поведения человека, обладающего повышенной склонностью к самоубийству+
2.отсутствие самобытности, оригинальности в привычках, взглядах и принципах человека
3.активное отторжение норм, принятых в обществе
4.тип человека, постоянно создающего себе проблемы
5.тип поведения человека, сопровождающегося значительным сокращением социальных контактов
246. Преступность представляет собой:
1.первичную профилактику самоубийства
2.наиболее опасное отклонение от социальной нормы, относительно массовое, исторически изменчивое социально-правовое явление+
3.неблагополучное явление
4.беспомощное, психическое состояние человека
5.выход из сложившейся ситуации
247. Социализация – представляет собой в социологии:
1.процесс взаимодействия индивида и социальной среды, основное содержание которого есть передача – освоение социального опыта, становление общественного человека, а, в конечном счете, воспроизводство самого общества+
2.ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка
3.сохранение и укрепление здоровья молодых людей
4.восстановление статуса и значимости института семейного воспитания
5.фактическое соблюдение принципа сочетания воспитания и обучения
248. Актуализация психологической готовности к употреблению психотропов:
1.неспособность подростка, молодого человека к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных потребностей
2.неэффективность способов психологической защиты, позволяющей хотя бы временно снять эмоциональное напряжение.
3.наличие психотравмирующей ситуации, из которой молодой человек не находит конструктивного выхода
4.слабое развитие самоконтроля
5. Вышеуказанные варианты верны+
249. Алкоголизм характеризуется:
1.патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности+
2.неумеренным потреблением алкоголя
3.процессом, нарушающим социальную адаптацию
4.процесс, предоставляющий повод для необычных ощущений
5.наследственными признаками
250. Проступок человека представляет собой:
1.противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние
2.посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред
3.противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности+
4.попытку самоутверждения
5.немотивированное агрессивное состояние человека
251. Термин олигофрения для обозначения нарушения интеллектуального развития был введен (1915 г.) немецким психиатром:
1.З. Фрейдом
2.Э. Эриксоном
3.Тенбруком
4.Розенмайером
5.Э. Крепелином+
252. Идиотия – это:
1.самая глубокая степень умственной отсталости детей+
2.более легкая, по сравнению с имбецильностью
3.наиболее легкая по сравнению с дебильностью и имбецильностью
4.физическая задержка развития
5.психофизический инфантилизм
253. Социальная работа с молодым правонарушителем, отбывающим наказание, строится:
1.исходя из учета общей направленности его личности, определяемой на основе сопоставления данных, проявившихся в отношениях и действиях+
2.исходя из собственного опыта
3.основываясь на эмоциях
4.не неподкрепленных реальностью притязаний
5.исходя из функциональных обязанностей