Глава 2. массовая коммуникация как социальный институт

2.1.Социологическое изучение социальных институтов....................... 69

2.1.1. Понятие социального института и история

егоизучения………………………………………………………..70

2.1.2. Институты и организации 74

Оглавление

2.2. СМИ как социальный институт.................................................................... 75

2.2.1. Специфические черты СМИ как социального

института........................................................................................................ 75

2.2.2. Масс-медиа и власть 78

2.3. Процесс формирования публичной сферы................................................ 79

2.3.1. Case-study — английские клубы................................................... 84

2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных
институтов................................................................................................................. 93

2.4.1. «Академический порядок знаний» — научная коммуникация...... 100

2.4.2. Массовая коммуникация как конституционно-правовая сфера... 103

Черты повседневного знания, или Мнения.............................. 104

Противоречивость конституционно-правового

порядка............................................................................................... 105

2.4.3. Глобализация и международный информационный
порядок.......................................................................................................... 109

2.5. Исследовательские перспективы............................................................... 119

Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 122

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

3.1. Свобода слова как нормативный принцип

деятельности СМИ................................................................................................. 124

3.2. Свобода слова и современные масс-медиа............................................. 129

3.3. Модели функционирования СМИ.............................................................. 133

3.3.1. Авторитарная теория...................................................................... 134

3.3.2. Советская система массовой коммуникации........................... 137

3.3.3. Либертарианская теория............................................................... 138

3.3.4. Теория социальной ответственности......................................... 142

3.3.5. Модель демократического представительства....................... 145

3.3.6. Модель развития.............................................................................. 146

3.4. К социальной теории медиа: основные требования............................ 147

3.4.1. Свобода.............................................................................................. 148

3.4.2. Разнообразие..................................................................................... 149

3.4.3. Качество информации.................................................................... 151

3.4.4. Социальный порядок и солидарность....................................... 152

3.4.5. Культурный порядок...................................................................... 153

«Культурное гражданство».......................................................... 154

Оглавление

3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия
журналистики.......................................................................................................... 156

3.5.1. Понятие власти (господства) и его смысл................................. 157

3.5.2. «Четвертая власть» versus социальная миссия........................ 159

3.6. Российские СМИ — четвертая власть?.................................................... 164

Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 174

Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

4.1.Протокоммуникативистика — от Адама Смита

до Зигмунда Фрейда.............................................................................................. 175

4.2. Возникновение американской традиции

исследований СМИ: Чикагская школа............................................................. 187

4.2.1. «Первичная группа» — основа межличностной коммуникации (Ч. Кули) 189

4.2.2. Роль стереотипов в массовой коммуникации.......................... 190

4.2.3. Коммуникация как основа общества (Р. Парк)........................ 192

4.2.4. Концепция Г. Лассуэла.................................................................. 193

СМИ и пропаганда.......................................................................... 194

Структура коммуникации............................................................. 197

Анализ контроля сообщений........................................................ 198

Анализ содержания (контент-анализ)........................................ 200

Анализ аудитории и воздействия СМИ..................................... 204

Функции массовой коммуникации, по Г. Лассуэлу............... 206

4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой
коммуникации......................................................................................................... 207

4.3.1. Концепция П. Лазарсфельда........................................................ 211

Повторное открытие первичной группы.................................. 212

«Лидеры мнений»............................................................................ 213

«Личное влияние»............................................................................ 214

Двухступенчатая модель коммуникации.................................. 216

4.4. «Массовое убеждение»: исследования К. Ховланда........................... 218

4.5. Итоги второго этапа...................................................................................... 220

4.5.1. Развлечение — «наркотизирующая»

функция СМИ............................................................................................... 223

4.5.2. Типология функций (основных задач) масс-медиа

в обществе..................................................................................................... 228

Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 231

Оглавление

Наши рекомендации