Место case study в исследовательском процессе

Классификация по назначению (иллюстративные; аналитические; связанные с принятием решений).

Достоинства метода. Слабые стороны метода case study .

Р. Йин о Case-Study и принципах работы в поле. Технология работы в поле. Л. Ньюман и М. Хаммерсли о технологии работы в поле.

Способы повышения надежности данных. Понятия триангуляции методов, триангуляции данных, триангуляции исследовательской группы.

Содержание и структура отчета Case-Study.

Case Study(метод, стратегия)

1) Детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов

2)подход, предполагающий применение различных способов глубинного обследования одного или нескольких примеров существующих социальных феноменов, использующий различные источники получения информации.

В качестве кейса может выступать отдельный ч-к, события или соц. действие, группа, организация или институт.

Романов: " Случай - отдельный фрагмент соц реальности, рассматриваемый в простанственно-временном измерении и воплощающийся в том или ином направлении соц политики, организационном контексте определенного учреждения или конкретных специалистов.

Объекты исследования :

соц институты

соц группы

соц феномены

соц процессы

результаты деятельности людей (теория, предметы потребления)

Любое социологическое исследование имеет дело с кейсом.

CASE STUDY - исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ соц феномена на примере отдельного эмперического объекта (случая).

Области применения:

1. Вид качественной стратегии исследования соц явлений

2. Метод обучения- техника обучения, использование реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающиеся долдны проанализировать.

Начало в 20м веке в Гарвадском университете. В 1910г профессор Копленд первый стал использовать этот метод для анализа конкретных ситуаций их жизни ( в основном, для изучения права)

Сферы применения:

политические исследования

исследования организаций

исследование соц институтов

исследование соц феноменов

Достоинтства метода:

возможность получения более глубинной информации о латентных процессах, скрытых механизмах соц отношений

возможность реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми, процессов, событий, фактов в рамках отдельного случая

позволяет сделать это наиболее целостным образом так как кейс стади содержат наборы специальных техник и предполагает использование комбинации методов сбора и анализа данных.

П.Блау: выборка не является случайной, но на основе сравнения можно сделать:

1) важные обобщения относительно деят-ти формальных организаци

2)опровергнуть или подтвердить тенденцию

Слабые стороны:

R.Yin: "можно представить подробные данные, которые достигаются ценой невоз-ти полноценного обобщения"

П.Блау:применение метода вызывает :1) "хоторнский эффект" (я забыла его суть,плак плак)

2)проблема отбора случая(сложность в поиске типичности в череде наблюдаемых соц взаимодействий)

3)высокая степень субъективности

Обоснование выбора объекта исследования. "ЧТО ЕСТЬ СЛУЧАЙ?"

Объекты.

-рассмотрение объекта как целостнсти

-некое сообщество, соц явление, класс действий или область деятельности

-отдельный фрагмент соц реальности, рассматриваемое в пространственно-временном измерении и воплощенный в том или ином направлении

Изучение случая опирается на анализ частых единиц анализа личных биографий,предприятий,населенных пунктов.

Этнографический вид - динамическое балансирование между детальной описательностью, фокусир. на особенностях той или иной соц практики и стремлением выйти на объяснения каких-либо более широких закономерностей.

Когда не существует проблемы обоснования выборы случая - берется либо конкретное событие, либо уникальный случай (задача ограничивается описанием случая)

Когда существует проблема обоснования выбора случая - необходимо обобщение, выбирается типичный случай.

Все выбранные случаи должны быть теоретически обоснованы. В зависимости от задачи исследования либо обосновывается типичность данного случая, либо объясняется необходимость рассмотрения именно данного случая с точки зрения целей и задач исследования.

Классификация по целям исследования:

Стенхауз:

· эвалюатарное (направленное на оценку)

· образовательное

· этнографическое (описательное)

Йин:

· аналитическое

· описательное (подробное описание)

Описательные стратегии (КАК?)

Объяснительные стратегии (ПОЧЕМУ?)

ТЕХНОЛОГИЯ. (Каким образом метод используется.)

Вхож в поле - очистка лука, а не открывание двери, так как соц отношения обговариваются и формируются через процесс работы в поле. Когда погружаемся в кейс стади необходимо обращать внимание не только на свои эмоции, но и на реакцию среды.

Чтобы преодолеть субъективность, нужно принимать позицию отстраненности.

Триангуляция - коллективный способ сбора и анализа данных, привлечения исследователей разного пола, возраста, проф специализации, приминение комбинации методов.

Триангуляция методов:

-неформализов интервью

-формализ интервью

-групповое интервью

-наблюдение

-анализ документов

Триангуляция исследователей :

Хаммерсли: "делать знакое известным",т.е. выявлять в знакомой рутине известных связей характерные элементы, типизирующие данную культ среду и придающ ей определенную специфику .

По итогам дня работы в кейс стади группа собирается, чтобы обменять впечатлениями+обязательно нужно записывать как можно подробнее мысли и эмоции, а то забывается

Э.Холл : преодолеть "хоторнский эффект" возможно увеличивая время пребывания в организации - "символическое превращение в деталь интерьера".

Исследователи поняли, что работницы показывали совсем другие формы поведения. Само присутствие исследователя повышало работоспособность , но потом все становилось как прежде ибо сотрудники привыкали к "части интерьера"

Особенности полевой работы:

-смотреть на привычные практики так словно они были чужими

-соблюдать этнические принципы, среди которых важную роль играют анонимность

-навыки тщательного наблюдения и слушания, записи по памяти и регулярные записи

-полевое ис-ние начинается с общей темы

-нудно быть открытым для новой инфы.

Собирать док-ты и док-ные источники: то, что известно.

график,обращать внимание на лексику,жаргон.

Важна историческая справка.

План этнографического кейс стади:

· динамика численности

· группы работников

· идеалогия

· этика

· язык

· орг-ная культура и субкультура

Качественный анализ текстов. Понятие нарратива. Технология анализа. Использование нарративного анализа в качестве самостоятельного метода и в комбинации с другими методами (привести конкретные примеры).

Наши рекомендации