Инициатор сообщения (message originator) -в коммуникативистике то же самое, что и коммуникатор

Инновация -нововедение.

Инсайдер* (insider) - коммуникант, входящий во влиятельные структуры и имеющий доступ к закрытой информации.

Инсайт - внезапное озарение.

Инсинуация -злостный замысел, лживые клеветнические измышления с целью опорочить, принизить, что-либо или кого-либо.

Интенсивность коммуникации -частота обмена информацией.

Интерактивное телевидение (interactive television) -телевидение, позволяющее по запросу абонента передавать текстовую, графическую и другую информацию и выводить ее на экран.

Интернет* (Internet) -всемирная компьютерная коммуникативная сеть, к которой подключены миллионы пользователей со всего мира. Превратившись в глобальную сеть, интернет продолжает развиваться, став доступной для более обширной аудитории, обеспечивая ее такими видами сервисных услуг, как электронные почтовые и банковские операции, видеоконференции, телешоппинг, программы на заказ и пр.

Интерпретация(от лат. interpretatio) - истолкование, объяснение, раскрытие смысла, перевод на более понятный язык.

Интерфейс (interface) -граница, раздел. В коммуникативистике - соединительное звено в виде комплекса технических и программных средств, объединяющих различные части системы.

Интранет (Intranet) - сеть внутренних связей между информационными компаниями.

Информационная система -

Информация* (information от лат. informatia - разъяснение, изложение) -сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом. В коммуникативистике это понятие распространяется на обмены сведениями между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также и на сигнальные связи в животном и растительном мире. Автор книги склоняется к идее о том, что информация наряду с коммуникацией - одно из всеобщих свойств материи, вместе с такими атрибутами как движение, время, пространство.

Информатика - как область научных знаний, связанных с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации.

Информациология - наука, которая изучает закономерности образования, передачи и накопления информации, ее свойства, структуру, роль в проявлении фундаментальных законов окружающего нас мира.

Информационная безопасность -способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищённые информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации.

Информационная среда* (information environment).В информатике - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, обеспечивающих заданный режим работы и условия выполнения ее задач.В коммуникативистике применяется и в более широком значении - как реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в постоянном соприкосновении со СМИ и другими средствами коммуникации.

Информационное общество (information society).Термин применяется для обозначения особого вида общественной формации поздних разновидностей постиндустриального общества, новой эры развития человеческой цивилизации. Наиболее яркими представителями этого направления являются А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский и др. (Франция), М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман и др. (Германия, М. Мак-Люэн, Д. Белл. А. Тоффлер и др. (США), Д. Масунда (Япония) и др. В качестве основного условия формирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация рассматривается как специфический товар, основная социальная ценность общества. Новая трактовка коммуникаций выходит за рамки рассмотрения коммуникации как технических средств связи и информационного обмена и сосредотачивает свое внимание как новых средств и форм человеческих контактов и обмена информацией, особенно на поиске форм активного духовного общения людей в диалогах.

Информационное пространство (information space) -сфера общества с достаточно развитой сетью информационных коммуникаций

Информационный обмен -взаимная передача информации друг другу несколькими субъектами.

Искусственный язык -язык который строится по сформированным заранее правилам и предназначен для решения каких-либо конкретных задач.

Истеблишмент* (establishment) -доминантная система государственных, экономических идеологических отношений, организаций, учреждений и других структур, обладающих властным влиянием на общество. В сферу истеблишмента включают и масс медиа, с помощью которых формируется сознание массовой аудитории, формируется ее жизненный стиль.

К

Каналы коммуникации (коммуникационные каналы) (communication channel) –

1. 1.комплекс средств связи между источником и приемником информации: телефонных, радиовещательных, телетрансляционных, компьютерных и др.;

2. 2.специально сформированная среда, через которую передается информация от коммуникатора к реципиенту.

Таким каналом может быть и рекламный плакат, содержание которого дошло до получателя рекламы; и митинг, посредством которого передается информация от его организаторов к участникам; и видеофильм, через который его создатель предает определенный комплекс сведений зрителям и др. В самом общем виде под каналом коммуникации подразумевают способ которым передается сообщение (лицом к лицу, письменно, на пленке, через технические средства связи и пр.).

Карт-бланш -неограниченные полномочия, полная свобода действий.

Катарсис (catharsis от греч. catharsis - очищение).Выражение акта агрессии или насилия в СМИ (эмоциональное потрясение, очищение с помощью страха и сострадания).

Квазикоммуникация -ритуальные действия, подменяющие общение и предполагающие диалог по исходному условию.

Кибернетика (от kybernetike - искусство управления), кибернетика наука об общих законах преобразования информации (управление, связь, переработка, преобразование информации) в сложных системах (живых организмах, машинах и обществе). Кибернетика включает в себя достаточно самостоятельные разделы - информационная теория, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Она разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда.

Классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций -представлена концепциями структурного функционализма, системного подхода, информационного общества, технологического детерминизма, компьютерной футурологии и др. Онтология социальных коммуникаций в данном подходе основывается на системных связях и функциях. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемые образ определенного субъекта и социальные связи в системе. В управленческом аспекте данный подход можно сравнить с принципом классической кибернетики, который предполагает жесткий контроль за поведением системы, при котором исключаются все ненужные взаимосвязи.

Клирингхауз (clearing-house) -центр сбора, обработки, анализа, синтеза и распространения информации.

Клише -стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.

Когнитивная модель субъектно-объектных отношений по поводу объекта (неклассическая методология).Эта феноменологическая по своим истокам модель выделяет сферу коммуникаций в качестве особого онтологического объекта. Его изучение требует применения таких методов как герменевтическая интерпретация смыслов, критическая рефлексия, рациональная реконструкция. Автор этой методологии, немецкий философ Ю. Хабермас отдавал предпочтение позитивной науке в изучении социальных субъектов. Социальные коммуникации он рассматривает как способ эмансипации, высвобождения от экономических, политических и других влияний, которые искажают коммуникации и играют латентную роль принуждения. Формированию «эмансипированного общества» позволяет по его мнению вести разумный диалог всех со всеми другими. А это не что другое как основа для формирования гражданского общества путем развития коммуникативных отношений и рационализации систем массовых коммуникаций.

Код (code)- система условных знаков, символов, правил передачи информации по каналам связи.

Коллаж -прием в изобразительном искусстве, использующий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное с помощью этой техники.

Коллизия (от лат collisio - столкновение) -столкновение противоположных, разнонаправленных сил, взглядов, интересов и стремлений.

Колонтитул - catchword (фран. сolonne - столбец и titulus - надпись)- краткие данные об авторе, заглавии книги или статьи, помещаемые в целях более легкой ориентации читателя в тексте

Коммуникабельность (communicability) -общительность.

Коммуникант - любая из сторон процесса коммуникации, участник коммуникации.

Коммуникативистика -наука, изучающая гуманитарные аспекты развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на общественную жизнь.

Коммуникативная диада (авт.)-прочные, устойчивые связи между двумя элементами коммуникативной системы. Ее могут организовать, например, дружеские и доверительные связи между двумя людьми. Если такую связь образуют два полярно противоположных элемента системы, а при отсутствии хотя бы одного из них диада разрушается, а их объединение составляет неразрывную систему, то в этом случае такая диада называется коммуникативным диполем (авт.). Например, образование семьи представляет собой процесс формирования коммуникативного диполя.

Коммуникативная личность - «коммуникативнаяличность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных способностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации»( Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 169).

Коммуникативная способность человека -способность человека, которая проявляется в его общении с людьми. Она включает в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними необходимые взаимоотношения.

Коммуникативное пространство -пространство, где протекает коммуникативный процесс. В одних случаях оно может иметь географически или территориально очерченные границы, в других - представлять аморфное состояние..

Коммуникативный вектор (авт.) -термин, введенный в оборот автором, характеризует величину, направление и интенсивность коммуникативных процессов.

Коммуникация манипулятивная -то же самое, что и пропаганда.

Коммуникация массовая (авт. диф.) –

a) a)система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет);

b) b)одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющим осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты на больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.

Коммуникация эксклюзивная (авт.) -персональное предоставление канала коммуникации физическому или юридическому лицу.

Коммуникограмма - диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются членами организации.

Коммюнике -официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны.

Компоненты модели коммуникации.Основными компонентами модели коммуникации являются источник, сообщение, канал и получатель. Источник- индивид, группа людей, социальный институт, организация и другие субъекты, являющиеся создателем информационного сообщения. Сообщение- это стимул, передаваемый источником получателю, ради чего и осуществляется коммуникативное действие. Оно состоит из символов, которые имеют одинаковое значение для обеих сторон коммуникации. Главным символом, используемым коммуникативными системами, является язык. Канал - это средство передачи сообщения (см. Каналы коммуникации). Получатель- адресат, кому предназначено сообщение. Результаты коммуникативного акта зависят от правильного (валидного) восприятия полученной информации, от чего в свою очередь зависят результаты коммуникации. Если же акт коммуникации привел к желаемым изменениям в знаниях, установках и поведении получателя (получателей), то такой коммуникативный акт считается эффективным (см. Эффективность коммуникации).

Коммуникативная личность -личность, имеющая совокупностью индивидуаль­ных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации и адекватно воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когни­тивными и функциональными параметрами.

Коммуникативная перегрузка (communicatin overloard) -ситуация, когда объем коммуникативных входов и каналов существенно превышает возможности их применения и обработки информации или же потребности коммуникативных сторон.

Коммуникативная сфера - общественные связи и отношения, уличные шествия, собрания, офис.

Коммуникативная тетрада (авт.) -коммуникативная система, включающая четыре стороны, каждая из которой находится во взаимосвязи со всеми остальными тремя коммуникантами.

Коммуникативная триада (авт.) -устойчивая система коммуникативных взаимосвязей между тремя коммуникантами.

Коммуникативная харизма (communication charisma) -характеристика лидера, способного вдохновлять людей на взаимодействие между собой и с общественностью, обмениваться социально полезной информацией.

Коммуникативное пространство -территория, среда, в пределах которой происходит взаимодействие.

Коммуникативные средства (не технические средства коммуникации)

Принято коммуникативные средства подразделять на:

1) 1)несловесные персональные;

2) 2)словесные устные;

3) 3)письменные персональные;

4) 4)письменные групповые.

Коммуникативный (коммуникационный) процесс -процесс взаимодействия в пределах и посредством коммуникативной системы между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен информацией.

Коммуникативные методы выработки решений -методы взаимодействия ведущего (коммуникатора) с группой (формальной, неформальной, искусственно созданной, экспертной и т. д.) с целью коллективной выработки решений по обсуждаемой проблеме. К наиболее распространенным методам выработки решений в процессе осуществления интенсивных коммуникаций в группе являются мозговой штурм, групповая динамика, взаимная интерпретация, групповая саморефлексия, синектика, конференция идей, модерация, фасилитация, работа по содержанию, игровые методы, метод социодрамы.

Коммуникативные субъектно-объектные отношения -инициируемое активным субъектом отношений действие, на которое пассивно среагировал объект. При активизации объекта отмеченные отношения могут превратиться в субъектно-субъектные.

Коммуникатор (communicator) -инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения.

Коммуникациивнешние - система связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей со внешней средой и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы (организации, института).

Коммуникации случайные (стихийные). Часто происходит случайный обмен информацией между людьми. При случайных встречах осуждают деловые вопросы, принимают решения и это случайные коммуникации превращает в элемент самоорганизации системы.

Коммуникационная система -система, включающая как технические, так и другие средства, и обеспечивающая коммуникативный процесс в заданном алгоритме.

Коммуникационное пространство (авт.) - сфера в которой осуществляется информационный обмен посредством коммуникаций.

Коммуникационные технические средства -материально-вещественные элементы, специально созданные для помощи в осуществления коммуникаций между людьми.

Коммуникация(лат. communicatio - сообщение, передача) - в широком смысле рассматривается как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать раз­нообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Социологическое направление рассматривает коммуникабельность информационных средств межличностных, межгрупповых, международных общений.

Коммуникация активная (авт.) -деятельное, энергичное взаимодействие сторон.

Коммуникация групповая (множественная) -коммуникация между тремя и более сторонами (множеством сторон), не составляющими устойчивую группу (иначе такая коммуникация превращается во внутригрупповую).

Коммуникация дистанционная - взаимодействие осуществляемая на расстоянии с помощью рупора, динамика, радио-, теле-, компьютерных средств коммуникации.

Коммуникация вербальная- словесноевзаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах, соответствующих объективным реалиям.

Коммуникация визуальная -взаимодействие с помощью видимых символов. В отличие от вербальной, визуальная коммуникация не обладает заранее установленными, лексически выделенными единицами. В ней существуют лишь предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения. Визуальная коммуникация несет в себе значительно большее количество вариантов чтения. Например, в системе связей с общественностью, осуществляемой с помощью телевидения в прямом эфире появляется дополнительная (незапланированная) информация, которая «черпается» из контекста ситуации, расстановки действующих лиц, их поз, жестов и мимики, динамики процесса и др.

Коммуникация внутригрупповая -взаимодействие внутри структурированных групп. В малых социальных группах «теснота» и интенсивность общения велика. С увеличением размеров группы коммуникации все более обезличиваются.

Коммуникация внутриличностная -коммуникация, возникающая внутри индивидуума. Это ситуация, когда индивидуум «говорит сам с собой", вбирая в себя роли и коммуникатора и реципиента. Выводы, сделанные человеком в результате «внутреннего диалога» служат при этом элементом обратной связи.

Коммуникация кризисная - взаимодействие между субъектами коммуникации в условиях резкого изменения течения коммуникативного процесса, вызвавшего затруднения в привычном обмене сообщениями между элементами коммуникативной системы. Кризисная ситуация в развитии общественных систем вызывает нарушения, которые активный субъект коммуникации стремится преодолеть с помощью механизмов, технологий и инструментов связи с общественностью (см. Кризисные коммуникации в связях с общественностью).

Коммуникация культурно-духовная- согласно концепции Джорджа Гербнера коммуникативистика должна изучать не любые связи, а лишь те, которые складываются в ходе обмена информацией о событиях, имеющих культурное значение для обменивающихся сторон. Эта концепция достаточно близка концепции коммуникации во имя комьюнити(communication for community)m Уилбура Шрамма, который говорит о гуманном предназначении информационных связей между людьми, объединяющих их в человеческое сообщество. В литературе можно встретить и понимание культурно-духовной коммуникации как взаимодействие в культурно-духовной сфере.

Коммуникация локальная - взаимодействие осуществляемой в малой формализованной группе (внутрисемейная, триадная - общение трех лиц, образующих неразрывный треугольник связей и др.).

Коммуникация массовая* (mass communication) -разновидность коммуникации, охватывающей большие и средние по размеру сообщества людей, способствующей «глобализации» процесса передачи информации посредством включения обратной связи в процесс взаимодействия между людьми. Осуществляется посредством СМИ (прессы, радио, телевидения, Интернета). Массовая коммуникация, вовлекающая сообщества среднего размера, может возникать на шествиях, демонстрациях, митингах, сборах, церемониях и пресс-конференциях. Выделяется пять основных особенностей процесса связи и передачи информации большой группе людей:

«1)массовость аудитории;

2)ее гетерогенность;

3)использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации;

4)быстрое распространение сообщений;

5)относительно небольшая потребительская стоимость информации»(Указ. источник. - С. 118).

Представляется, что несмотря на бесспорность влияния этих признаков на формирование массовой коммуникации, не обязательно все вместе эти особенности характеризуют массовую коммуникацию. Формирующим массовую коммуникацию признаком все же является не столько массовость и большая пропускная способность и низкая цена каналов коммуникации, и не столько разнородность массовой аудитории, а массовость аудитории, охваченной системой коммуникации.

Коммуникация межгрупповая -может осуществляться как между различными группами, входящими в одну организацию, между организацией (группа более высокого порядка) и его образованиями (группами), так и группами, функционирующими вне общей организации.

Коммуникация международная -система взаимосвязей, осуществляемых между представителями различных стран.

Коммуникация межкультурная -коммуникация, осуществляемая между представителями различных культур или культурных сообществ.

Коммуникация межличностная -взаимодействие (коммуникация) между различными лицами при непосредственном контакте или взаимодействии, организованном с помощью интерактивных аудиовизуальных технических средств, в процессе которого происходит обмен информацией и передача сведений между отдельными людьми.

Коммуникация моментальная (instantaneous communication) - передача информации с большой скоростью с помощью телеграфа, различных компьютерных сетей и пр.

Коммуникация научная -установление познавательных, а также социальных отношений в научном сообществе или других заинтересованных субъектов с ним в целях производства, развития и применения научного знания, обмена информацией и ее наращивания, организации и оценки научного труда.

Коммуникация непосредственная -коммуникация осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление).

Коммуникация опосредованная -коммуникация, осуществляемая через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц - посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы, такие технические средства как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера).

Коммуникация офисная (авт.) -взаимодействие, осуществляемое внутри офиса и посредством офисных средств (вводится в научный оборот автором впервые).

Коммуникация партисипарная (participatory communication) -коммуникации, включающие различных участников (participants) коммуникативного процесса в содержание и форму передаваемой информации в зависимости от их общественного положения, профессии, возраста, пола и других культурно-демографических факторов.

Коммуникация пассивная (авт.) -взаимодействие, характеризующеесябезучастным, безразличным отношением сторон (или одной из сторон) как к содержанию передаваемой информации, так и самому процессу коммуникации.

Коммуникация производственная -взаимодействие в производственной сфере. Включает в себя множество количество видов взаимодействия в сфере производства материальных и духовных благ.

Коммуникация протестная (авт.) -коммуникация, осуществляемая с целью выразить протест тем или иным действиям органов власти, руководства или руководителям, лидерам, затронувшим интересы людей, пришедших в соответствии с этим в состояние напряженности.

Коммуникация рекреационная (авт.) -коммуникации, осуществляемые в сфере, основной целью которой является восстановление физических и моральных сил.

Коммуникация семиотическая -в семиотических коммуникациях принято рассматривать три аспекта по характеру соотнесения знаков: синтактику - отношения между знаками в речевой цепи - в высказывании или дискурсе; семантику - отношения между знаками (как формы) и обозначаемым объектом действительности и прагматику - отношения между знаком и говорящим и/или слушающим.

Коммуникация социологическая -взаимодействие, осуществляемое с помощью социологических методов (интервью, анкетирования, наблюдения и др.).

Коммуникация среднего уровня -взаимодействие осуществляемое в рамках социальных групп и организаций

Коммуникация уличная (авт.) -взаимодействие (коммуникация) между различными лицами и группами при непосредственном контакте на улице. Уличные коммуникации в виде демонстраций, митингов, шествий, сборов, уличных концертов, как правило, приобретают массовую форму. Обратная связь достаточно слаба и проявляет себя в специфической форме в виде «эффекта присутствия»

Коммуникация учебная -взаимодействие с целью получения знаний, навыков и умений, осуществляемое в большинстве своем через систему образования.

Коммуникация художественная -взаимодействие, осуществляемое посредством художественных образов, символов, знаков.

Коммуникограмма -диаграмма, отражающая систему связей между структурными элементами в организации или любой другой социальной системе. Она позволяет составить структурные сети организации, проследить динамику связей между составляющими компонентами в процессе обмена информацией, выявить возможные изменения в системе коммуникации.

Компиляционная коммуникация (compilation communication) (авт.)-взаимодействие, осуществляемое с помощью комбинации различных заимствованных информационных фрагментов, представляемых в различной форме (текст, рисунок, видеокадр и пр.)

Компьютеризация *(computerization) -процесс развития компьютерной техники и ее внедрения в различные сферы общественной жизни.

Комьюнити (community) -различные виды коммуникабельной общности, объединения их в группах, сообществах, содружествах для совместной жизнедеятельности в определенной сфере.

Наши рекомендации