Понятие этнического стереотипа. Этническое предубеждение
Этнические стереотипы -социально – обусловленное и относительно устойчивые оценочные суждения представителя одной культуры, относящееся как к «своему» народу, так и к « другим» народам.
"Предубеждение — это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь".
Под этническими предубеждениями понимаются негативные социальные установки по отношению как к этническим группам в целом, так и отдельным индивидам по признаку их членства в данных группах.
Г. Олпорт в своей работе «Природа предубеждений» рассматривает предубеждения как антипатию, основанную на ошибочном и негибком обобщении. Существует несколько причин формирования предубеждений:
· Индивидуальные различия между людьми в проявлении ими антипатии по отношению к другим. Представители авторитарного типа личности склонны к предубеждениям в большей степени.
· социальная идентичность. Стремление к отличию собственной группы от другой. Часто именно подобный механизм включается на первой стадии формирования этнического конфликта.
· Конкуренция между группами. Группы могут конкурировать за власть, экономическое господство и пр.
· Социальное научное. Предрассудки отражают систему установок родителей, усвоение предубеждений при первичной социализации.
· Опасность со стороны другой группы. Если одна из групп представляет опасность для другой.
Существует 5 форм проявления предубеждений, которые возникают последовательно:
Вербальное выражение антипатии → избегание → дискриминация → акты насилия → истребление.
Существует иерархия этнических предубеждений, которая зависит от формы выражения и установок группы или индивида:
Этноцентризм– автостереотип, содержащий преувеличенное представление о значении собственного народа и его культуры по сравнению с другими народами и культурами, тем самым препятствующий положительному взаимодействию в этнических отношениях.
Ситуативная этнофобия – кратковременный негативный гетеростереотип социального характера, формирующийся в конкретной социальной ситуации межэтнического взаимодействия, слабо связанный с культурными характеристиками негативно оцениваемой общности, чаще обусловленный политическими, экономическими или демографическими причинами.
Ярким примером является кавказофобия. По данным исследований эта фобия сформировалась в период перестройки, она отразила негативное отношений титульного народа на миграции в крупные города России. Кроме того, высокая мобильность и способность к быстрой адаптации стали дополнительным негативным качеством.
Этнический предрассудок – конуентрация негативных эмоций, восхваление достижения своей нации, высокомерное отношение к другим. Проявляется в поступках, не ограчине в избегании. Долговременный негативный гетеростереотип этнокультурного характера, транслируемый из одного поколения в поколение(Признаки:
изначально несет негативный окрас, это групповая характеристика, характеризуется ригидностью (негибкий, плохо адаптивен к ситуации), устойчив и не поддается быстрым изменениям) Бывает: открытый, скрытый, «современный расизм». 1) угроза утраты самобытности; 2)в составе (Чечня) 3) системный кризис
Ксенофобия – архаическое отвержение всех людей, не принадлежащих к «моей» общности, потенциально враждебных.
В общем смысле под расовой или этнической дискриминацией следует понимать проведение различий по расовому, этническому или сходным признакам, носящее произвольный и необоснованный характер и причиняющее любой вред одной из сторон (физических лиц или коллективных образований), между которыми проводится различие.
Концепции этнического предрассудка и дискриминации
1.Теория фрустрации – агрессии.Когда какое-то стремление человека не получает удовлетворения, блокируется, это создает в человеческой. психике состояние напряженности, раздражения - фрустрации. Фрустрация ищет какой-то разрядки и часто находит ее в акте агрессии, причем объектом этой агрессии может быть практически любой объект, вовсе не связанный с источником самой напряженности. Механизм вымещения объясняет лишь некоторые стороны действия предубеждения, но не его происхождение. Чтобы ответить на последний вопрос, нужно исследовать не столько психику предубежденного человека, сколько социальную среду, продуктом которой он является.
2.Теории "авторитарной личности" (Адорно, Санфорд - фашизм). Авторитарные личности имеют группу основных черт («измерений»), среди которых центральное место занимает этноцентризм. Человек, отличающийся этноцентризмом, имеет склонность быстро приобретать и создавать предрассудки о других социальных и особенно этнических группах. Другими чертами являются: ригидность мышления и убеждения, склонность к конвенциональным ценностям, нетерпимость к слабостям в себе и других, пунитивность (сильная склонность наказывать других), подозрительность, уважение к авторитетам и власть имущим.
Нормативные теории.
Парсонс: Предрассудок в культуре существует в виде нормативных предписаний. Индивид приобретает предрассудки в силу того, что каждый индивид принадлежит какому-то сообществу и культуре, к которых эти предрассудки являются нормативными. При подобном механизме передачи предрассудков речь идет о традиции и ее роли в формировании предрассудка и дискриминации. Усвоение предрассудков идет в процессе социализации, а сам предрассудок выступает в форме социального кода общества. Семья, ровесники, сверстники, СМИ (пропаганда) способствуют распространению и укоренению предрассудков в сознании индивида. (предрассудки не мотивированы, предрассудки являются нормой общества, предрассудок, существующий в обществе, воспринимается индивидом как нормальный). Т.о. нормативные теории не интересуются откуда берутся и происходят предрассудки. Главное, что это норма общества, а как сформировалась эта норам – неважно. Нормативные теории анализируют ситуацию «здесь и теперь».
Парадигма Мертона (Статья «Дискриминация и американская вера»). Различение предрассудка (картинка в голове) и дискриминации (действие или поведение). Выделение 4-х типов людей по принципу наличия-отсутсвия дискриминации и предрассудка.
1 – нет предрассудка и нет склонности к дискриминации. Либералы всегда (при любой погоде). Они разделяют идеи равенства, не имеют склонности дискриминировать кого-либо и по какому-либо признаку. Поведение таких людей последовательно и его легко описать.
2 – наличие предрассудка и склонность к дискриминации. Активные фанатики. Такие люди переполнены предрассудками и в любой ситуации они ми руководствуются. Пример: национальные фронты. Опять же, их поведение последовательно, легко предсказуемо и описываемо.
3 – Предрасположенность к предрассудкам, но нет склонности к дискриминации. Робкие, боязливые фанатики. Такие люди живут в социальных условиях, которые не дают им реализовать свои предрассудки в поведении.
4 – отсутствие предрассудков, но склонность к дискриминации и проявлению негативизма. Либералы при хорошей погоде. Они подстраивают свое поведение под социальную ситуацию. В обществе, где дискриминация – норма, ни ее реализуют.
Преимущество нормативных теорий: предрассудки и дискриминация объясняются как производные общества, мы получаем их через культурную трансмиссию, пусть часто негативную
Недостаток: не прослеживается причинно-следственной связи между предрассудком и дискриминацией как общественных феноменов. Нормативные теории не отвечают на вопрос, откуда они берутся в самом обществе.
41. Понятия "метод", "методика", "техника" в социологическом исследовании.
Стр.140-148
42. Понятия «возраст» и «поколение» в социальной антропологии.
Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, - одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».
Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:
· степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
· сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
· современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
· отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.
Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.
Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.
Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.
Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
· Индивидуальное развитие.
· Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
· Возрастной символизм.
Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.
Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.
Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст.
В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На аре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате….
В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.
Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.
История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.
В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского.
Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.
Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.
Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:
· в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
· представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.
Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.