ТЕМА 11. Биоэтические оценки применения эвтаназии

Цель изучения темы: Формирование представлений о современных биоэтических подходах к применению эвтаназии.

Задачи:

Рассмотреть биоэтические оценки применения эвтаназии

Обучить основным умениям применения основных биоэтических подходов к применению эвтанации и руководствования ими.

Изучить исторические и современные подходы к проблеме эвтаназии.

Студент должен знать:

1. До изучения темы овладеть основными понятиями социально-философского плана в рамках изучения дисциплин «Философия», «Социология», «Правоведение», «История медицины» и др.: здоровый образ жизни, знание, этапы развития, основные исторические периоды, этика, мораль, право , смерть, хоспис, религия и др.

2. После изучения темы: Биоэтика. Проблемы биоэтики. : эвтаназия, смерть, паллиативная помощь; религиозное видениесмерти; биологическая, социальная, духовная смерть.

Студент должен уметь использовать положения и категории биоэтики для анализа различных фактов в системе здравоохранения, отношение к категориям смерти и эвтаназии;

--проявлять сформированность основных общекультурных компетенций ОК-1, ОК -2-, ОК-3, ОК-5, ОК-8;

-уметь анализировать тексты биоэтического содержания, относящиеся к различным периодам развития биоэтики, аргументировать свою точку зрения на биоэтическую проблему; демонстрировать сформированность умений академического чтения и письма, устного научного изложения материала

-уметь применять навыки диалога и ведения дискуссии по проблемам биоэтики на практике, воспринимать альтернативы решения проблем в биоэтике;

-проявлять навыки бесконфликтного общения в профессиональном коллективе, с пациентами

3. Студент должен владеть:

-приемами и навыками общения в поликультурном коллективе;

-способностью осуществлять профессиональную деятельность с ориентацией на современные достижения биоэтического знания.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендованной литературы:

1. Эвтаназия и её виды: активная (добровольная, недобровольная, принудительная), пассивная.

2. История эвтаназии в ХХ веке (нацистская Германия, принятие в Нидерландах в 1993 году, штат Орегон – 1994 год, Австралии в 1997 году, Швеция, Финляндия).

3. Этическая проблема эвтаназии: Международный кодекс медицинской этики (1949), Декларация об эвтаназии (1987 год), Заявление о пособничестве врачей при самоубийстве (1992 год).

4. Эвтаназия как этическая социальная катастрофа.

7. Этика при оказании паллиативной медицинской помощи. Этапы духовного пути человека перед смертью (по Элизабет Кюблер-Росс): шок, отрицание, агрессия, депрессия, принятие

2.Ответить на вопросы для самоконтроля:

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Какие принципы биоэтики нарушаются в случаях применения эвтаназии.
  2. Приведите аргументы либерального характера в защиту эвтаназии.
  3. Приведите примеры консервативного характера против применения эвтаназии.

3. Решить ситуационные задачи:

1. Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам.

С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства.

Набор для эвтаназии может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих соответствующую лицензию.

По закону в Бельгии может подвергнуться эвтаназии человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике в 40 процентах случаев эвтаназию проводят на дому у пациента.

На основе положений какой этической теории базируется легализация эвтаназии? Какие аргументы приводятся в защиту возможности проведения эвтаназии?

2. Приведу слова больной Ю., 39 лет, умницы, широко эрудированной личности, мучительно умиравшей от рака поджелудочной железы :

А. "Дорогой доктор! Врач обязан бороться за жизнь, но не за страдания. Мои мучения невыносимы. Это выше человеческих сил. Мне ничто не может помочь. Самое большое и самое желанное - это прекратить мои терзания. Продолжение страданий смертельно больного - это зло. Ведь медицина - это сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие. Может ли она мириться с тем, чтобы быть причиной продолжения мучений ? Закон не в праве запретить больному человеку распоряжаться собственной жизнью, если эта жизнь превратилась в одни страдания. Прав Вольтер: "Если все потеряно и нет надежды, жизнь - это позор, а смерть - долг". Я молю вас помочь мне умереть".

Б. "Лет 15 назад мы оперировали 60-летнюю больную раком прямой кишки. Радикальная операция была завершена наложением свища толстой кишки. Послеоперационный период был тяжёлый, мучительный для больной и ее дочери К., 37-летней учительницы. Обоюдные муки удесятерились, когда больную после выписки парализовало. В отчаянии дочь пришла ко мне и стала просить помочь ее матери умереть, избавить мать и свою семью от жесточайших пыток. Её аргументы: "Мать - живой, разлагающийся труп, мы не успеваем мыть, стирать, проветривать, из нее непрерывно течет моча, кал, гной, все в доме пропитано мочой, гноем, калом. И в этом кошмаре мучаются внуки и зять больной. Моя семья разваливается. Муж ушел, я вынуждена бросить работу, держу детей впроголодь. Матери все равно не жить, она умрет, она просит помочь ей убить себя. Негуманно продлевать ее муки, да и всех нас. Я встану на колени перед вами, буду молиться за вас, только дайте нам яд, морфий или что-нибудь”. Я не помог дочери в деле убийства ее матери. И надолго потерял с ними связь. Однако лет через 15 в одной из своих больных я узнал К. Её мы оперировали по поводу гнойного калового перитонита, возникшего как осложнение (прободение) рака ободочной кишки. После первой радикальной операции нам пришлось неоднократно оперировать ее в связи с кишечными свищами, межкишечными абсцессами. К выхаживанию больной подключилась... дряхленькая, худенькая, седенькая старушка, мать нашей пациентки. Лучшей помощницы - няньки, кормилицы, санитарки не могло быть. Ее роль в выздоровлении больной была наиважнейшей. Перед выпиской больная исповедалась и пыталась поцеловать в знак благодарности мне руку "за то, что не помог убить ее мать, когда она была безнадежно больной. В самые критические дни моей болезни, - призналась К., - мать мне дала вновь жизнь и преподала мудрый урок”[7].

Ознакомившись с примерами из медицинской практики, приведите аргументы «за» и «против» эвтаназии.

Алгоритм решения ситуационных задач:

1.Внимательно ознакомьтесь с содержанием задачи.

2. Постарайтесь ответить на вопросы задачи.

3. При ответе на вопросы постарайтесь аргументировать свою точку зрения, опираясь на взгляды философов, мыслителей в области истории медицины, социологии и политологии.

Приведите примеры из современной практики организации здравоохранения и социальной действительности. Постарайтесь соотнести ситуацию с современными нормами российского (зарубежного) законодательства.

Рекомендованная литература

Основная литература

1. Лопатин П.В., Карташова О.В.Биоэтика.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 272 с.

2. Хрусталев, Ю.М.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 450 с.

3. Кэмбелл, А.Медицинская этика М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2010.- 400 с.

Дополнительная литература

1. Биоэтика [Текст] : метод. указ. по подготовке к семинарским занятиям и материалы для самостоятельной работы студентов спец. (060105)-"Стоматология"/ Сост. Л.Г. Сахарова Киров:Кировская ГМА, 2010

2. Лопатин, П.В., Карташова, О.В.Биоэтика. Рабочая тетрадь. М.: ГЭОТАР, Медиа, 2010.-272 с.

3. Рыбин, В.А. Эвтаназия. Культура. Философскик основания современного социокультурного кризиса в медицинско-антропологическом аспекте текст/В.А. Рыбин.-М.: Либроком, 2009.-345 с. Методические разработки семинарских занятий утверждены на заседании кафедры социальных наук

«_05_»марта _2012 г. Протоколом № 8

Подпись преподавателя /Л.Г. Сахарова/

Подпись зав. кафедрой /Л.Г. Сахарова/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

кафедра социальных наук

Методические указания

для студентов 2 курса

Специальности (направление подготовки): «Педиатрия» (очная форма обучения)

по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине «Биоэтика»

ТЕМА 12. Биоэтическое регулирование развития трансплантологии

Цель изучения темы: Формирование представлений и знаний об этической оценке развития трансплантологии

Задачи

Рассмотреть основные биоэтические подходы к развитию трансплантологии

Обучить умению анализировать основные подходы к проблеме трансплантологии

Изучить проблемы и перспективы развития трансплантологии и модернизации биоэтических подходов к данной проблеме

Студент должен знать:

1. До изучения темы овладеть основными понятиями социально-философского плана в рамках изучения дисциплин «Философия», «Социология», «Правоведение», «История медицины» и др.: здоровый образ жизни, знание, этапы развития, основные исторические периоды, этика, мораль, право , трансплантология, либеральная и концервативная этика.

2. После изучения темы: Биоэтика. Проблемы биоэтики. Биомедицина. Трансплантология. Этические проблемы трансплантологии.

Студент должен уметь использовать положения и категории биоэтики для анализа различных фактов в системе здравоохранения, развития трансплантологии;

--проявлять сформированность основных общекультурных компетенций ОК-1, ОК -2-, ОК-3, ОК-5, ОК-8.

-уметь анализировать тексты биоэтического содержания, относящиеся к различным периодам развития биоэтики, аргументировать свою точку зрения на биоэтическую проблему; демонстрировать сформированность умений академического чтения и письма, устного научного изложения материала

-уметь применять навыки диалога и ведения дискуссии по проблемам биоэтики на практике, воспринимать альтернативы решения проблем в биоэтике и проблеме трансплантологии.

-проявлять навыки бесконфликтного общения в профессиональном коллективе, с пациентами

3. Студент должен владеть:

-приемами и навыками общения в поликультурном коллективе;

-способностью осуществлять профессиональную деятельность с ориентацией на современные достижения биоэтического знания.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме с использованием конспектов лекций и рекомендованной литературы:

  1. История и современное состояние трансплантологии (Кристиан Барнард, 1967; Научно-исследовательский институт трансплантологии и искусственных органов Минздрава РФ).
  2. Условия проведения трансплантации трупных органов: Сиднейская декларация о констатации смерти (1968), Временной инструкции о смерти мозга (СССР, 1984).
  3. Проблема дефицита донорских органов.
  4. Сторонники и противники трансплантации органов: либеральные и консервативные аргументы.
  1. Ответить на вопросы для самоконтроля :

Вопросы и задания для самопроверки

Наши рекомендации