Сельская молодежь как социально-демографическая группа

Формирование молодежи как социальной группы происходит в процессе познавательной и социально-активной деятельности, во взаимодействии с иными социально-демографическими группами, когда осуществляется приобретение и усвоение воспроизводственной, трансляционной и инновационной общественных функций, что позволяет позиционировать молодежь как самостоятельную общественную группу.

Социально-демографическая группа характеризуется, прежде всего, профессиональной деятельностью. Отсюда - подвижность возрастных границ молодежи.

Проведенный анализ социально-демографических характеристик молодежи свидетельствует о том, что данная социальная группа связана, в первую очередь, с такими процессами, как получение знаний, умений, навыков, развитие способностей, формирование интеллекта, что приобретается в ходе получения образования.

Наиболее важным образовательным этапом, определяющим будущее не только личности, но и общества, является, по мнению Г Е. Зборовского, школьное образование, которое получают дети и подростки в возрасте от 6-7 до 16-17 лет.[1]

В период становления и развития в России новых общественных отношений закономерно, по мнению Б.С. Павлова, А.В. Стожарова и Л.С. Тарабриной, выдвигается в числе приоритетных проблем включение молодого поколения в экономические, политические, социальные, духовные преобразования. От масштабности, глубины и сроков осуществления этих процессов зависит в целом успех реформирования российского общества.[2]

Особый интерес представляет развитие в социологической науке отдельного молодёжного направления «ювенология», которая базируется на комплексном междисциплинарном знании о взрослении, становлении и развитии подрастающего поколения в диалектической взаимосвязи биологического, социального и духовного начал. Это крайне актуально для России в настоящий исторический период.

Молодежь как совокупность индивидов, пребывающих в состоянии молодости, ощущает временность такого состояния, пытаясь самоопределиться в обществе, добиться определенного социального положения путем овладения соответствующими её идеалам и планам статусами, получения необходимого образования.

С другой стороны, молодежь не может автоматически перейти в состояние «взрослости», поскольку стереотипы юношества и даже отрочества исчезают постепенно, уступая место новым стереотипам поведения, свойственным стадии «взрослости». При этом происходит формирование нового понимания и осознания собственной социальной значимости и ответственности, выстраиваются жизненные цели и понимание способов их достижения, завершаются процессы самоутверждения и подготовки условий для реализации своих возможностей.

Социология молодежи - раздел общей социологии, где представлена совокупность социальных проблем молодежи, ее функционирование и развитие как элемента социальной структуры общества. Тем не менее, молодежь, как объект воздействия или субъект действия включена во все сферы жизнедеятельности обществ.

Особый интерес представляет рассмотрение процессов социальной адаптации и трансформация социальных ориентации людей в поколенческой фазе их молодости в «переходный» период развития современного российского общества.[3] Именно в этой фазе происходит коренная ломка юношеских стереотипов отношения к действительности и формирование новых форм самосознания и социального поведения.

В обществе молодежь воспринимается как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик, а также основных видов деятельности. В более узком смысле молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Существуют разные подходы к определению понятия «молодежь» как самостоятельной социально-демографической группы в структуре населения:

1) с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла; при этом в качестве сущностной характеристики часто делается упор на наиболее активный период воспитания, образования и социализации, хотя более употребимо в этом смысле понятие «молодость»;

2) под термином «молодежь» понимается социальный статус, определяемый возрастом; он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения;

3) понятие «молодежь» используется в значении молодежной субкультуры, при этом подчеркивается особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими ценностями и образцами поведения;

4) социальная сущность молодежи может определяться с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве.[4]

На неопределённость понятия «молодёжь» указывают многие социологи. «Молодёжь, - отмечает И.М. Ильинский, - это не организация. В «молодежь» не вступают и не принимают специально. «Молодежью» становятся, хотя неясно когда: единых, четких, всеми принятых нижней и верхней возрастных границ понятия «молодежь» не существует.

В социологической литературе возрастные характеристики молодежи многовариантны. Так, согласно одной из концепций, А.Л. Маршак предлагает рассматривать нижнюю возрастную границу - 17 лет.

Что касается верхних границ, то на современном этапе развития России вряд ли можно отнести к молодежи людей в возрасте 33-40 лет. Т.е. социальные трансформации XXI века предопределили поэтапное снижение возрастных характеристик юношества.

Еще более значимо возрастной признак проявляется в демографии, которая рассматривает молодежь как особую популяцию в обществе в возрасте от 15 до 30 лет. Примерно такие же границы приняты в подавляющем большинстве отечественных социологических работ. Они положены в основу существующих правовых документов - Конституции Российской Федерации, федерального и ряда региональных законов о молодежи, государственных форм сбора статистической информации и моделей выборок в большинстве эмпирических социологических исследований молодежи.

В зарубежной науке молодежный возраст чаще всего ограничивают более низкими рамками. Так, британский исследователь К. Вильямс считает возрастом молодежи период от 13 до 19 лет. В отечественной социологической и психологической литературе представление о молодежи как возрастной группе во многом определяется, однако не исчерпывается, его толкованием в зарубежных теориях молодежи. Эту особенность в методологических основаниях дефиниции понятия «молодежь» показал еще В.Н. Боряз в ходе их скрупулезного анализа. Специфика социологического подхода здесь нередко понимается как социальная интерпретация возрастных характеристик молодежи.[5]

Особое направление молодёжных исследований - так называемое антропологическое, основанное на концепции личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами и социально-психологическими установками. Представителями этого направления были Х.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.М. Архангельский, Л.И. Божович, В. Бочарова, Л.П. Буева, С. Голод, Р. Гурова, И.С. Кон, А. Кулагин, А. Петровский, В.Б. Ольшанский, Д. Фельдштейн, Е. Шорохова, В. Щердаков, Д.Е. Эльконин.[6]

Не отвергая данного возрастного признака молодежи, следует отметить его методологическую недостаточность и относительность, ибо возрастные границы оказываются весьма условными, со многими исключениями. Часть молодежи, например, молодая научная интеллигенция, обладает более высоким возрастным «порогом»: 30-35 лет. У некоторых молодых людей возможен ускоренный процесс перехода и выхода из молодежного возраста. Так, сельская молодежь, по оценкам специалистов, имеет возрастные границы от 12-14 до 24-26 лет. Аналогично представители ряда национальностей, например, народов Средней Азии, быстрее вступают и выходят из фазы молодости, имеют более ранние молодежные возрастные границы.

Следовательно, нет основания считать, что возрастная дифференциация может служить универсальной основой для выделения молодежи как особой социальной группы. Возрастные границы молодежи при детальном рассмотрении не имеют той четкости и устойчивости, которые должны быть свойственны содержанию понятия об этой общественной группе. Отсюда закономерно предположить, что социологу приходится сталкиваться с целостной, недифференцированной общностью молодежи только тогда, когда он анализирует ее не с социологической, а с биологических и демографических позиций. Социальная сущность молодежи значительно глубже, чем только возрастная ее интерпретация, которая становится в социальной сфере условной и относительной.

Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. Данная группа общества по законам преемственности (по закону отрицания) осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простое или расширенное воспроизводство, зависит от уровня социального развития молодежи как продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь: что такое она в его глазах - только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект, или же, прежде всего субъект, а затем объект и т.п.[7]

Актуальным для исследователей современной молодёжи представляется анализ её социальной дифференциации, самочувствия и жизненных установок. В настоящий период на становление российской молодежи оказывает первостепенное влияние реальное социальное положение, которое она занимает. Это положение обусловлено в значительной степени уровнем доходов и имущественным расслоением людей в современный период. В то же время социальное положение молодежи связано с ее демографическими, образовательными и профессиональными характеристиками. В своей совокупности эти характеристики и признаки отражают содержание многофакторной модели российской молодежи и являются предметными основаниями для рассмотрения в целостном виде ее социальной дифференциации.

Демографические признаки проявляются, прежде всего, в своеобразии половозрастного состава молодежи и ее распределении в структуре городского и сельского населения страны. В отличие от старших возрастных групп, численность молодежи в целом сокращается. По данным государственных статистических органов, в середине 90-х годов прошедшего столетия в России проживало около 30 млн человек в возрасте от 15 до 29 лет включительно. За последние 25 лет доля российского населения в этих возрастных границах сократилась более чем на 20 %, и, как свидетельствует практика, в целом эту негативную тенденцию по России переломить не удается. Достоверной ее иллюстрацией является ситуация, сложившаяся, например, в регионах Урала, образующих УрФО.

При разработке возможных направлений развития и классификации системы индикаторов жизнедеятельности молодежи представляется целесообразным учитывать целый ряд соображений: соотнесенность с демографическими и социальными проблемами и тенденциями общественного развития; степень и возможность их применения при оценке различных уровней социализации молодежи; взаимосвязь индикаторов с существующими социально-экономическими и политическими целями данной общественной структуры; возможность сравнивать результаты на всех уровнях. Наиболее полно оптимальная структура системы индикаторов молодежи предложена московским социологом И.М. Ильинским.

Б.С. Павлов, А.В. Стожаров, Л.С. Тарабрина подчеркивают, что предлагаемые возможные направления развития и классификации индикаторов молодежи не являются исчерпывающими. Система отбора индикаторов может совершенствоваться. Однако ее общий характер не должен значительно изменяться в сторону увеличения или дальнейшей диверсификации, поскольку в этом случае она будет терять свою гибкость в применении и универсальность. Система индикаторов молодежи позволяет увидеть тенденции развития молодежи и социальное положение в конкретных временных фазах, в исторической перспективе, получить более полное представление о месте и роли молодежи в обществе.[8]

Концепции социального развития молодежи рассматривал в своих работах В.Т. Лисовский, подчеркивая объективный, но регулируемый обществом процесс взаимодействия социальных изменений молодого поколения в процессе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни.[9]

Трактуя процессы развития молодежи, прежде всего, как объективные, В.Т. Лисовский обращал внимание на своеобразную необратимость и направленность динамики развития молодежи.[10] Одним из наиболее перспективных направлений становится изучение содержания молодежной политики на современном этапе развития общества. В данном случае имеет смысл рассмотрение содержательного компонента молодежной политики в качестве фактора социализации молодежи.

Социализация является личностно-образующим процессом. В широком смысле слова понятие «социализация» трактуется в социологической, социально-психологической, философской литературе как процесс развития человеческой общности и отдельного индивида. Под социализацией понимаются также процессы социального становления индивида, включение его в ту или иную систему социальных отношений, усвоение социального опыта, развитие личностной активности. По теории Н. Смелзера социализация - это «пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям»[11]. Согласно этому подходу, социализация имеет следующие цели: способствовать взаимодействию людей на основе социальных ролей и обеспечивать сохранение социума благодаря тому факту, что его новые члены будут усваивать устоявшиеся образцы поведения и сложившиеся убеждения. Так, содержательная компонента молодежной политики как важнейшего фактора социализации способствует проявлению активности личности, формирует способность личности к активной стороне социализации - преобразованию исторически накопленного человеческого опыта. Весьма исчерпывающе представлены все компоненты молодежной политики в специальных документах и отчетах. Данное направление исследования, в особенности опыт региональных аспектов молодежной политики, предстоит изучать.

ВЫВОД???

Содержание параграфа и выводы должны соответствовать формулировке. О сельской молодежи ничего нет. Логика. Последовательность изложения.

Содержание понятия «досуг» в научной литературе

Современное общество, вступившее в эпоху глобализации, остро нуждается в осмыслении социокультурных процессов, происходящих в нем. С одной стороны, необходимо исследовать тенденции, которые способствуют развитию культуры как фактора совершенствования современного общества, с другой стороны, нуждаются в теоретическом осмыслении факты, способствующие подъему уровня культуры общества. Одним из аспектов здесь являются процессы, происходящие в сфере досуга. В культуре, обществе, досуге в равной мере наблюдаются эти тенденции, и они в равной степени актуальны для исследования.

Современное общество, порожденное взрывным развитием информационных и коммуникационных технологий, способствует изменению функциональной сущности досуговой деятельности личности: переориентация в основном на отдых и развлечения; вытеснение функций развития и самореализации человека на второй план; неравномерность распределения свободного времени у различных социальных групп населения и др.

Социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности.

Культура досуга как часть культуры современного общества, а также досуговая культура личности как отражение культуры досуга в сознании личности недостаточно изучены.

Большое значение для изучения досуговой деятельности и выявления понятий «досуг», «свободное время», «культура досуга» имеют работы отечественных ученых И.А. Грушина, Г.Е. Зборовского, Э.М. Коржевой, Г.П.Орлова, В.Д. Патрушева, Г.А. Пруденского,

Э.В. Соколова В.А. Ядова, которые во многом определили основные подходы к исследованию рассматриваемой темы. Содержание понятий «досуг», «культура досуга», их субъектов, структуры, функций нашло отражение в работах Л.А. Акимовой, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д., Красильникова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Ф. Максютина, Ю.А. Стрельцова и др.

Важным аспектом анализируемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время», которые нередко в научной литературе употребляются как синонимы. Подходы к их рассмотрению достаточно противоречивы.

Отечественный исследователь Э.М. Коржева рассматривает термин «досуг» как синоним слова «свободное время», где свободное время представляется в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых.

Ю.А. Стрельцов также уравнивает между собой два этих понятия, определяя «досуг» как часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающуюся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат.[12]

В.А. Ядов обращает внимание на специфические черты досуга, такие как деятельность и саморазвитие личности: «В научном смысле досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии»[13].

Понятие «досуг», по нашему мнению, наиболее достоверно определил Э.В. Соколов. Он утверждает, что это время, «когда возможен свободный выбор занятий, в котором отдых перемежается с физической и умственной активностью»[14].

Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной науке позволил выделить два основных подхода к рассмотрению данных терминов: их отождествление и их разделение. Второй точки зрения придерживаемся и мы в контексте настоящей работы, используя при этом следующие определения.

Свободное время - часть бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.), являясь одним из условий и одновременно пространством для развития личности.

Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору.

Анализируя различные подходы к характеристикам досуга, выделим основные: свободу от жестких социальных требований, возможность выбора, гедонистичность досугового поведения (личность находится в поисках радости, наслаждения), компенсационность (активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).

В настоящее время досуговая деятельность должна решать, прежде всего, социальные проблемы, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но способствовать повышению уровня общей культуры в современном мире обязана.

В заключение следует отметить, что изучению культуры досуга как неотемленного компонента в развитии современного общества посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный опыт, проблема культуры досуга как фактора совершенствования современного общества остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Содержание параграфа и выводы должны соответствовать формулировке. Логика. Последовательность изложения.

Наши рекомендации