Классическая социология (Э. Дюркгейм, М. Вебер)
К началу ХХ в. возникли предпосылки для превращения социологии в общепризнанную социальную науку. Выдающуюся роль в реализации этой возможности сыграли такие европейские мыслители, как Э. Дюркгейм (1857-1917) и М. Вебер (1864 –1920).
Социология Э.Дюркгейма. Вслед за Контом Дюркгейм считается одним из общепризнанных создателей социологии. Все более или менее значительные социологические теории ХХ в. так или иначе ориентировались на идеи основателя французской социологической школы. Являясь преемником Конта, Дюркгейм значительно развил учение основателя позитивизма.
Выделим основные идеи социологии Дюркгейма.
1. Если Конт исследовал лишь процесс возникновения социальных явлений, то Дюркгейм искал причину этих явлений.
2. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию.
Дюркгейм считал, что в основе общества находится некая особая «реальность», которая соединяет людей в нечто единое. Эта «реальность устанавливает между ними солидарность (согласие) особого рода и поэтому подчиняется общим и частным законам. Эти законы - предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают суть и характер всех общественных явлений. Он доказывал, что солидарность в обществе носит «нормальный» характер. Ее отсутствие, считал он, является ненормальным явлением.
3. Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальностью. Поэтому он выступал против политических революций, считая, что они мало что изменяют в социальных системах.
4. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факторы под углом зрения в конкретных социальных системах.
5. Большое внимание Дюркгейм уделял статистике, методике и технике конкретных социологических исследований. Им было проведено ряд прикладных исследований с использованием целого набора методов. Показательна в этом плане его работа «Самоубийство» (1897), в которой он объяснил, каким образом даже на такое явное индивидуальное решение - совершить самоубийство - оказывают воздействие различные формы социальной солидарности в различных социальных ситуациях.
6. Дюркгейм был не только крупным ученым, но и хорошим организатором. В университетах Бордо и Парижа он создал первые во Франции социологические кафедры, одним из первых в мире стал читать лекционные курсы по социологии, явился основателем и редактором одного из первых в мире социологических журналов – «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898-1913).
Социология М. Вебера. Теоретическое наследие этого выдающегося ученого чрезвычайно многогранно. Он работал над историческими, философскими, правовыми, политологическими, социологическими и другими научными направлениями. В последние годы много сил отдал политической социологии и публицистике.
Влияние его идей испытали на себе многие современные социологи. Наибольшим успехом пользуются его работы « Протестантская этика и дух капитализма» (1905) и «Хозяйство и общество» (1921).
Кратко выделим их наиболее значимые теоретические социологические положения.
1. М. Вебер доказал, что социология не может быть сведена к наукам естественным.
2. Он постоянно подчеркивал, что деятельность общественных институтов, их структуры и формы поведения зависят от людей. Их действия соответствуют неким образцам. Образец в свою очередь выражает суть общественного интереса эпохи или идеального типа. Отсюда Вебер делает вывод, что социология является наукой об идеальных типах (идеальных моделях, образцах). Последние регулируют социальные действия людей
3. Социология, в отличие от философии, никогда не отрывается от частного и индивидуального. Они как бы пребывают в глубине социологии. Вебер создал и развил концепцию «понимающей социологии». Ее основная задача заключается в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам это им удается; во-вторых, какие последствия имеют их стремления для «осмысленно - соотнесенного поведения других людей».
В веберовской «понимающей социологии» понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, то есть постигнутым с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В последнем случае оно достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Вебер называл этот процесс сопереживанием.
4. В своей социологии понимания Вебер центральное место отводил проблеме ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных.
5. Вебер сыграл большую роль в становлении и развитии социологии религии как специальной области знаний. В то же время его идеи были подвергнуты критике за преувеличение «хозяйственной роли» религии вообще и протестантской «хозяйственной этики» в становлении западноевропейского капитализма в частности.
6. Большой теоретической вклад внес Вебер в разработку концепции рациональной бюрократии. Она, по его мнению, представляет собой высшее воплощение капиталистической рациональности.
7. Вебер постоянно подчеркивал, что социология должна основываться на научных суждениях, свободных от личных пристрастий ученых. Однако полностью избавиться от них невозможно. Тем не менее, Вебер считал, что надо стремиться к максимальной свободе от политических, экономических, идеологических ценностей, которые влияют на результаты исследования.
8. Вебер исследовал не только теоретические вопросы, но и вел эмпирические исследования. Так, в 1907 г. он провел цикл обследований промышленных рабочих. В 1914 г. участвовал в опросе восьми тысяч шахтеров и текстильщиков. Он проанализировал социальное поведение людей в трудовой деятельности, выявил причины, искусственно сдерживающие производительность работников.
Социология Вебера оказала исключительное влияние на западную социологию ХХ в. К середине 70-х гг. интерес к Веберу у исследователей различных научных школ вновь усилился. Опираясь на его теоретические идеи, пытаются вывести социологию из кризисного состояния.