Культура как ценностно-нормативная система

1. Дайте определения следующим понятиям:

«культура»________________________________________________

«материальная культура»____________________________________

«духовная культура»_______________________________________

«культурное наследие»_____________________________________

«субкультура»_____________________________________________

«язык»____________________________________________________

«социальные ценности»____________________________________

«социальные нормы»_______________________________________

«идеология»______________________________________________

«обычаи»________________________________________________

«традиции»_______________________________________________

«ритуал»_________________________________________________

«нравственные нормы»_____________________________________

«правовые нормы»_________________________________________

2.Приведите примеры субкультур, контркультур, обычаев, традиций, ритуалов.

3. Ниже приведены определения двух понятий. Определите, какое из них относится к понятию «субкультура», а какое – к понятию «контркультура». Объясните, в чем заключается сходство, а в чем различие между субкультурой и контркультурой.

а) Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры и связанная с ней.

б) Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от доминирующей культуры (противоречащая ей и находящаяся с ней в конфликте).

4. Ниже приведены определения двух понятий. Определите, какое из них относится к понятию «нравственная норма», а какое - к понятию «правовая норма». Объясните, в чем заключается основное сходство, а в чем – различие между нравственными и правовыми нормами.

а) Система взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.

б) Стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых уполномоченными государственными органами.

5.Нравственные нормы и табу. В чем их различия? Приведите примеры.

6.Сопоставьте следующие суждения о государстве и назовите те из них, которые в наибольшей степени соответствуют социологическому пониманию этой категории.

«Государство – единственное средство избежать войны всех против всех» (Т. Гоббс).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И. Ленин).

«Государство – самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы» (А.М. Бакунин).

7. Определите, какой тип норм не представлен на схеме.

Социальные нормы:

1. Эстетические нормы.

2. Моральные нормы.

3. Обычаи и традиции.

4. Правовые нормы.

5. ________________________________________________________

6. ________________________________________________________

8.Распределите следующие явления по трем группам: 1) позитивные санкции; 2) негативные санкции; 3) явления, которые не представляют собой санкции:

а) присвоение более высокого звания_________________________

б тюремное заключение____________________________________

в) диплом о получении образования__________________________

г) бойкот_________________________________________________

д) повышение заработной платы_____________________________

е) штраф за нарушение правил дорожного движения____________

ж) исключение из учебного заведения________________________

з) летние каникулы________________________________________

Что объединяет явления, которые относятся к каждой из групп? Почему в одном случае мы можем говорить о санкциях, а в другом – нет? (Подсказка: санкции применяются избирательно, только к тем людям, которые, с точки зрения общества, их заслужили.)

9.Из нижеперечисленного выделите то, что может служить средством социального контроля:

а) родительское собрание;

б) магнитофон;

в) поход в кино;

г) часы;

д) домашнее задание;

е) записка.

10.Социолог ХХ века Р. Мертон в работе «Социальная структура и аномия» (Социологические исследования.- 1992. № 3-4) описал пять основных форм отношения к социальным нормам. Приведите примеры из реальной жизни, иллюстрирующие каждую разновидность.

Форма приспособления Определяемые культурой цели Институциализированные средства
Конформность + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж +- +-

Мертон рассматривает мятеж как особое явление, при котором люди стремятся узаконить (институционализировать) цели и средства, которые в культуре рассматриваются как недопустимые.

1. Конформность. «Чем больше степень стабильности общества, тем шире распространен этот тип приспособления – соответствие и культурным целям, и институционализированным средствам… Сеть ожиданий, составляющая каждый социальный порядок, основывается на желательном поведении членов общества…Именно вследствие всеобщей ориентации поведения на основные культурные ценности мы можем говорить о массе людей как об обществе…»

2. Инновация.«Эта форма приспособления вызывается значительным акцентированием цели-успеха и заключается в использовании…запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти или хотя бы их подобия. Такая реакция возникает, когда индивид усвоил цели без соответствующего усвоения норм, регулирующих пути и средства их достижения.

В этом случае, например, «нарушение условий сделки, банкротство или удачное мошенничество расцениваются не с точки зрения золотого правила «поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», а в зависимости от того, насколько ловко это было проделано…».

3. Ритуализм.«Этот тип приспособления…предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей… Несмотря на то, культурное предписание «стараться преуспеть в этом мире» отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение норм. Этот тип приспособления…представляет собой внутреннее решение, а внешнее его проявление, хотя и не является предпочтительным в культуре, все же институционально разрешено».

4. Ретретизм. «…Приспособление типа VI (отвержение культурных целей и институциональных средств) встречается реже всего. Люди, которые «приспособлены» (или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако не принадлежат ему. В социологическом смысле они являются подлинными «чужаками». Как не разделяющие общую ценностную ориентацию, они могут быть отнесены к членам общества…часто фиктивно. Под эту категорию подпадают некоторые виды активности страдающих психозами лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнанных, праздношатающихся, бродяг, алкоголиков и наркоманов».

5.Мятеж. «Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную, социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Последние начинают считаться просто произвольными, а их претензия на законность…- несостоятельной, поскольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими».

( Цитируется с изменениями, Мертон Р.К.

Cоциальная структура и аномия//

Социологические исследования. - 1992. - №3-4.)

Практическое занятие 6.

Наши рекомендации