Широта охвата различных областей социальной практики; доступность использования; небольшие финансовые затраты; технологичность

Специфика метода опроса состоит в том, что: источником социологической информации является человек; источником социологической информации является документ; источником социологической информации являются социальные

факты;

Источником социологической информации являются социальные институты.

94. Познавательные возможности и методы опроса:
безграничны;

Ограничены; очень малы; малоинформативны.

95. Информацию, которая содержится в документах можно разделить на:
первичную и вторичную;

Главную и второстепенную; основную и дополнительную; полезную и ненужную.

96. К наблюдению как методу обращаться:

При получении дополнительного материала; при получении основного материала; при получении главных результатов исследования; при построении основных выводов исследования.

97. В основе классификации спортивной карьеры лежат:
возрастные категории, периодизация спортивной тренировки, раз­
новидности спорта;

период обучения в школе;

период обучения в вузе;

Период достижения максимальных результатов.

98. Кризис начала спортивной специализации связан:

С адаптацией к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе; с большими физическими нагрузками; с большим эмоциональным напряжением; с большим психологическим напряжением.

99. Тренеру нужно знать причины, вызывающие кризис спортивной карь­
еры, потому что:

необходимо спрогнозировать нежелательные, кризисные ситуации, заранее к ним подготовится;

Улучшить спортивные результаты спортсмену; повысить свою профессиональную компетентность; улучшить условия тренировки.

100. Существует несколько уровней развития спорта, которые осваивает
спортсмен, а именно:

3 уровня: массовый спорт, спортивно-воспитательная деятельность (СВД), профессиональный спорт;

2 уровня: массовый спорт, профессиональный спорт; 2 уровня: массовый спорт, СВД;

4 уровня: массовый спорт, СВД, профессиональный спорт, люби­тельский спорт.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Адаптивный спорт— спорт для лиц с ограниченными возможностями.

Анализ документов— один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. К документам в прикладной со­циологии относятся, в первую очередь, различные печатные и рукопис­ные материалы, созданные для хранения и передачи информации. При более широком подходе в состав документов включают теле-, кино- и фотоматериалы, а также звуковые записи.

Анкетирование— это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стан­дартизированных ответов анкеты.

Анкетирование прессовое— это вид анкетирования, при котором анке­ты публикуются в печати. Данный вид анкетирования характеризуется также низким процентом возврата анкет и практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности.

Анкетирование раздаточное— предусматривает личное вручение анке­ты респонденту.

Валеологическое воспитание— формирование здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание по­требности в здоровом стиле жизни.

Внешний анализ документов— это изучение обстоятельств возникно­вения документа, его исторического, социального контекста. Так, зная истинное положение дел в соответствующей сфере жизни общества, кон­кретных областях, районах страны, будучи знакомым с деятельностью трудовых коллективов, исследователь легко обнаружит тенденциозность в освещении проблем, поднимаемых некоторыми авторами документов.

Внутренний анализ документов— это и есть собственно изучение со­держания документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Здоровый образ жизни— это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основные категории, опреде­ляющие содержание данного феномена.

Институционализация— процесс формирования устойчивых ценност­но-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы.

Интервью свободное— отличается минимальной стандартизацией по­ведения интервьюера. Этот вид опроса используется, как правило, при определении проблемы исследования, уточнении ее конкретного содер­жания и др. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы.

Интервью фокусированное— используется, как правило, при сборе мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его послед­ствий и причин. Респондент при этом уже заранее ознакомляется с пред­метом беседы (читает книгу или статью, участвует в работе семинара по данной проблеме и пр.).

Вопросы подготавливаются заранее. Их перечень обязателен, но пос­ледовательность и формулировка могут корректироваться.

Интервью формализованное (стандартизированное)— самая распрост­раненная разновидность интервьюирования. В этом случае общение ин­тервьюера и респондента строго регламентировано детально разработан­ным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера.

Исследование аналитическое— самый углубленный вид социологичес­кого анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и дру­гие свойственные ему черты.

Исследование описательное— более сложный вид конкретно-социоло­гического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, чаще используется для получения как можно более полной, всесторонней информации о состоянии дел в анализируемом подразделении (спортивном обществе, команде, коллективе физической культуры).

Исследование разведывательное (пилотажное)— наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма огра­ниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии, т.е. методических до­кументах, спомощью которых осуществляется сбор первичной социо­логической информации (анкеты, бланки интервью, опросные листы; карточки для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и пр.).

Культура— совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верова­ний, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Личность— устойчивая совокупность социально значимых черт, при­сущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделя­ют впервую очередь социальные роли, усваиваемые индивидом в про­цессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности.

Массовый спорт— спорт, в котором соревнование и высокий спортив­ный результат имеют место, но в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двига­тельной реабилитации.

Метод социологического исследования— это способ построения и обо­снования системы знания.

Методика социологического исследования— это сумма частных при­емов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфи-





ческой предметной области с целью накопления и систематизации эмпи­рического материала.

Методология— учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности, общей страте­гии научного поиска, позволяющей определить наиболее общие подходы к изучению объекта.

Наблюдение в социологии— это метод целенаправленного, планомер­ного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объек­та. Наблюдение как метод сбора научной информации — всегда непосред­ственное переживание и фиксирование значимых социальных явлений.

Образ жизни— совокупность существенных черт, характеризующих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (их поведение, нормы и ценности, которые определяют образец жизни данного конк­ретного общества) — собирательное понятие.

Образование— социальный институт, посредством которого осуще­ствляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями.

Общество— социокультурная система, представляющая собой ре­зультат взаимодействия двух подсистем — культуры и социальной систе­мы. От других социальных образований — групп, общностей, организа­ций — общество отличается длительностью существования и самодоста­точностью, т. е. оно обладает всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.

Общественное— понятие, которое используется, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, куль­турной, политической.

Объект КСИ— под этим термином, как правило, понимают область соци­альной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть общности, группы, процессы, явления ит.д.

Опрос— это метод непосредственного или опосредованного сбора пер­вичной вербальной информации путем социально-психологического вза­имодействия между исследователем и опрашиваемым.

Олимпийское воспитание — это освоение ценностей физической культу­ры в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциала.

Олимпийский спорт— спорт, содержащий в своей основе высокие гу­манистические традиции, реализующие идеалы олимпизма.

Олимпийская культура— это специфическая философия жизни, включа­ющая духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, миро­воззренческий, аксиологический потенциал, в результате чего возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, на наш взгляд, должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.

Программа КСИ— теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методике и тех­нике изучения объекта и предмета анализа.

Профессиональный спорт— спорт, обусловленный коммерческими интересами и являющийся материальным источником существования спортсменов.

Процедура социологического исследования— это последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации ис­следования.

Система физического и спортивного воспитания— совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым принципам с целью реализации определенных политических, биологических и соци­альных идей в сфере физического воспитания и спорта.

Социальное— совокупность общественных отношений данного обще­ства, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодей­ствие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях ме­ста и времени.

Социальный институт— совокупность норм, предписаний и требова­ний, посредством которых общество регулирует и контролирует деятель­ность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Социология — научное, т.е. базирующееся на определенных эмпири­ческих и логико-методологических приемах, изучение общества и его струк­турных механизмов, обеспечивающих его функционирование и развитие.

Социология прикладная— раздел социологии, нацеленный на изуче­ние практически важных для общества социальных проблем и процессов. Ее задача заключается в выработке практических рекомендаций, исполь­зуемых «заказчиком» (организацией или учреждением) для совершенство­вания его деятельности и устранения дисфункций.

Спорт— уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества.

Спортивная карьера— многолетняя спортивная деятельность, наце­ленная на высокие спортивные достижения и связанная с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.

Спортивная культура— составная часть общей культуры, объединяю­щая категории, закономерности. Учреждения и блага, созданные для ин­тенсивного использования физического упражнения в рамках соревнова­тельной деятельности, которая преследует цель первенства и рекорда вслед­ствие физического и духовного совершенствования человека.

Социологическое исследование— это существенные свойства и отноше­ния объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог.

Стиль жизни— способ жизнедеятельности отдельного индивида.

Техника социологического исследования— это совокупность специаль­ных приемов, цель которых — наиболее рациональное использование того или иного метода.

Физическая культура— совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для физического совершенствования человека.

Физкультурное воспитание— это педагогический процесс формирова­ния физической культуры личности.

Ценность— социально приобретенный элемент структуры личности, выступает как фиксированное, устойчивое представление о желаемом.

Ценностные ориентации личности— выражают соотнесенность господ­ствующих в обществе культурных символов и ценностей со структурой личности, основополагающими жизненными ориентациями, установка­ми, потребностями.



ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора

Глава I. Основные понятия и категории социологии............................................... 5

Социология как наука об обществе......................................................... 5

Определение социологии как науки.................................................. 5

Социология в системе социальных наук......................................... 6

Научный статус социологии: объект, предмет и методы........... 8

Структура социологии......................................................................... 10

Функции социологии............................................................................ 11

Общество как специфический объект познания и основная

категория социологии.......................................................................... 12

Что такое общество. Понятие общества......................................... 12

Социальные и социетальные системы............................................ 14

Общество как социетальная система............................................... 15

Общество и индивид............................................................................. 17

Государство................................... 18

Гражданское общество........................................................................ 18

Типология обществ................................................................................ 19

Эволюция общества.............................................................................. 21

Глава II. Социология физической культуры и спорта как наука,

ее место в системе наук..................................................................... 23

Введение в социологию физической культуры и спорта.................. 23

Общее представление о социологии физической культуры

и спорта.............................................................................................. 23

Социология физической культуры и спорта как научная

и учебная дисциплина.................................................................... 26

Базовые понятия учебного курса «Социология физической

культуры и спорта»......................................................................... 27

Социология физической культуры и спорта: методология,

проблематика, история становления и развития............................ 32

Содержание и структура, цель и задачи, функции

социологии физической культуры и спорта............................ 32

Сходство и основные отличия социологии физической

культуры и спорта от других специальных наук................... 36

Исторические аспекты развития социологии спорта.................. 37

Глава III. Социологическая концепция физической культуры и спорта ....44Физическая культура и спорт в системе современного

социума..................................................................................................... 44

Физическая культура и спорт как социальный институт.......... 44

Социальные функции физической культуры................................. 46

Специфические функции спорта....................................................... 48

Физическая культура и спорт в образе жизни общества

и стиль жизни человека................................................................. 50

Место и роль физической культуры и спорта в социальных

институтах общества..................................................................... 53

Социокультурное содержание физической культуры и спорта

и пути его освоения обществом и личностью................................ 55

Ценностный потенциал физической культуры и спорта

как основа формирования физической культуры личности... 55 Инновационные компоненты педагогической системы

освоения ценностей физической культуры и спорта............ 59

Основные направления в деятельности СМИ

по пропаганде ценностей физической культуры и спорта 69 Роль средств массовой информации в оценке значимости

олимпийского спорта..................................................................... 75

Социологические характеристики физической культуры

и спорта, их основные различия и пути интеграции................... 78

Историко-культурологические предпосылки возникновения

спорта и физической культуры................................................... 78

Социальная природа спорта и физической культуры................ 80

Спорт и физическая культура — самостоятельные

социальные феномены: функциональные различия

и методологические несовпадения............................................. 83

Изменение векторов взаимоотношений спорта

и физического воспитания, пути его интеграции................... 85

Глава IV. Социологические проблемы физической культуры............................... 90

Проблемы социального и биологического в физической

культуре личности.................................................................................. 90

Природа человека с позиции соотношения

социального—биологического................................................... 90

О естественной природе и социальной сущности человека..... 93

Методологический анализ биосоциальной проблемы

развития физической культуры................................................... 95

Система движущих сил физической культуры

в современном обществе...................................................................... 97

Физическая культура как часть культуры общества,

ее место в системе явлений культуры........................................ 97

Исторический характер физической культуры,...............................

ее изменения на различных этапах развития общества...... 99

Социальные факторы, способствующие развитию

физической культуры в современном обществе................... 101

Социологический анализ отношения современного

поколения к культурным ценностям тела и физической

культуре........................................................................................... 108

Глава V. Социологические проблемы спортивной деятельности........................ 122

Социологические проблемы спорта высших достижений

и современного олимпийского движения..................................... 122





Отличительные характеристики спорта высших

достижений и современного олимпийского движения ... 122 Социальные противоречия, определяющие кризисную

ситуацию в развитии спорта высших достижений........... 125

Развитие олимпийского движения, проблемы

гуманизации спорта высших достижений...................... 127

Спорт высших достижений в XXI в.: социологический

прогноз развития........................................................ 129

Спортивная карьера и проблемы социальной адаптации

спортсменов после завершения карьеры............................ 131

Понятие и отличительные черты спортивной карьеры........ 131

Основные противоречия, обусловливающие кризисы

спортивной карьеры.................................................... 133

Особенности социальной адаптации спортсменок.............. 137

Спорт и социализация личности..................................... 148

Понятие личности в социологии....................................... 148

Социальная роль спорта в развитии общества

и социализации личности............................................. 149

Социализация спортсмена.......................................... 152

Социальная ответственность спортсмена........................... 156

Наши рекомендации