Методология и методика соц.исследования
Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают специалисты-эксперты.
Эксплицировать — делать нечто явным, открыто выражать, производить логический вывод, объяснять
Эмпирическая интерпретация — операционализация теоретических понятий.
Эмпирическая схема объекта исследования — описание экспериментальной ситуации, разработка и описание инструмента исследования, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление выборочной совокупности и многое другое — входит в содержание.
Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства у объекта и выступающие в виде значения переменной.
Эмпирический индикатор — элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению.
Эмпирический факт — единичное суждение о конкретном событии.
Эмпирическое исследование — сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.
Эффект интервьюера — искажения в ответах респондентов, обусловленные влиянием со стороны интервьюера.
ЛИТЕРАТУРА
Аверьянов А.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. М, 1987.
Алексеев Б.К., Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Изучение общественного мнения: вопросы организации исследований //Социол. исслед. 1981. № 1. С. 78 — 85.
Андреева Г.М. Программа конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.
Андреенков В.Г., Маслова О.М. Эмпирический базис социологической науки // Социол. исслед. 1987. №6.
Андреенков В.Г., Сотникова Т.Н. Телефонные опросы населения. (Методические рекомендации по проведению выборочных массовых опросов). М.: ИСИ АН СССР, 1985.
Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Методическое пособие. М., 1985. Вып. I, И.
Анурин В.Ф. Анализ социологической информации. Н. Новгород: НКИ, 1999.
Артемов В.А. Структура исследования. Программа (проект) исследования // Бюджет времени (вопросы изучения и использования). Новосибирск: Наука, 1977. С. 102-113.
Асхаков С.И. Методика и техника социологического исследования: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2000.
Багиев ГЛ., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований. Учебное пособие. СПб, 1996.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1996.
Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в социологии. М.: Наука, 1986.
Белановский СЛ. Метод фокус-групп. М., 1996. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981.
Беляевский И.К. Маркетинговые исследования. М., 2001.
Березин И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.
1996. №5.
Берка К. Измерения: понятие, теории, проблема. М., 1987.
Берштейн М.С. Метод анкет // Методы изучения личности. Орел, 1923.
Буданцев Ю.П. Программа и этапы эмпирического социологического исследования // Социология. Учебное пособие. М.: Знание, 1995.
Бунге М. Существуют ли операциональные определения? // Вопр. филос. 1966. № 1.
Бурдье П. Общественное мнение не существует // Социология политики. М.: Социо-логос, 1993. С. 159 — 178.
Бурлицкая М.Г., Петрова Л.Я. Стандартизированное интервью: Проблемы организации // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 131 - 137.
Бутенко ИЛ. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.
Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования.
1997. №11. С. 100-105.
Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социол исслед. 1989. № 4. С. 112-117.
Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология. М., 1995. №5-6. С. 28-48.
Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. № 3.
Власова М.А. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. № 1.
Власова М.А. Чем пользуется профессионал? Краткий обзор методов маркетинговых исследований // Маркетолог. 1999. № 2-3.
Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Групповой опрос // Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990. Кн. 1.
Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Проблемы методологии и методики // К.: Наук, думка, 1974.
Воробьев НА. Методологические проблемы анализа объекта социологического исследования. Барнаул, 1974.
Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: Социолог, интервьюер, респондент // Социология: Методология, методы, математические модели. 1996. №7.
Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика, 1974.
Герчиков В.И. О процессе постановки задачи конкретно-социологического исследования // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск, 1977.
Герчикова И.Н. Методика проведения маркетингового исследования // Маркетинг. 1995. № 2 — 3.
Гильяшева И.Н Вопросники как метод исследования личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Д.: Медицина, 1983. С. 62 —81.
Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Д.: Наука, 1981.
Голофаст В.Б. Соотношение концептуальных и инструментальных характеристик знания в социологическом исследовании // Логика социологического исследования. М.: Наука, 1987.
Голофаст В.Б. Континуум опросных методов // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации. Л.: Наука, 1981. С. 105 — 111.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000.
Голубков Е.П. Составление анкет и разработка выборочного плана // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. №3.
Гостковский 3. О повышении достоверности опроса в социологических исследованиях // Социологические исследования. 1978. № 4.
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учебное пособие. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1988.
Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984.
Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. Чебоксары, 1995.
Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ. М., 1991.
Давидюк Г.П. Прикладная социология. Минск: Вы- шэйшая школа, 1979.
Девятко ИФ. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
Девятко И. Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИС РАН, 1996.
Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2008.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Теория и методология. М., 2004.
Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979,
Докторов Б.З. Типология методических исследований // Социол. исслед. 1989. № 1.
Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Методические вопросы формализации социологических анкет // Социологические исследования. 1975. № 3.
Докторова А.Д. Система основных процедур под- 5 "IД готовки и анализа данных в комплексном многоступенчатом исследовании // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Д.: Наука, 1979. С. 237-247.
Дудина В.И. Социологический метод: от классической к постнеклассической точке зрения // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. №3.
Елисеева ИИ, Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977.
Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995.
Ермакова В.В., Пациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные исследования в прикладной социологии // Социол. исслед. 1982. № 1.
Ермолаева Е.М. Язык респондента — язык анкеты // Социологические исследования. 1987. № 1.
Жабский М.И. Возможности, границы и техника опроса // Социол. исследования. 1984. № 3.
Жабский М.И. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976.
Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования // Социол. исслед. 1983. № 2. С. 148-158.
Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью // Социол. исслед. 1985. № 3. С. 131 — 136.
Журавлева И. В. Об использовании основных типов интервью в практике социологических исследований // Вопросы методики и техники социологических исследований. М., 1975. с. 92- 103.
Завгородний А.И., Шахматова Н.В. Методика эмпирических исследований в социологии: Учеб. пособие / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, 1995.
Загоруйко И.Г., Самохвалов К.Ф., Свиридейко Д.И. Логика эмпирических исследований. Новосибирск: Наука, 1978.
Зайцева М.И Анкета как инструмент конкретно- социологического исследования. М., 1970.
Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969.
Иванов В.Г., Корешева Т.В., Харченко А.Ф. Информационные технологии в процессе обработки социологической информации: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
Иванов МЛ. Беседа как метод исследования // Социол исслед. 1989. № 4. с. 106 - 111.
Измерение и моделирование в социологии / Отв. ред. Ю.П. Воронов. Новосибирск: Наука, 1969.
Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1987.
Исупова О.Г. Телефонное интервью: Заметки организатора опроса // Социология: Методология, методы, математические модели. М., 1996. № 6.
Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985.
Каныгин Г.В. Предметная область при компьютерном моделировании анкетного опроса // Социологический журнал. 1997. № 1/2. С. 93- 119.
Карпова ИП. Основные методы сбора информации в маркетинговых исследованиях: В 2 ч. Новосибирск, 1999.
Кендэлл М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973.
Кенкманн П.О. Лонгитюдное исследование: опыт и проблемы // Социол. исслед. 1985. № 3.
Киселева И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. 1994. №3. С. 110-116.
Клигер СЛ. Некоторые ошибки при опросах: Постановка вопросов в анкетах и опыт использования шкал // Социологические исследования. 1974. № 2.
Клигер СЛ., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической ин- 520 формации. М., 1978.
Илюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования. 1990. № 1.
Королев Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М., 1975.
Козеренко Е.В., Новиков С.Г., Шнейдер М.Г. Методы построения и реализации выборки // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 1. С. 9- 10.
Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: М., 1995. №5 — 6.
Козлов В.А., Суслов Ю.А. Программа конкретно- социологического исследования // Конкретно- социологи-ческие исследования в области права: Учебное пособие. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. С. 45 — 68.
Кокрен У. Методы выборочного исследования: Пер. с англ. М., 1976.
Количественные методы в социальных исследованиях. Информ. бюлл. ИКСИ АН СССР и CCA. М.: ИКСИ АН СССР, 1968. № 8.
Количественные методы в социологии / Ред. колл. AT. Аганбегян, Г.В. Осипов, В.Н. Шубкин. М.: Наука, 1966.
Количественные методы в социологических исследованиях. Новосибирск, 1964.
Комплексный подход к анализу данных в социологии / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: ИСАИ СССР, 1989.
Королев Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М., 1975.
Косолапов М.С. Типология шкал как основа адекватной интерпретации исходных данных // Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных / Отв. ред. В.Г. Андреенков, М.С. Косолапов. М.: ИСАН СССР, 1984.
Куракина В. Фокусированные групповые интервью как метод сбора социологической информации // Философская и социологическая мысль. 1993. № 2. С. 151 —156.
Лагун А. Он-лайн фокус-группы как новый метод исследований в сети Интернет// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. № 2.
Лазарсфельд П. Методологические проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965.
Лазарсфельд П. Измерение в социологии // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С. 134- 149.
Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социс. 1992. №8. С. 72-77.
Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1977.
Лесохина Л.Н. Введение в профессию социолога- интервьюера. Методические рекомендации. Л.: НИИ общ. образования взрослых, 1990.
Логика социологического исследования / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1987.
Логическая структура научного знания. М., 1965.
Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования // Социол. исслед. 1990. № 1.
Лютыньска К. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углубленном пилотаже // Социол. исслед. 1978. № 4.
Маккинни Д. Методология, процедуры и техника социологии // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М: Изд-во иностр. лит., 1961. С. 218 — 271.
Малахов В.А. Группировка социологической информации // Социол. исслед. 1989. № 1.
Малахов В.А. Специальные методы группировки // Социолог, исслед. 1980. № 3. С. 190-200.
Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам «Круглого стола») // Социология. М., 1995. № 5 —6. С. 5— 15.
Маслова Л.Н., Суховский МЛ. Подготовка анкет к обработке // Бюджет времени (вопросы изучения и использования). Новосибирск: Наука, 1977. С. 266 — 272.
Маслова О.М. К вопросу о проектировании социологических анкет // Социол. исслед. 1981. № 1.
Маслова О.М. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1: Социологический опрос / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Мас- ловой. М.: Наука, 1990. С. 64-91.
Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социол. исслед. 1984. №2. С. 129-138.
Маслова О.М. Ситуация интервью: Формализованные и неформализованные методы исследования // Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых проектов. 1992—1996). М.: 1996, ИС РосАН. С. 1 - 19.
Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. С. 71-103.
Маслова О.Н. Анкетирование — метод сбора социологической информации // Политическое самообразование. 1981. №2.
Маслова С. Фокус-группы как предмет спроса на рынке услуг// Практический маркетинг, 2001, №10.
Математика в социологии: Моделирование и обработка информации // Под ред. А. Аганбегяна, X. Блейло- ка, Ф. Бородкина, Р. Будона, В. Капекки. М.: Мир, 1977.
Математико-статистические методы анализа данных в социологических исследованиях / Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: ИСИ АН СССР, 1980.
Математические методы анализа и интерпретации социологических данных / Ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова М.: Наука, 1989.
Математические методы в социальных науках / Под ред. П. Лазарсфельда и Н. Генри. Пер. с англ. Под. ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1973.
Математические методы в социологии / Науч. ред. Ф.М. Бородкин. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1974.
Математические методы в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: ИСИ АН СССР, 1984.
Математические методы в социологическом исследовании /Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: Наука, 1981.
Математические методы и модели в социологии / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: ИСАН СССР, 1991. Вып. 1, 2.
Математическое моделирование в социологии: Методы и задачи / Отв. ред. Ф.М. Бородкин, Б.Г. Мир- кин. Новосибирск: Наука, 1977.
Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусированное интервью: Пер. с англ. М., 1991.
Метер К. Методология социологии // Международный журнал социальных наук. 1994. № 3.
Методика и техника обработки статистической информации. М., 1968.
Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации / Под ред. Г.В. Осипова, Ю.П. Коваленко. М.: Наука, 1968.
Методологические и методические основы социологического исследования: методическое пособие. Ашхабад, 1986.
Методологические проблемы использования математических методов в социологии / Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: ИСИ АН СССР, 1980.
Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992— 1996 гг.) / Институт социологии РАН. М., 1996.
Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 — 2. М.: Наука, 1990.
Методы современной математики и логики в социологических исследованиях / Отв. ред. Э.П. Андреев. М.: ИСИ АН СССР, 1977.
Методы социологических исследований. М., 1989. Вып. 1-5.
Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование / Пер. с болгар. М.: Прогресс, 1975.
Моин В.Б. Стратегия выбора методики измерения: возможности, цели, особенности // Сравнительный анализ и методика социологических исследова- 524 ний. М., 1989.
Моин В.Б. Форма вопроса и интерпретация ответа // Социол. исслед. 1987. № 5.
Моин В.Б. Альтернативная интерпретация данных: атрибутивный подход // Социол. исслед. 1990. № И.
Моин В.Б. Две стратегии измерения // Социол. исслед. 1989. №6. С. 112-119.
Мосичев А.В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических исследований // Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых проектов. 1992—1996). М.: ИС Ро- сАН, 1996. С. 20-38.
Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142.
Назарова И. Б. Непроведение опроса и отказ от интервью // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 161-167.
Нанеишвили Б. Фокус-группы и глубинные интервью // Практический маркетинг. 1998. № 7.
Никаноров С.П., Масленников Е.В. Социологические исследования и концептуальный анализ // Социология: М.( 1996. № 7. С. 56-65.
Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М.г 1994.
Ньюман А. Полевое исследование // Социол. исслед. 1999. №4. С. 110-121.
Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л., 1989.
Осипов Г.В. (Ред.) Рабочая книга социолога. Изд. 3. М.( 2003.
Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.
Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 1995. Т. 1-2.
Процесс социального исследования. М.г 1975.
Паниотто В.И. Качество социологической информа-ции. Киев, 1986.
ПаниоттоВ.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.
Погосян ГЛ. Форма вопроса и целевая установка исследователя // Социолог, исслед. 1983. № 3. С. 163 — 167.
Практикум по прикладной социологии. М.: МГУ, 1992.
Прикладная социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Применение факторного и классификационного анализа для типологизации социальных явлений / Науч. ред. Т.Н. Заславская, Б.Г. Миркин. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1976.
Проектирование и организация выборочного социологического исследования / Отв. ред. Е.С. Петренко. М.: ИСИ АН СССР, 1977.
Процесс обработки данных анкетных опросов на ЭВМ. М.: ИС АН СССР, 1985.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
Романович НЛ. Отказы респондентов в зависимости от восприятия ими опроса и его методов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 4. С. 42 — 45.
Ростегаева Н.И. О некоторых методических аспектах построения социологических индексов // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М.: ИС АН СССР, 1989. С. 43-52.
Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения. М.: Финансы и статистика, 1984.
Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. Л.: Наука, 1983.
Сатаров ГЛ. Математика в социологии: стереотипы, предрассудки, заблуждения // Социологические исследования. 1986. № 3.
Сваффорд М.С., Косолапов М.С., Козырева П.С. Международные стандарты качества социологических обследований // Мир России: социология, этнология, 1999. № 1-2.
СвенцицкийАЛ. Интервью как процесс социально- психологического взаимодействия // Проблемы общей социальной инженерной психологии. Д., 1966. Вып. 2.
Седов А.В., Кротова Т.Н., Шмаков В.Д. Методы сбора, обработки и анализа социальной информации. Д., 1984.
Силласте Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. М., 1998.
Социальная статистика. Учебник / Под ред. чл. кор. РАН И.И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001.
Социология и математика. Международный сборник / Ред. колл.: А.Г. Аганбегян и др. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1970.
Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1979.
Стацевич Т.А. Особенности работы интервьюеров при телефонных опросах // Социс. 1992. № 8. С. 72-77.
Степин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976.
Тавокин Е.П. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и методики. М., 1989.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. 2-е изд., испр. М.: NOTA BENE, 1999.
Татарова Г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализ данных // Социология: методология, методы, математические модели. 1999. № 11. С. 51 — 71.
Теория и методы социологических исследований. М., 1984.
Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М.: Наука, 1986.
Терещенко О.В., Орехов Н.И. Контроль и корректировка больших массивов социологической информации // Экспресс-информация. Серия: Методология изучения общественного мнения. Вып. 6. М.: НИИ Статистики Госкомстата СССР, 1990. С. 81-83.
Территориальная выборка в социологических исследованиях. М.: Наука, 1980.
Типология и классификация в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1982.
Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991.
Толстова Ю.Н. Методы измерения в социологии. М., 1998.
Удоденко АЛ. Логика научного вывода в эмпирической социологии. Учеб. пособие /Алт. гос. ун-т. Барнаул, 1994.
Федоров И.В. Причины пропуска ответов при анкетном опросе // Социол. исслед. 1982. № 2. С. 185 — 189.
Фелингер А.Ф. Статистические алгоритмы в социологических исследованиях. Новосибирск: Наука, 1985.
Фридрих В., Хенниг В. Основные проблемы опроса // Процесс социального исследования. М.: Прогресс, 1975.
Хейс Д. Причинный анализ в социологических исследованиях. М., 1981.
Хованов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследование// СОЦИС. 1994. №8-9.
Цыба В. Т. Математико-статистические основы социологических исследований. М.: Финансы и статистика, 1981.
Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного исследования. Киев, 1996.
Чурилов Н.Н. Труднодоступные единицы наблюдения — источник систематических ошибок // Социолог. исслед. 1986. № 1. С. 116- 125.
Шавель СЛ. Концепция и алгоритм построения республиканской социологической репрезентативной выборки/ / Социология. М., 1997. № 1.
Шаленко В.Н. Программа социологического исследования (учебно-методическое пособие). М.г 1987.
Шляпентох В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации. М.: Статистика, 1976.
Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос // Социолог, исслед. 1982. № 3. С. 145- 156.
Ядов ВЛ. Квантификация социальных явлений // Социол. исслед. 1987. № 2.
Ядов ВЛ. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.
Alasuutari P. An invitation to social research. L. etc.: Sage, 1998.
Alford R. The Craft of Inquiry: Theories, Methods, Evidence. Oxford: Oxford University Press, 1998.
AlreckP.L., Settle R.B. The Survey Research Handbook. Homewood: Irwin, 1985.
Analyzing qualitative data. L.; N. Y.: Routledge, 1999.
Babbie Earl R. Survey Research Methods. Belmont. CA: Wadsworth, 1990.
Belson W.R. The design and understanding of survey questions. Aldershot: Gower, 1981.
Belson W.A. The design and understanding of survey questions. Aldershot: Gower, 1981.
Berdie, Doug R.f John F. Anderson, and Marsha A, Niebuhr. Questionnaires: Design and Use, 2nd ed. Metuchen, NJ: Scarecrow Press, 1986.
Berry R. The Research Project. How to Write It. L.: Routledge, 2000.
Blalock H.M., Jr. Theory Construction. Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice Hall, 1969.
Blalock H. Methodology in Social Research. N. Y., 1968.
Bradburn N.M., Sudman S. Improving Interview. Method and Questionnaire Design. San Francisco, Jossey, 1979.
Burgess R. In the field: an introduction to field research. London: Routledge, 1993.
Cicourel A. Method and measurement in sociology. Glencoe. IL: Free Press, 1964.
Converse Jean M., Presser S. Survey Questions: Handcrafting the Standardized Questionnaire. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1986.
Denzin N.K. The research act. A theoretical introduction to sociological methods. New Jersey: Prentice-Hall, 1989.
Dey I. Qualitative data analysis: A user-friendly quide for social scientists. L.; N. Y.: Routledge, 1998.
Dixon Keith. Sociological theory. Pretence and Possibility. L.-Boston: Routledge and Kegan Paul, 1973.
Fink A., KosecoffJ. How to Conduct Surveys: A Step by Step Guide. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1998.
Fowler, Floyd J. Survey Research Methods. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1993.
Gorden L.R. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. The Dorsey press. Chicago 111, 1987.
Greenbaum Th. The handbook for focus group research. N. Y., 1993.
Kirk J., Miller M. Reliability and validity in qualitative research. Beverly Hills: Sage, 1986.
Kish, Leslie. Survey Sampling. N. Y.: John Wiley, 1965.
Krueger R.A. A focus Groups. A practical Guide for applied Research. London, Sage, 1994.
Layder D. Sociological practice: Linking theory a. social research. L etc.: Sage, 1998.
Lazarsfeld P. On Social Research and It's Language. Chicago: The University of Chicago Press, 1993.
Leedy P. Practical research: planning and design. London: Macrnillan, 1993.
March C. The Survey Method: The Contribution of Survey to Sociological Explanation. L.: George Allen and Unwin, 1982.
Maykut P. Beginning qualitative research: a philosophic and practical guide. London: Falmer, 1994.
McNeill P. Research methods. 2nd ed. L.; N. Y.: Routledge, 1995.
Miles M.D., Huberman A.M. Qualitative data analysis. An expanded Sourcebook. Thousand oaks. London, New Delhi: SAGE Publications, 1994.
Miller D.C. Handbook of Research Design and Social Measurement. Newbury Park, London, New Delhi: Sage Publ., 1991.
Mills C. Method of social research. London: University of London, 1994.
Payne, Stanley L. The Art of Asking Questions. Princeton University Press, 1979.
Schatzman L., Strauss A.L Field research: Strategies for a natural sociology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1973.
Silverman D. Interpreting qualitative data: Methods for analysing talk, text a. interaction. L. etc.: Sage, 1999.
Skidmore W. Theoretical thinking in sociology. Cambridge etc.: Cambr. Univ. Press, 1975.
Sociological Inquiry / Ed. by K.M. Mahmoudi, B.W. Parlin. 7th ed. Dubuque, Iowa: Kendall / Hunt Pub. Co., 2001.
Sociological methodology / Ed. by Leinhard S. San Francisco etc.: Jossey-Buss Publishers, 1981.
Sociological methodology: Volume 27 / Ed. by A. Raftery. London: Blackwell Publishers, 1999.
Sociological research methods. An Introduction / Ed. by M. Bulmer. L.: Macmillan, 1984.
Sociologist at work: Essays on the Craft of Social Research. Ed. By P.E. Hammond. N. Y., L.: Basic Books. 1964.
Stake R.E. The art of case study research. Thousand Oaks etc.: Sage, 1995.
Stehr N. Practical Knowledge: Applying the Social Sciences. L.: Sage, 1992.
Stinchcombe A.L. Constructing Social Theories. N. Y.: Harcourt, Brace&World, 1968.
Sudman S., Bradburn N. Asking questions: A practical guide to questionnaire design. San Francisco: Jossey- Bass Publishers, 1982.
Suskie, Linda. Questionnaire Survey Research: What Works. Tallahassee, FL: Association for Institutional Research, FSU, 1992.
Templeton J.F. The Focus Group: A Strategic Guide to Organizing, Conducting, and Analyzing the Focus Group Interview. N. Y: Irwin Professional Publishing, 1994.
Tesch R. Qualitative research: analysis types and software tools. London: Blackwell, 1990.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Уредяшме......................................................... J
n
Основы научного познания...................................................................................................... IS
Философское ядро познания............................................... 15
Что такое методология......................................................... 19
Реализм и номинализм в социологии............................... 23
Социологическое воображение......................................... 26
Ценности и оценки................................................................. 29
Информация, знание, данные............................................. 33
Теоретическое и эмпирическое.......................................... 37
Типология изучаемых фактов............................................ 40
Эмпирические факты и социологические данные........ 46
Истина и ложь......................................................................... 48
Иерархия социологического знания................................. 53
Научная картина мира......................................................... 57
Ш
Социологическая теория.......................................................................................................... И
Природа и функции научной теории................................ 63
Язык теоретических конструктов...................................... 66
Научная гипотеза.................................................................. 72
Эмпирическая схема объекта исследования................. 78
Валидность теории и измерения........................................ 82
Основные типы социологической теории....................... 91
Особенности теоретического знания............................. 105
Своеобразие социологической теории.......................... 111
Верификация и фальсификация теории......................... 116
If ШЛЕПКЕ
Глава 3
Статистические основы социологической падки............................................................... 121
Статистический инструментарий................................... 121
Статистические показатели............................................. 124
Роль и содержание статистического вывода............... 134
Закон больших чисел......................................................... 139
Нормальное распределение, или закон Гаусса.......... 144
Закон, закономерность, тенденция................................. 147
Кванторы всеобщности и существования.................... 155
И
Теория и методология вы(орки............................................................................................ 164
Зачем нужна выборка........................................................ 164
Основные понятия и сущность выборочного
метода..................................................................................... 169
Типы'и методы выборки..................................................... 177
Методы вероятностной (случайной) выборки............ 180
Районированная и стратифицированная выборки.... 188
Гнездовая выборка.............................................................. 192
Примеры вероятностной выборки.................................. 193
Методы невероятностной (неслучайной) выборки.... 196
Квотная выборка................................................................. 199
Многоступенчатая выборка............................................. 200
Идеальные и реальные совокупности........................... 203
Ошибка выборки.................................................................. 208
а
Программа социологического исследования..................................................................... 213
Общее представление о программе................................ 213
Теоретико-методологическая часть программы........ 219
Формулировка и обоснование проблемы
исследования........................................................................ 219
Цели и задачи исследования............................................ 226
Определение объекта и предмета исследования........ 228
Логический анализ основных понятий.......................... 233
Выдвижение гипотез........................................................... 235
ИМЛИНЕ ________________________________________ |
Эмпирическая интерпретация понятий......................... 237
Методическая часть программы..................................... 240
Выборка.................................................................................. 241
Обоснование методов сбора эмпирических
данных.................................................................................... 242
Методы сбора информации.............................................. 242
Методы обработки и анализа данных.......................... 244
Организационный план исследования.......................... 246
Научный отчет..................................................................... 248
Методология и программа эмпирического исследования М. Вебера 250
Теоретическая модель предмета исследования............................................................. 266
Теоретическая модель предмета исследования.......... 266
Примеры теоретической модели..................................... 268
Категории, понятия и термины........................................ 298
Пример теоретической реконструкции понятия......... 303
Концептуализация, конкретизация
и операционализация......................................................... 305
Переменные и пропозиции................................................ 315
(иды социологического исследования............................................................................... 321
Социальное и социологическое исследование........... 328
Пробное и пилотажное исследование........................... 335
Описательное и аналитическое исследование............ 340
Точечное исследование..................................................... 342
Сплошное и выборочное исследование........................ 343
Повторные исследования.................................................. 345
Мониторинг........................................................................... 349
Полевое исследование........................................................ 352
Анализ случая (Case study)............................................... 357
Оперативное исследование............................................... 360
Опросные и неопросные методы исследования.......... 364
Научные признаки опроса................................................ 367
Виды опроса.......................................................................... 372
Глава 8
Социологическая анкета...................................................................................................... 370
Композиция анкеты............................................................. 378
Функции и виды анкетных вопросов.............................. 389
Закрытые и открытые вопросы....................................... 392
Хорошие и устойчивые вопросы..................................... 398
Взаимосвязь анкетных вопросов и числа
респондентов........................................................................ 402
Анализ качества анкеты.................................................... 405
Логический контроль анкеты........................................... 407
Ошибки анкетера и контроль поля................................. 416
Глава 9
Методология и технология интервью................................................................................... 426
i
Методология интервью...................................................... 426
Типология интервью........................................................... 431
Формализованное интервью............................................ 439
Свободное интервью.......................................................... 441
Фокус-группа........................................................................ 446
Организация фокус-групп................................................. 454
Телефонное интервью........................................................ 462
Глава 10
Маркетинговое исследование............................................................................................. 473
Цели и задачи маркетингового исследования............. 473
Методические и технические приемы
исследования........................................................................ 479
Лабораторный опрос (Hall-test)...................................... 482
Домашний тест (Home-test).............................................. 485
Личное интервью (face-to-face)....................................... 487
Кабинетное исследование (Desk Research).................. 489
Телефонный опрос OMNIBUS......................................... 492
The VALS Survey.................................................................. 495
Вопросник VALS Survey (online version)....................... 499
Заполняли ли Вы когда-нибудь этот
вопросник раньше?............................................................. 499
Я часто интересуюсь теоретическими вопросами..... 499
Мне нравятся вещи, которые другие люди
считают возмутительными............................................... 500
Мне нравится, когда в моей жизни
мало что меняется............................................................... 500
Мне нравится что-то мастерить руками, особенно те вещи, которые нужны
в повседневной жизни......................................................... 500
Я всегда следую последним веяниям моды.................. 500
Как сказано в Библии, мир был сотворен
за шесть дней........................................................................ 500
Мне нравится, когда обо мне кто-то заботится.......... 500
Я люблю читать или узнавать новое
об искусстве, культуре, истории..................................... 501
Часто я сильно возбуждаюсь........................................... 501
В действительности меня интересуют
очень немногие вещи.......................................................... 501
Лучше я что-то сделаю сам, чем куплю это................ 501
Я одеваюсь более модно, чем большинство
людей...................................................................................... 501
Словарь................................................................................................................................ 502
Литература............................................................................................................................. 511
Учебное издание