Методология и методика соц.исследования


Экспертный опрос — разновидность социологиче­ского опроса, в ходе которого респондентами выступа­ют специалисты-эксперты.

Эксплицировать — делать нечто явным, открыто выражать, производить логический вывод, объяснять

Эмпирическая интерпретация — операционализа­ция теоретических понятий.

Эмпирическая схема объекта исследования — описание экспериментальной ситуации, разработка и описание инструмента исследования, операциональ­ное определение переменных и указание эмпириче­ских признаков (референтов), составление выбороч­ной совокупности и многое другое — входит в содержание.

Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства у объекта и выступающие в виде значения переменной.

Эмпирический индикатор — элемент или характе­ристика объекта, которые доступны наблюдению и из­мерению.

Эмпирический факт — единичное суждение о кон­кретном событии.

Эмпирическое исследование — сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предостав­ляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

Эффект интервьюера — искажения в ответах ре­спондентов, обусловленные влиянием со стороны ин­тервьюера.

ЛИТЕРАТУРА

Аверьянов А.Я. Искусство задавать вопросы: за­метки социолога. М, 1987.

Алексеев Б.К., Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Изуче­ние общественного мнения: вопросы организации ис­следований //Социол. исслед. 1981. № 1. С. 78 — 85.

Андреева Г.М. Программа конкретного социально­го исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

Андреенков В.Г., Маслова О.М. Эмпирический ба­зис социологической науки // Социол. исслед. 1987. №6.

Андреенков В.Г., Сотникова Т.Н. Телефонные опро­сы населения. (Методические рекомендации по прове­дению выборочных массовых опросов). М.: ИСИ АН СССР, 1985.

Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора со­циологической информации: Методическое пособие. М., 1985. Вып. I, И.

Анурин В.Ф. Анализ социологической информа­ции. Н. Новгород: НКИ, 1999.

Артемов В.А. Структура исследования. Программа (проект) исследования // Бюджет времени (вопросы изучения и использования). Новосибирск: Наука, 1977. С. 102-113.

Асхаков С.И. Методика и техника социологическо­го исследования: Курс лекций: Учебное пособие для ву­зов. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2000.

Багиев ГЛ., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований. Учебное пособие. СПб, 1996.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологиче­ских исследований. М.: Аспект Пресс, 1996.

Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в со­циологии. М.: Наука, 1986.

Белановский СЛ. Метод фокус-групп. М., 1996. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981.

Беляевский И.К. Маркетинговые исследования. М., 2001.

Березин И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.

1996. №5.

Берка К. Измерения: понятие, теории, проблема. М., 1987.

Берштейн М.С. Метод анкет // Методы изучения личности. Орел, 1923.

Буданцев Ю.П. Программа и этапы эмпирического социологического исследования // Социология. Учеб­ное пособие. М.: Знание, 1995.

Бунге М. Существуют ли операциональные опреде­ления? // Вопр. филос. 1966. № 1.

Бурдье П. Общественное мнение не существует // Социология политики. М.: Социо-логос, 1993. С. 159 — 178.

Бурлицкая М.Г., Петрова Л.Я. Стандартизирован­ное интервью: Проблемы организации // Социологи­ческие исследования. 1997. № 10. С. 131 - 137.

Бутенко ИЛ. Организация прикладного социоло­гического исследования. М.: Тривола, 1998.

Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования.

1997. №11. С. 100-105.

Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социол исслед. 1989. № 4. С. 112-117.

Веселкова Н.В. Методические принципы полуфор­мализованного интервью // Социология. М., 1995. №5-6. С. 28-48.

Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. № 3.

Власова М.А. Фокус-группа без фокусов // Марке­толог. 1999. № 1.

Власова М.А. Чем пользуется профессионал? Крат­кий обзор методов маркетинговых исследований // Маркетолог. 1999. № 2-3.

Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Групповой опрос // Методы сбора информации в социологических иссле­дованиях. М., 1990. Кн. 1.

Волович В.И. Надежность информации в социологи­ческом исследовании. Проблемы методологии и методи­ки // К.: Наук, думка, 1974.

Воробьев НА. Методологические проблемы анализа объекта социологического исследования. Барнаул, 1974.

Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном ин­тервью: Социолог, интервьюер, респондент // Социоло­гия: Методология, методы, математические модели. 1996. №7.

Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социо­логическом исследовании. М.: Статистика, 1974.

Герчиков В.И. О процессе постановки задачи конкретно-социологического исследования // Методо­логические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск, 1977.

Герчикова И.Н. Методика проведения маркетинго­вого исследования // Маркетинг. 1995. № 2 — 3.

Гильяшева И.Н Вопросники как метод исследова­ния личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Д.: Медицина, 1983. С. 62 —81.

Голофаст В.Б. Методологический анализ в социаль­ном исследовании. Д.: Наука, 1981.

Голофаст В.Б. Соотношение концептуальных и ин­струментальных характеристик знания в социологиче­ском исследовании // Логика социологического иссле­дования. М.: Наука, 1987.

Голофаст В.Б. Континуум опросных методов // Че­ловек социалистического общества и процессы массо­вой коммуникации. Л.: Наука, 1981. С. 105 — 111.

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: тео­рия, методология и практика. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000.

Голубков Е.П. Составление анкет и разработка вы­борочного плана // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. №3.

Гостковский 3. О повышении достоверности опро­са в социологических исследованиях // Социологиче­ские исследования. 1978. № 4.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике соци­ологических исследований. Учебное пособие. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1988.

Гурко Е.Н. Эмпирическое и теоретическое в социо­логическом исследовании. Минск, 1984.

Гуров Ю.С. Методология и методика социологиче­ских исследований. Чебоксары, 1995.

Гурьев В.И. Основы социальной статистики: мето­ды, система показателей, анализ. М., 1991.

Давидюк Г.П. Прикладная социология. Минск: Вы- шэйшая школа, 1979.

Девятко ИФ. Методы социологического исследо­вания. Екатеринбург, 1998.

Девятко И. Ф. Модели объяснения и логика социо­логического исследования. М.: ИС РАН, 1996.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социо­логии. М., 1998.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социоло­гического исследования. М., 2008.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Теория и методология. М., 2004.

Докторов Б.З. О надежности измерения в социоло­гическом исследовании. Л.: Наука, 1979,

Докторов Б.З. Типология методических исследова­ний // Социол. исслед. 1989. № 1.

Докторов Б.З., Фирсов Б.М. Методические вопро­сы формализации социологических анкет // Социоло­гические исследования. 1975. № 3.

Докторова А.Д. Система основных процедур под- 5 "IД готовки и анализа данных в комплексном многоступен­чатом исследовании // Саморегуляция и прогнозиро­вание социального поведения личности. Д.: Наука, 1979. С. 237-247.

Дудина В.И. Социологический метод: от классиче­ской к постнеклассической точке зрения // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. №3.

Елисеева ИИ, Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977.

Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онто­логия, логика. СПб.: Петрополис, 1995.

Ермакова В.В., Пациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные исследования в прикладной социологии // Социол. исслед. 1982. № 1.

Ермолаева Е.М. Язык респондента — язык анкеты // Социологические исследования. 1987. № 1.

Жабский М.И. Возможности, границы и техника опроса // Социол. исследования. 1984. № 3.

Жабский М.И. Методология прикладного социоло­гического исследования. М., 1976.

Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования // Социол. ис­след. 1983. № 2. С. 148-158.

Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью // Социол. исслед. 1985. № 3. С. 131 — 136.

Журавлева И. В. Об использовании основных типов интервью в практике социологических исследований // Вопросы методики и техники социологических ис­следований. М., 1975. с. 92- 103.

Завгородний А.И., Шахматова Н.В. Методика эмпи­рических исследований в социологии: Учеб. пособие / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, 1995.

Загоруйко И.Г., Самохвалов К.Ф., Свиридейко Д.И. Логика эмпирических исследований. Новосибирск: Наука, 1978.

Зайцева М.И Анкета как инструмент конкретно- социологического исследования. М., 1970.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура соци­ологических исследований. М.: Мысль, 1969.

Иванов В.Г., Корешева Т.В., Харченко А.Ф. Инфор­мационные технологии в процессе обработки социоло­гической информации: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

Иванов МЛ. Беседа как метод исследования // Со­циол исслед. 1989. № 4. с. 106 - 111.

Измерение и моделирование в социологии / Отв. ред. Ю.П. Воронов. Новосибирск: Наука, 1969.

Интерпретация и анализ данных в социологиче­ских исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1987.

Исупова О.Г. Телефонное интервью: Заметки орга­низатора опроса // Социология: Методология, методы, математические модели. М., 1996. № 6.

Как провести социологическое исследование: В по­мощь идеологическому активу / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985.

Каныгин Г.В. Предметная область при компьютер­ном моделировании анкетного опроса // Социологиче­ский журнал. 1997. № 1/2. С. 93- 119.

Карпова ИП. Основные методы сбора информа­ции в маркетинговых исследованиях: В 2 ч. Новоси­бирск, 1999.

Кендэлл М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973.

Кенкманн П.О. Лонгитюдное исследование: опыт и проблемы // Социол. исслед. 1985. № 3.

Киселева И.П. Информативно-целевой анализ тек­ста свободного интервью // Социологический журнал. 1994. №3. С. 110-116.

Клигер СЛ. Некоторые ошибки при опросах: По­становка вопросов в анкетах и опыт использования шкал // Социологические исследования. 1974. № 2.

Клигер СЛ., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шка­лирование при сборе и анализе социологической ин- 520 формации. М., 1978.

Илюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от от­вета // Социологические исследования. 1990. № 1.

Королев Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М., 1975.

Козеренко Е.В., Новиков С.Г., Шнейдер М.Г. Методы построения и реализации выборки // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 1. С. 9- 10.

Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении произ­водственных отношений на промышленном предприя­тии // Социология: М., 1995. №5 — 6.

Козлов В.А., Суслов Ю.А. Программа конкретно- социологического исследования // Конкретно- социологи-ческие исследования в области права: Учеб­ное пособие. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. С. 45 — 68.

Кокрен У. Методы выборочного исследования: Пер. с англ. М., 1976.

Количественные методы в социальных исследова­ниях. Информ. бюлл. ИКСИ АН СССР и CCA. М.: ИКСИ АН СССР, 1968. № 8.

Количественные методы в социологии / Ред. колл. AT. Аганбегян, Г.В. Осипов, В.Н. Шубкин. М.: Наука, 1966.

Количественные методы в социологических ис­следованиях. Новосибирск, 1964.

Комплексный подход к анализу данных в социоло­гии / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: ИСАИ СССР, 1989.

Королев Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М., 1975.

Косолапов М.С. Типология шкал как основа адекват­ной интерпретации исходных данных // Сравнитель­ный анализ и качество эмпирических социологических данных / Отв. ред. В.Г. Андреенков, М.С. Косолапов. М.: ИСАН СССР, 1984.

Куракина В. Фокусированные групповые интервью как метод сбора социологической информации // Фило­софская и социологическая мысль. 1993. № 2. С. 151 —156.

Лагун А. Он-лайн фокус-группы как новый метод исследований в сети Интернет// Маркетинг и марке­тинговые исследования в России. 2001. № 2.

Лазарсфельд П. Методологические проблемы со­циологии // Социология сегодня. М., 1965.

Лазарсфельд П. Измерение в социологии // Аме­риканская социология: перспективы, проблемы, мето­ды. М.: Прогресс, 1972. С. 134- 149.

Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и ко­личественная информация в социологии // Социс. 1992. №8. С. 72-77.

Лекции по методике конкретных социальных ис­следований. М., 1977.

Лесохина Л.Н. Введение в профессию социолога- интервьюера. Методические рекомендации. Л.: НИИ общ. образования взрослых, 1990.

Логика социологического исследования / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1987.

Логическая структура научного знания. М., 1965.

Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологи­ческого исследования // Социол. исслед. 1990. № 1.

Лютыньска К. Анализ адекватности ответов ре­спондентов, полученных в углубленном пилотаже // Социол. исслед. 1978. № 4.

Маккинни Д. Методология, процедуры и техника социологии // Беккер Г., Босков А. Современная со­циологическая теория в ее преемственности и изме­нении. М: Изд-во иностр. лит., 1961. С. 218 — 271.

Малахов В.А. Группировка социологической ин­формации // Социол. исслед. 1989. № 1.

Малахов В.А. Специальные методы группировки // Социолог, исслед. 1980. № 3. С. 190-200.

Маслова О.М. Количественная и качественная со­циология: методология и методы (по материалам «Круг­лого стола») // Социология. М., 1995. № 5 —6. С. 5— 15.

Маслова Л.Н., Суховский МЛ. Подготовка анкет к обработке // Бюджет времени (вопросы изучения и использования). Новосибирск: Наука, 1977. С. 266 — 272.

Маслова О.М. К вопросу о проектировании социо­логических анкет // Социол. исслед. 1981. № 1.

Маслова О.М. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1: Социологи­ческий опрос / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Мас- ловой. М.: Наука, 1990. С. 64-91.

Маслова О.М. Познавательные возможности от­крытых и закрытых вопросов // Социол. исслед. 1984. №2. С. 129-138.

Маслова О.М. Ситуация интервью: Формализован­ные и неформализованные методы исследования // Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых проектов. 1992—1996). М.: 1996, ИС РосАН. С. 1 - 19.

Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и мето­ды // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. С. 71-103.

Маслова О.Н. Анкетирование — метод сбора соци­ологической информации // Политическое самообра­зование. 1981. №2.

Маслова С. Фокус-группы как предмет спроса на рынке услуг// Практический маркетинг, 2001, №10.

Математика в социологии: Моделирование и обра­ботка информации // Под ред. А. Аганбегяна, X. Блейло- ка, Ф. Бородкина, Р. Будона, В. Капекки. М.: Мир, 1977.

Математико-статистические методы анализа дан­ных в социологических исследованиях / Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: ИСИ АН СССР, 1980.

Математические методы анализа и интерпретации социологических данных / Ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова М.: Наука, 1989.

Математические методы в социальных науках / Под ред. П. Лазарсфельда и Н. Генри. Пер. с англ. Под. ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1973.

Математические методы в социологии / Науч. ред. Ф.М. Бородкин. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1974.

Математические методы в социологических ис­следованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толсто­ва. М.: ИСИ АН СССР, 1984.

Математические методы в социологическом ис­следовании /Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: Наука, 1981.

Математические методы и модели в социологии / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: ИСАН СССР, 1991. Вып. 1, 2.

Математическое моделирование в социологии: Методы и задачи / Отв. ред. Ф.М. Бородкин, Б.Г. Мир- кин. Новосибирск: Наука, 1977.

Мертон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусиро­ванное интервью: Пер. с англ. М., 1991.

Метер К. Методология социологии // Междуна­родный журнал социальных наук. 1994. № 3.

Методика и техника обработки статистической информации. М., 1968.

Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации / Под ред. Г.В. Осипова, Ю.П. Коваленко. М.: Наука, 1968.

Методологические и методические основы соци­ологического исследования: методическое пособие. Ашхабад, 1986.

Методологические проблемы использования ма­тематических методов в социологии / Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: ИСИ АН СССР, 1980.

Методология и методы социологических иссле­дований (Итоги работы поисковых исследователь­ских проектов за 1992— 1996 гг.) / Институт социоло­гии РАН. М., 1996.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 — 2. М.: Наука, 1990.

Методы современной математики и логики в со­циологических исследованиях / Отв. ред. Э.П. Ан­дреев. М.: ИСИ АН СССР, 1977.

Методы социологических исследований. М., 1989. Вып. 1-5.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое ис­следование / Пер. с болгар. М.: Прогресс, 1975.

Моин В.Б. Стратегия выбора методики измере­ния: возможности, цели, особенности // Сравнитель­ный анализ и методика социологических исследова- 524 ний. М., 1989.

Моин В.Б. Форма вопроса и интерпретация отве­та // Социол. исслед. 1987. № 5.

Моин В.Б. Альтернативная интерпретация дан­ных: атрибутивный подход // Социол. исслед. 1990. № И.

Моин В.Б. Две стратегии измерения // Социол. ис­след. 1989. №6. С. 112-119.

Мосичев А.В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических исследований // Методоло­гия и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых проектов. 1992—1996). М.: ИС Ро- сАН, 1996. С. 20-38.

Мягков А.Ю. Влияние метода сбора данных на вер­бальное поведение респондентов // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 133-142.

Назарова И. Б. Непроведение опроса и отказ от ин­тервью // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 161-167.

Нанеишвили Б. Фокус-группы и глубинные интер­вью // Практический маркетинг. 1998. № 7.

Никаноров С.П., Масленников Е.В. Социологиче­ские исследования и концептуальный анализ // Социо­логия: М.( 1996. № 7. С. 56-65.

Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы: Введение в ме­тодику демоскопии. М.г 1994.

Ньюман А. Полевое исследование // Социол. ис­след. 1999. №4. С. 110-121.

Овсянников В.Г. Методология и методика в при­кладном социологическом исследовании. Л., 1989.

Осипов Г.В. (Ред.) Рабочая книга социолога. Изд. 3. М.( 2003.

Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в со­циологии. М., 1977.

Основы прикладной социологии. Учебник для ву­зов. М.: Центр социального прогнозирования и марке­тинга, 1995. Т. 1-2.

Процесс социального исследования. М.г 1975.

Паниотто В.И. Качество социологической информа-ции. Киев, 1986.

ПаниоттоВ.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.

Погосян ГЛ. Форма вопроса и целевая установка исследователя // Социолог, исслед. 1983. № 3. С. 163 — 167.

Практикум по прикладной социологии. М.: МГУ, 1992.

Прикладная социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Применение факторного и классификационного анализа для типологизации социальных явлений / Науч. ред. Т.Н. Заславская, Б.Г. Миркин. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1976.

Проектирование и организация выборочного со­циологического исследования / Отв. ред. Е.С. Петрен­ко. М.: ИСИ АН СССР, 1977.

Процесс обработки данных анкетных опросов на ЭВМ. М.: ИС АН СССР, 1985.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Романович НЛ. Отказы респондентов в зависимо­сти от восприятия ими опроса и его методов // Эконо­мические и социальные перемены: мониторинг обще­ственного мнения. 1996. № 4. С. 42 — 45.

Ростегаева Н.И. О некоторых методических аспектах построения социологических индексов // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М.: ИС АН СССР, 1989. С. 43-52.

Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения. М.: Финансы и статистика, 1984.

Саганенко Г.И. Надежность результатов социоло­гического исследования. Л.: Наука, 1983.

Сатаров ГЛ. Математика в социологии: стереоти­пы, предрассудки, заблуждения // Социологические исследования. 1986. № 3.

Сваффорд М.С., Косолапов М.С., Козырева П.С. Международные стандарты качества социологиче­ских обследований // Мир России: социология, этно­логия, 1999. № 1-2.

СвенцицкийАЛ. Интервью как процесс социально- психологического взаимодействия // Проблемы об­щей социальной инженерной психологии. Д., 1966. Вып. 2.

Седов А.В., Кротова Т.Н., Шмаков В.Д. Методы сбора, обработки и анализа социальной информации. Д., 1984.

Силласте Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. М., 1998.

Социальная статистика. Учебник / Под ред. чл. кор. РАН И.И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001.

Социология и математика. Международный сбор­ник / Ред. колл.: А.Г. Аганбегян и др. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1970.

Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Отв. ред. Г.В. Оси­пов. М.: Наука, 1979.

Стацевич Т.А. Особенности работы интервью­еров при телефонных опросах // Социс. 1992. № 8. С. 72-77.

Степин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976.

Тавокин Е.П. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и методики. М., 1989.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в со­циологии. 2-е изд., испр. М.: NOTA BENE, 1999.

Татарова Г.Г. От постулатов эмпирической соци­ологии к методологии анализ данных // Социология: методология, методы, математические модели. 1999. № 11. С. 51 — 71.

Теория и методы социологических исследований. М., 1984.

Терехина А.Ю. Анализ данных методами много­мерного шкалирования. М.: Наука, 1986.

Терещенко О.В., Орехов Н.И. Контроль и коррек­тировка больших массивов социологической инфор­мации // Экспресс-информация. Серия: Методология изучения общественного мнения. Вып. 6. М.: НИИ Статистики Госкомстата СССР, 1990. С. 81-83.

Территориальная выборка в социологических ис­следованиях. М.: Наука, 1980.

Типология и классификация в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Тол­стова. М.: Наука, 1982.

Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991.

Толстова Ю.Н. Методы измерения в социологии. М., 1998.

Удоденко АЛ. Логика научного вывода в эмпири­ческой социологии. Учеб. пособие /Алт. гос. ун-т. Бар­наул, 1994.

Федоров И.В. Причины пропуска ответов при ан­кетном опросе // Социол. исслед. 1982. № 2. С. 185 — 189.

Фелингер А.Ф. Статистические алгоритмы в со­циологических исследованиях. Новосибирск: Наука, 1985.

Фридрих В., Хенниг В. Основные проблемы опро­са // Процесс социального исследования. М.: Про­гресс, 1975.

Хейс Д. Причинный анализ в социологических ис­следованиях. М., 1981.

Хованов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследо­вание// СОЦИС. 1994. №8-9.

Цыба В. Т. Математико-статистические основы со­циологических исследований. М.: Финансы и стати­стика, 1981.

Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного ис­следования. Киев, 1996.

Чурилов Н.Н. Труднодоступные единицы наблю­дения — источник систематических ошибок // Соци­олог. исслед. 1986. № 1. С. 116- 125.

Шавель СЛ. Концепция и алгоритм построения республиканской социологической репрезентативной выборки/ / Социология. М., 1997. № 1.

Шаленко В.Н. Программа социологического ис­следования (учебно-методическое пособие). М.г 1987.

Шляпентох В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации. М.: Статистика, 1976.

Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый во­прос // Социолог, исслед. 1982. № 3. С. 145- 156.

Ядов ВЛ. Квантификация социальных явлений // Социол. исслед. 1987. № 2.

Ядов ВЛ. Стратегия социологического исследова­ния. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.

Alasuutari P. An invitation to social research. L. etc.: Sage, 1998.

Alford R. The Craft of Inquiry: Theories, Methods, Evidence. Oxford: Oxford University Press, 1998.

AlreckP.L., Settle R.B. The Survey Research Handbook. Homewood: Irwin, 1985.

Analyzing qualitative data. L.; N. Y.: Routledge, 1999.

Babbie Earl R. Survey Research Methods. Belmont. CA: Wadsworth, 1990.

Belson W.R. The design and understanding of survey questions. Aldershot: Gower, 1981.

Belson W.A. The design and understanding of survey questions. Aldershot: Gower, 1981.

Berdie, Doug R.f John F. Anderson, and Marsha A, Niebuhr. Questionnaires: Design and Use, 2nd ed. Metuchen, NJ: Scarecrow Press, 1986.

Berry R. The Research Project. How to Write It. L.: Routledge, 2000.

Blalock H.M., Jr. Theory Construction. Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice Hall, 1969.

Blalock H. Methodology in Social Research. N. Y., 1968.

Bradburn N.M., Sudman S. Improving Interview. Method and Questionnaire Design. San Francisco, Jossey, 1979.

Burgess R. In the field: an introduction to field research. London: Routledge, 1993.

Cicourel A. Method and measurement in sociology. Glencoe. IL: Free Press, 1964.

Converse Jean M., Presser S. Survey Questions: Handcrafting the Standardized Questionnaire. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1986.

Denzin N.K. The research act. A theoretical introduction to sociological methods. New Jersey: Prentice-Hall, 1989.

Dey I. Qualitative data analysis: A user-friendly quide for social scientists. L.; N. Y.: Routledge, 1998.

Dixon Keith. Sociological theory. Pretence and Possibility. L.-Boston: Routledge and Kegan Paul, 1973.

Fink A., KosecoffJ. How to Conduct Surveys: A Step by Step Guide. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1998.

Fowler, Floyd J. Survey Research Methods. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1993.

Gorden L.R. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. The Dorsey press. Chicago 111, 1987.

Greenbaum Th. The handbook for focus group research. N. Y., 1993.

Kirk J., Miller M. Reliability and validity in qualitative research. Beverly Hills: Sage, 1986.

Kish, Leslie. Survey Sampling. N. Y.: John Wiley, 1965.

Krueger R.A. A focus Groups. A practical Guide for applied Research. London, Sage, 1994.

Layder D. Sociological practice: Linking theory a. social research. L etc.: Sage, 1998.

Lazarsfeld P. On Social Research and It's Language. Chicago: The University of Chicago Press, 1993.

Leedy P. Practical research: planning and design. London: Macrnillan, 1993.

March C. The Survey Method: The Contribution of Survey to Sociological Explanation. L.: George Allen and Unwin, 1982.

Maykut P. Beginning qualitative research: a philosophic and practical guide. London: Falmer, 1994.

McNeill P. Research methods. 2nd ed. L.; N. Y.: Routledge, 1995.

Miles M.D., Huberman A.M. Qualitative data analysis. An expanded Sourcebook. Thousand oaks. London, New Delhi: SAGE Publications, 1994.

Miller D.C. Handbook of Research Design and Social Measurement. Newbury Park, London, New Delhi: Sage Publ., 1991.

Mills C. Method of social research. London: University of London, 1994.

Payne, Stanley L. The Art of Asking Questions. Princeton University Press, 1979.

Schatzman L., Strauss A.L Field research: Strategies for a natural sociology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1973.

Silverman D. Interpreting qualitative data: Methods for analysing talk, text a. interaction. L. etc.: Sage, 1999.

Skidmore W. Theoretical thinking in sociology. Cambridge etc.: Cambr. Univ. Press, 1975.

Sociological Inquiry / Ed. by K.M. Mahmoudi, B.W. Parlin. 7th ed. Dubuque, Iowa: Kendall / Hunt Pub. Co., 2001.

Sociological methodology / Ed. by Leinhard S. San Francisco etc.: Jossey-Buss Publishers, 1981.

Sociological methodology: Volume 27 / Ed. by A. Raftery. London: Blackwell Publishers, 1999.

Sociological research methods. An Introduction / Ed. by M. Bulmer. L.: Macmillan, 1984.

Sociologist at work: Essays on the Craft of Social Research. Ed. By P.E. Hammond. N. Y., L.: Basic Books. 1964.

Stake R.E. The art of case study research. Thousand Oaks etc.: Sage, 1995.

Stehr N. Practical Knowledge: Applying the Social Sciences. L.: Sage, 1992.

Stinchcombe A.L. Constructing Social Theories. N. Y.: Harcourt, Brace&World, 1968.

Sudman S., Bradburn N. Asking questions: A practical guide to questionnaire design. San Francisco: Jossey- Bass Publishers, 1982.

Suskie, Linda. Questionnaire Survey Research: What Works. Tallahassee, FL: Association for Institutional Research, FSU, 1992.

Templeton J.F. The Focus Group: A Strategic Guide to Organizing, Conducting, and Analyzing the Focus Group Interview. N. Y: Irwin Professional Publishing, 1994.

Tesch R. Qualitative research: analysis types and software tools. London: Blackwell, 1990.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Уредяшме......................................................... J

n

Основы научного познания...................................................................................................... IS

Философское ядро познания............................................... 15

Что такое методология......................................................... 19

Реализм и номинализм в социологии............................... 23

Социологическое воображение......................................... 26

Ценности и оценки................................................................. 29

Информация, знание, данные............................................. 33

Теоретическое и эмпирическое.......................................... 37

Типология изучаемых фактов............................................ 40

Эмпирические факты и социологические данные........ 46

Истина и ложь......................................................................... 48

Иерархия социологического знания................................. 53

Научная картина мира......................................................... 57

Ш

Социологическая теория.......................................................................................................... И

Природа и функции научной теории................................ 63

Язык теоретических конструктов...................................... 66

Научная гипотеза.................................................................. 72

Эмпирическая схема объекта исследования................. 78

Валидность теории и измерения........................................ 82

Основные типы социологической теории....................... 91

Особенности теоретического знания............................. 105

Своеобразие социологической теории.......................... 111

Верификация и фальсификация теории......................... 116

If ШЛЕПКЕ

Глава 3

Статистические основы социологической падки............................................................... 121

Статистический инструментарий................................... 121

Статистические показатели............................................. 124

Роль и содержание статистического вывода............... 134

Закон больших чисел......................................................... 139

Нормальное распределение, или закон Гаусса.......... 144

Закон, закономерность, тенденция................................. 147

Кванторы всеобщности и существования.................... 155

И

Теория и методология вы(орки............................................................................................ 164

Зачем нужна выборка........................................................ 164

Основные понятия и сущность выборочного

метода..................................................................................... 169

Типы'и методы выборки..................................................... 177

Методы вероятностной (случайной) выборки............ 180

Районированная и стратифицированная выборки.... 188

Гнездовая выборка.............................................................. 192

Примеры вероятностной выборки.................................. 193

Методы невероятностной (неслучайной) выборки.... 196

Квотная выборка................................................................. 199

Многоступенчатая выборка............................................. 200

Идеальные и реальные совокупности........................... 203

Ошибка выборки.................................................................. 208

а

Программа социологического исследования..................................................................... 213

Общее представление о программе................................ 213

Теоретико-методологическая часть программы........ 219

Формулировка и обоснование проблемы

исследования........................................................................ 219

Цели и задачи исследования............................................ 226

Определение объекта и предмета исследования........ 228

Логический анализ основных понятий.......................... 233

Выдвижение гипотез........................................................... 235

ИМЛИНЕ ________________________________________ |

Эмпирическая интерпретация понятий......................... 237

Методическая часть программы..................................... 240

Выборка.................................................................................. 241

Обоснование методов сбора эмпирических

данных.................................................................................... 242

Методы сбора информации.............................................. 242

Методы обработки и анализа данных.......................... 244

Организационный план исследования.......................... 246

Научный отчет..................................................................... 248

Методология и программа эмпирического исследования М. Вебера 250

Теоретическая модель предмета исследования............................................................. 266

Теоретическая модель предмета исследования.......... 266

Примеры теоретической модели..................................... 268

Категории, понятия и термины........................................ 298

Пример теоретической реконструкции понятия......... 303

Концептуализация, конкретизация

и операционализация......................................................... 305

Переменные и пропозиции................................................ 315

(иды социологического исследования............................................................................... 321

Социальное и социологическое исследование........... 328

Пробное и пилотажное исследование........................... 335

Описательное и аналитическое исследование............ 340

Точечное исследование..................................................... 342

Сплошное и выборочное исследование........................ 343

Повторные исследования.................................................. 345

Мониторинг........................................................................... 349

Полевое исследование........................................................ 352

Анализ случая (Case study)............................................... 357

Оперативное исследование............................................... 360

Опросные и неопросные методы исследования.......... 364

Научные признаки опроса................................................ 367

Виды опроса.......................................................................... 372

Глава 8

Социологическая анкета...................................................................................................... 370

Композиция анкеты............................................................. 378

Функции и виды анкетных вопросов.............................. 389

Закрытые и открытые вопросы....................................... 392

Хорошие и устойчивые вопросы..................................... 398

Взаимосвязь анкетных вопросов и числа

респондентов........................................................................ 402

Анализ качества анкеты.................................................... 405

Логический контроль анкеты........................................... 407

Ошибки анкетера и контроль поля................................. 416

Глава 9

Методология и технология интервью................................................................................... 426

i

Методология интервью...................................................... 426

Типология интервью........................................................... 431

Формализованное интервью............................................ 439

Свободное интервью.......................................................... 441

Фокус-группа........................................................................ 446

Организация фокус-групп................................................. 454

Телефонное интервью........................................................ 462

Глава 10

Маркетинговое исследование............................................................................................. 473

Цели и задачи маркетингового исследования............. 473

Методические и технические приемы

исследования........................................................................ 479

Лабораторный опрос (Hall-test)...................................... 482

Домашний тест (Home-test).............................................. 485

Личное интервью (face-to-face)....................................... 487

Кабинетное исследование (Desk Research).................. 489

Телефонный опрос OMNIBUS......................................... 492

The VALS Survey.................................................................. 495

Вопросник VALS Survey (online version)....................... 499

Заполняли ли Вы когда-нибудь этот

вопросник раньше?............................................................. 499

Я часто интересуюсь теоретическими вопросами..... 499

Мне нравятся вещи, которые другие люди

считают возмутительными............................................... 500

Мне нравится, когда в моей жизни

мало что меняется............................................................... 500

Мне нравится что-то мастерить руками, особенно те вещи, которые нужны

в повседневной жизни......................................................... 500

Я всегда следую последним веяниям моды.................. 500

Как сказано в Библии, мир был сотворен

за шесть дней........................................................................ 500

Мне нравится, когда обо мне кто-то заботится.......... 500

Я люблю читать или узнавать новое

об искусстве, культуре, истории..................................... 501

Часто я сильно возбуждаюсь........................................... 501

В действительности меня интересуют

очень немногие вещи.......................................................... 501

Лучше я что-то сделаю сам, чем куплю это................ 501

Я одеваюсь более модно, чем большинство

людей...................................................................................... 501

Словарь................................................................................................................................ 502

Литература............................................................................................................................. 511

Учебное издание

Наши рекомендации