Основные исследовательские стратегии

Принципиальный (стратегический) план исследования

Основная предпосылка для выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска (Схема 4).

1. Формулятивный (разведывательный) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана — выявление проблем и формулировка гипотез.

2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.

3. Аналитико-экспериментальный план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана — исследование функциональных взаимосвязей и казуальных отношений.

Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений. В том и другом случаях социолог пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментному плану в научных целях.

Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.

4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.

На схеме 4 выделены существенные особенности каждого исследовательского плана, включая требования, предъявляемые к организации выборки, которые более обстоятельно рассматриваются в следующем параграфе.

Нередко в одном исследовании мы проходим все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходим к выдвижению описательных гипотез и осуществляем описательный план, а затем приступаем к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдоэкспериментального плана исследования.

Рассмотрим некоторые процедурные особенности, характерные для трех типов стратегии исследовательского поиска.

Формулятивный, или разведывательный, план [364. С. 91—100]. В новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с общей разведки. Это позволяет определить дальнейшие пути поиска с точки зрения выявления и формулирования проблем, разработки гипотез.

Формулятивный план предполагает три основные стадии работы.

(1) Изучение имеющейся литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно полной библиографии и завершается проработкой литературных источников.

(2) Беседы с компетентными лицами, а именно специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области. Целесообразно предварительно составить список лиц и учреждений, к которым мы обратимся за консультацией.

Беседы со специалистами преследуют несколько целей. Надо убедиться, что составленная библиография охватывает проблему, что мы не упустили чего-то важного. Беседы с практиками также имеют целью поиск дополнительной информации. Допустим, мы собираемся изучать социальные проблемы конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Первый человек, с которым мы будем разговаривать, — один из руководителей соответствующего оборонного предприятия. А первый вопрос к нему: "Кто, вы или кто-то из ваших помощников или сотрудников, мог бы рассказать, с какими проблемами сталкивается предприятие, что особенно мешает перестройке производства?"

Другая задача таких интервью — поиск надежных документальных сведений: картотек, протоколов решений, справок, отчетов и т. п., третья — набросок первичных гипотез.

Беседы такого рода требуют некоторого навыка и умения. Нужно создать атмосферу откровенного разговора. Иногда полезно снять личную ответственность собеседника в самой форме постановки вопросов. Не спрашивать прямо "Какие факторы влияют на такой-то процесс?", а задать тот же вопрос в косвенной форме: "Некоторые считают, что такие-то факторы влияют на данный процесс", и затем узнать мнение нашего собеседника. В его ответах часто выявляются новые идеи или высказываются оригинальные контраргументы против названных.

Схема 4 Разновидности принципиального плана исследования

Название плана Основания для принятия данного плана Цель исследования по этому плану Особенности выборки
1. План-разведка, или формулятивный     Отсутствие удовлетворительной информации об объекте и не- возможность сформулировать какие-либо гипотезы Выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования     Изучение по возможности "полярных" случаев (групп,организаций, условий деятельности индивидов)    
2.Описательный, или дескриптивный     Наличие данных для формулировки описательных, структурных гипотез     Качественно- количественное описание объекта, его свойств, состояний     Представительная (репрезентативная) выборка или сплошное обследование на объекте
3б. Экспериментально-практический     Наличие данных для формулировки объяснительных гипотез     Выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз     Целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях
3а. Аналитико-экспериментальный     Наличие объяснительных гипотез о способах управления социальными объектами и процессами     Поиск управленческих решений на основе констатирующего или активного преобразующего эксперимента     Целевая аналитическая выборка или сплошное обследование с выравниванием существенных характеристик сравниваемых объектов
4. План повторно-сравнительного исследования     Наличие данных об объектах и процессах за предшествующий период     Выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени Повторение модели выборки "базового" исследования    

Весьма опасно прикидываться совершенно некомпетентным в вопросе из желания получить новую информацию. В таком случае собеседник ограничивается самыми общими, тривиальными суждениями, и мы не достигнем цели.

(3) Завершающая стадия — разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, как в случае описательного плана исследования. У нас имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.

Целесообразно наблюдать поведение новичков, недавно появившихся на изучаемом объекте. Они подмечают те особенности, которые не заметны старожилам. Важно обратить особое внимание на конфликтные и необычные ситуации, которые наиболее рельефно обрисовывают нормальные условия деятельности, ибо конфликт — выход за рамки нормы, обозначающие ее границы. Интересны переходные стадии объекта в момент реконструкции, осуществления социальных и экономических экспериментов, бурного развития, когда анализ социальных явлений особенно продуктивен для выдвижения объяснительных гипотез.

Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез. Она предваряет переход к описательной и аналитической стадиям исследования. Вместе с тем такой план имеет и самостоятельную ценность, особенно в прикладной социологии, где полезно выявить максимально полный комплекс проблем, установить очередность их решения с точки зрения главных интересов данной организации. Только после этого целесообразно развертывать исследование по выделенным направлениям.

Формулятивный план нужно отличать от пробы или пилотажа методик для сбора данных. Цель формулятивного плана — выявление проблем и выдвижение гипотез; проба же проводится для проверки конкретных методов, процедур, приемов организации всего исследования. Она осуществляется при любом стратегическом плане.

Описательный план. Его цель — систематическое качественно-количественное описание объекта, а главное отличие от формулятивного в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования. При втором способе необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и других статистических показателей надежности описания.

Типичные примеры исследований описательного плана — опросы общественного мнения, в которых фиксируются оценки и суждения населения по проблемам экономической, социальной, политической и культурной жизни.

Дескриптивное исследование заканчивается классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета (например, свободного времени) с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов особенностями обследуемых общностей в их социально-профессиональном, социально-демографическом, территориально-поселенческом, этнокультурном и других аспектах. В дескриптивный план вводят элементы аналитического, т. е. изучают взаимосвязи между социальными показателями, будь то оценки общественного мнения или другие "переменные".

Описание, как и любой иной тип исследования, не может быть чисто фактуальным без всяких методологических предпосылок. Огромную роль играет здесь обоснованность группировки эмпирического материала.

Аналитико-экспериментальный план используется как стратегия исследования, если тщательно продуманы объяснительные гипотезы. Цель плана — установление функциональных и казуальных связей в социальных объектах и процессах, а при реализации практического социального эксперимента — поиск управленческих решений.

Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. И в этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или "псевдоэкспериментальным" вариантом плана исследования.

Практически описательный план всегда содержит какие-то элементы аналитического — явно или интуитивно мы стремимся разрабатывать классификационные и структурные гипотезы, опираясь на хотя бы смутные представления о некоторых функциональных и причинных связях изучаемых явлений. Например, изучение бюджетов времени различных социальных групп подсказывает, что характер труда и характер досуга взаимосвязаны. Это предположение может быть проверено на имеющемся материале. Достаточно построить перекрестные таблицы по группировкам профессий и группировкам занятий в свободное время.

Натурный эксперимент требует специальной системы организации исследования и особенно тщательного контроля условий, в которых оно проводится. Это и особый способ сбора первичных данных, и способ их анализа, которые мы рассмотрим отдельно (гл. 5, § 3), а особенности интерпретационного или качественного анализа рассматриваются в гл. 6.

огда инструмент оказывается подготовленным, разрабатывают стратегический план исследования. Может быть три варианта стратегического плана:
1. Разведывательный (поисковый) применяется в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представлений, и поэтому социолог не в состоянии выдвинуть рабочие гипотезы. Целью такого исследования является уточнение проблемы и формулирование гипотез. Для этого сначала изучается литература, документы, затем проводятся опросы (методом интервью) и наблюдение объекта.
2. Аналитический (описательный) вариант стратегического плана применяется, когда имеющиеся знания по исследуемой проблеме позволяют выделить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-функциональных связях, характеристиках объема и др.). Цель исследования по такому плану - проверить описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно и количественно определенные характеристики изучаемого объекта.
3.Экспериментальный вариант плана применяется, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель исследования - установить причинно-следственные связи объекта.

Основные варианты стратегического плана исследования

основные исследовательские стратегии - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ


Стратегический план исследования. В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (стратеги ческий план), которая определяет последовательность опера ций, осуществляемых исследователем.
Состояние знаний об изучаемом объекте определяет харак тер плана — поисковый, описательный и экспериментальный.
Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В той об-
ласти, где еще мало соответствующей научной литературы или се вовсе нет, исследование начинается с общего поиска. А в процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор средств — методик исследования, порядок их применения, очередность подлежащих решению за дач с точки зрения их важности. Нередко обнаруживается, что поставленные задачи слишком широки, а имеющихся знаний и технических средств для их решения недостаточно.
Поисковый план предполагает следующие основные подхо ды: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений и других качественных исследований.
Прежде всего рекомендуется просмотреть всю имеющуюся литературу по избранной теме, не забывая смежные области исследования. При этом составляется возможно более полная библиография.
Опрос или привлечение к разработке темы экспертов — спе-циалистов-ученых и специалистов-практиков — дает возмож ность получить дополнительные знания об изучаемом социаль ном объекте и сформулировать несколько первичных гипотез.
Поисковое наблюдение, глубинные интервью, фокус-груп пы и другие качественные исследования — завершающий этап этой стратегии исследования. Работа по поисковому плану за вершается более ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез.
Поисковый план следует отличать от такой исследователь ской процедуры, как пилотное (пробное) исследование. Цель поискового плана, как уже отмечалось, — формулировка про блемы и выдвижение гипотез. Цель пилотного (пробного) ис следования — проверка методик, которая осуществляется при любом стратегическом плане.
Описательный план социологического исследования приме няется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме по зволяют выделить объект и сформулировать описательную ги потезу, т. е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипо тезу и в случае ее подтверждения получить точные качествен но-количественные характеристики изучаемого объекта. Здесь необходимы строї ость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксирования данных.

При описательном плане исследования, как правило, по мимо изучения литературы, использования качественных ме тодов, используются различного рода количественные подхо ды, например статистический анализ данных предыдущих ис следований (вторичный анализ), массовые опросы населения или отдельных его групп, контент-анализ текстов и т. д.

Нередко к исследованиям по описательному плану предъяв ляются претензии в связи с тем, что они не раскрывают при- чинно-слсдственных связей или дают тривиальные результаты. Однако то, что известно на уровне здравого смысла, еще не яв ляется научно доказанным. Исследование по описательному плану помогает упорядочению известных фактов, установлению соотношения между ними (часто в количественной форме).
Описательный план исследования имеет научную ценность в том случае, если он обеспечивает довольно полное и строгое описание социального объекта независимо от того, что резуль таты исследования не отвечают на вопрос о причинно-след ственных связях изучаемого объекта. Такое исследование закан чивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.
Экспериментальный план социологического исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте по зволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель пла на — установить причинно-следственные связи объекта, рас крыть не только структуру последнего, но и причины, обус ловливающие его функционирование или развитие.
Элементы экспериментального плана фактически присут ствуют в описательном плане. Явно или не явно социолог стре мится разработать классификационные и структурно-функцио нальные гипотезы, опираясь хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях изу чаемых социальных объектов. Работа по описательному плану завершается, как правило, формулировкой более четких и яс ных объяснительных гипотез, что, в свою очередь, представляет возможность осуществить эксперимент, т. е не только зафикси ровать наличие связей, но и определить их направленность.
В реальной практике социологических исследований редко бывает так, что хотя бы один из трех описанных типов страте гического плана существует в чистом виде. Иногда в одном ис-следовании сочетаются все три плана: начинается оно с поис-
ка, поюм идет выдвижение описательных гипотез, а уже затем следует уяснение причинно-следственных связей путем реали зации экспериментального плана исследования.
Исследовательские стратегии. При реализации вышеназван ных стратегических планов социологи используют ряд специ фических исследовательских стратегий.
Монографическое исследование нацелено на изучение какого- либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом самостоятельно или в качестве представителя целого класса подобных объектов. Например, город может рассматри-ваться и как самостоятельный объект исследования и как ти пичный представитель определенной группы городов.
Например, в классическом комплексном проекте под руко водством Б. А. Грушина «Функционирование общественного мнения в условиях города» в качестве типичного промышлен ного города был выбран Таганрог ; в проекте под руковод ством Г. В. Осипова «Рабочий класс и НТР» в качестве типич ной была выбрана Горьковская область.
Монографические исследования имеют особое значение при глубинном, системном изучении механизмов социальных закономерностей.

Сравнительное исследование нацелено на изучение сходства или различий двух или нескольких объектов. Сравнение политических ориентаций парламентариев Государственной Думы России и Верховной Рады Украины, факторов безработицы в Москве и Владивостоке и т. д. — примеры сравнительных исследований.
Сравнение и сопоставление явлений и процессов — одни из важнейших моментов практически любого социологическо го исследования. Однако во многих случаях сравнение выступа ет как специальная задача.
Выборочные исследования нацелены на изучение какого-либо социального явления или процесса на совокупности объектов отобранных по специальной процедуре из всей возможной со-вокупности объектов. Например, если объектом изучения яв ляются некоторые социальные процессы в городах страны, то в случае монографического исследования необходимо было бы отобрать один «типичный» город и изучать проблему, ограни-
чившись этими городом. В случае выборочного исследования необходимо из всей совокупности городов страны отобрать, основываясь на принципах выборочного метода, группу горо дов и изучать проблему на этой группе. Причем выводы, полу ченные на этой группе, выборочный метод позволяет с неко торой вероятностью обобщить на всю совокупность.
Выборочный метод играет фундаментальную роль в социо логических эмпирических исследованиях и, как правило, ис пользуется внутри каждой из вышеназванных исследовательс ких стратегий. Поэтому в следующем параграфе он будет рас смотрен отдельно.
Каждая из вышеназванных стратегий может рассматривать ся во временном аспекте. Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии.
При панельных исследованиях изучаются изменения во вре мени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой со вокупности (индивидов, семей и т. д.). Например, если в пер вый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших школь ников. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения в социальной когорте в целом.
Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как опреде ленной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов в изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной и той же соци альной группе.
Когортные исследования изучают более специфические сово купности (когорты) в течение определенного времени. Типич ной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадле жать одной и той же когорте

В каждом из исследований создается своя личная стратегия научного поиска, которая определяет последовательность действий социолога. Эта последовательность является стратегическим планом исследования, который строится в зависимостии от типа гипотезы и цели исследования. Существует три варианта стратегического плана исследования: разведывательный, аналитический, экспериментальный.

Разведывательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана - формулирование проблемы. В той области исследования, где еще мало соответствующей научной литературы или ее вообще нет, исследование начинается с общей разведки. Разведка позволяет более ясно и четко сформулировать проблему, определить основной набор исследовательских средств - методик и техник исследования, порядок их применения, определить первоочередность задач, которые надо решить, с точки зрения их важности. Нередко выясняется, что выдвинутые задачи слишком широкие, а знаний и технических средств для их решения недостаточно. Все эти вопросы уточняются в процессе осуществления разведывательного плана.

Разведывательный план предусматривает три основных этапа работы: изучение документов, проведение интервью и осуществления наблюдений.

Прежде всего рекомендуется посмотреть всю литературу по теме исследования, как отечественную, так и зарубежную. При этом составляется библиография.

Цель интервью - с экспертами, учеными, практиками - получить дополнительные знания о социальной изучаемый попытаться сформулировать несколько первичных гипотез.

Наблюдение - заключительный этап разведки. К этому моменту социолог уже имеет некоторую информацию. Разведывательное наблюдение - не формализовано, как, например, при аналитическом плане исследования; есть только перечень вопросов для изучения.

Работа за разведывательным плану заканчивается ясным и четким формулированием проблемы.

Разведывательный план надо отличать от такой исследовательской процедуры, как проба или пилотажное исследование. Цель стратегического разведывательного плана - формулировка проблемы и выдвижение гипотез, а проба осуществляется только для проверки методик и техники исследования. Ее можно применять при любом стратегическом плане. Например, при разведочном плане исследования можно апробировать интервью с экспертами.

Аналитический план социологического исследования применяется в тех случаях, когда знание проблемы позволяет выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, то есть гипотезу о структурно-функциональные связи и классификационные характеристики социального изучаемого. Здесь необходимы строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксирования данных.

При аналитическом плане исследования будет недостаточно изучения литературы, неформализованных наблюдений и интервью. В данном случае применяется другой набор исследовательских средств: выборочное или монографическое обследование, анкетирование, группировки, корреляционный анализ полученных данных и т.д..

Нередко исследованиям за аналитическим планом высказываются претензии в связи с тем, что они не раскрывают причинных связей дают тривиальные результаты, то есть те, что давно известны. Однако то, что известно на уровне здравого смысла, еще не является научно доказанным. Факты можно толковать по-разному и даже "доказать истинность" лживых гипотез. Вращение Солнца вокруг Земли не противоречащей здравому смыслу, но противоречит научным данным. Исследователь осторожно относиться к "имеющихся" фактов. Исследования по аналитическим планом помогает упорядочению часто известных фактов, установлению соотношения между ними - иногда в количественной форме.

Экспериментальный план исследования применяется в тех случаях, когда знания об объекте позволяют сформулировать объясняющую гипотезу. Цель плана - установить причинные связи в объекте, раскрыть не только его структуру, но и причины, обуславливающие его функционирование или развитие.

Фактически аналитический план всегда содержит в себе элементы экспериментального: явно или неявно социолог пытается разработать классификационные и структурно-функциональные гипотезы, опираясь хотя бы на неясные представления о некоторых причинные связи социальных объектов, которые изучаются. После того, как завершена работа над аналитическим плану, возникают более четкие и ясные объясняющие гипотезы. И здесь открывается возможность провести эксперимент, то есть не только зафиксировать присутствие связей, но и определить их направленность.

В реальной практике социологических исследований редко бывает так, чтобы один из типов стратегического плана осуществляется в чистом виде. Иногда в одном исследовании применяются все три плана, начиная с разведывательного, затем идет выдвижение описательных гипотез и реализация аналитического плана, а после этого - исследование причинных связей с помощью экспериментального плана.

Наши рекомендации