Социальные общности, группы и организации
Разнообразные виды социальных систем возникают в результате социального взаимодействия. Действительно, в процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и отношения, которые дают новое качество ранее независимым друг от друга индивидам – создают "коллективное единство" (термин П.А. Сорокина), которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных образует семью, несколько любителей футбола – команду, совокупность верующих – религиозную общину, несколько работников – трудовую артель и т.д. Укрепление взаимных связей, установление более устойчивых отношений и эволюция социальных общностей – это две стороны единого процесса взаимодействия между людьми. Взаимодействие общностей и групп дает в результате социальную структуру общества.
Самой общей категорией социологии, описывающей много
Социальная общность – это совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом.
Основными видами социальных общностей являются: номинальная общность, массовая общность (квазигруппа), социальная группа и социальная организация (организованная группа).
Номинальная общность - это особая социальная категория. В отличие от всех остальных видов социальных общностей, она не возникает естественным образом как результат социальных взаимодействий и, поэтому, строго говоря, общностью называться не может. Номинальная общность есть совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения какой-либо научной задачи. Данные люди могут иметь огромное количество общих признаков: цвет глаз, волос, любовь к животным и т.п., но никогда не вступать во взаимодействие друг с другом. Термин "номинальная общность" существует как дань научной традиции и имеет более точный синоним "социальный агрегат".
Специалисту, занимающемуся изучением различных социальных феноменов, нередко приходится связывать внешне никак не связанные явления в единое целое, чтобы понять общую закономерность. Например, во всех регионах России (районах Москвы) существуют малолетние преступники, которые совершили одинаковые проступки. В реальной жизни эти дети никак не взаимодействуют и даже не задумываются о существовании друг друга. Исследователь, специалист по детской преступности, чтобы понять причины совершаемых преступлений, искусственно объединяет их в номинальную общность. Чаще всего с социальными агрегатами имеют дело специалисты по статистике, демографии, экономике, криминологии.
Массовая общность (квазигруппа) - это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Основными характерными чертами массовых общностей можно считать следующие: спонтанность возникновения; неустойчивость, временный характер совпадения интересов; неопределенность состава и границ; объединение индивидов внешними условиями существования; неспособность входить в качестве элементов в другие социальные общности.
Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего, либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи и социальные психологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.
Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, взаимодействие со средствами массовой информации).
Наиболее характерной чертой аудитории, таким образом, является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно большой аудитории. Аудитория – это сложное и неоднородное социальное образование, - люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу принятых ими культурных норм и ценностей. Если одна часть аудитории ставит барьер на пути усвоения информации, которая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспринимает ее. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей составить общее мнение относительно каких-либо событий.
В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудиториями. Внимаем мы оратору в лекционном зале или тамаде за столом, читаем газету или слушаем радио – во всех случаях мы являемся членами аудитории разного типа. Проблема воздействия на аудиторию важна в политике, менеджменте, в работе средств массовой информации.
Толпа – это, как правило, бесструктурное скопление людей, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Если толпа и имеет структуру, то она очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глазами, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды.
Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например спокойно стоящая толпа в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:
1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.
2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и не узнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных людей.
3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями, и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.
4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно "добраться". Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные действия) каждый из участвующих в них снимает с себя ответственность за это, действуя со всеми вместе как одно целое.
Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.
Случайная толпа не обладает какой-либо структурой. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.). В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Связь между индивидами в случайной толпе неустойчива, и индивиды могут свободно отделить себя от нее. Однако бывает, что при изменении условий толпа может структурироваться и проявлять большую сплоченность.
Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. В данном случае толпа "обусловлена" в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д. Все это виды обусловленной толпы.
Экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях получения личностного удовольствия ее членами. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т. д.
Действующая толпа характеризуется экстремальным типом поведения. При исследовании социальных процессов этому виду толпы ввиду его социальной опасности придается первоочередное значение, по сравнению с прочими видами.
Одной из форм действующей толпы является так называемое сборище– эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого подчинения от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является линчующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Люди, входившие в линчующую толпу, в обыденной жизни могут ничем не напоминать члена жестокого и активно действовавшего сборища.
Другая важная форма действующей толпы – восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным влияниям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.
Механизмы образования толпы, иррациональное и часто деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых-социологов. Некоторые теоретики определили поведение толпы (особенно действующей) как продукт групповой "инфекции", в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. Впервые системную версию этой теории предложил в 1895 г. французский ученый Густав Лебон[21]. Согласно его версии "коллективное устремление", появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает, Лебон полагал, что члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе. Таинственные импульс и сила составляют "коллективные устремления" толпы. Однако они действуют на личность по-разному. Существуют лица с высокой обособленной культурой, которые почти никогда не "заражаются" "коллективным устремлением". Наиболее подвержены "инфекции" люди из низших слоев общества с нечетко выраженной индивидуальной культурой. Эти слои всегда растворяются в толпе, заражаясь ее устремлениями.
Теперь уже известно, что идея "коллективного устремления" ошибочна. Поведение толпы – это сумма поведения ее отдельных членов, и не может быть независимо существующего и неизвестно откуда появляющегося "общественного устремления".
Другим направлением изучения толпы стала теория "возникающих норм", разработанная американским социологом Ральфом Тернером в 1964 г.[22] Согласно этой теории, поведение толпы является уникальным феноменом, заключающимся в том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Тернер считает, что первоначально люди в действующей толпе имеют различные мотивы и установки. Некоторые ее члены являются импульсивными участниками, другие – пассивными созерцателями, третьи высказывают мнение и дают советы и т.д. В ходе взаимодействия этих индивидов в толпе начинают с большой скоростью образовываться новые нормы. Творцами их будут немногие, наиболее активные личности. В том случае, если данные нормы не устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и на их место приходят новые активные люди. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие идентичных целей способствуют быстрому принятию возникающих норм или отказу от них, социальному контролю за их соблюдением со стороны большинства. Таким образом, действия личностей в толпе становятся однонаправленными и относительно упорядоченными, толпа начинает действовать.
Исследования последних лет показали, что теория "возникающих норм" в целом верно объясняет процессы, происходящие в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.
Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского "социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами"[23]. К этому определению можно было бы добавить, что важной отличительной чертой социальных кругов является то, что взаимодействие в них почти полностью направлено на обмен информацией.
Социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги – это общности дискутирующих людей.
Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: первый - общая заинтересованность в теме дискуссии (так образуются, например, кружки по интересам, круги футбольных болельщиков, обсуждающих итоги матча, собрание людей на улице, обсуждающих политические события, и т.п.); второй - принадлежность к определенной субкультуре (например, деловые круги, объединяющие бизнесменов, круги высших слоев общества, круги профессионалов, обсуждающих специфические, узкопрофессиональные вопросы, и т.д).
Существует несколько разновидностей социальных кругов, в основном представленных в классификации Я. Щепаньского[24].
Контактные круги – это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Границы таких общностей крайне неопределенны и размыты, их состав во многом определяется пространственными контактами. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются. Возникновение таких кругов характерно для вновь созданных студенческих групп, когда их члены начинают искать общие темы и интересы, образуют небольшие кружки, быстро возникающие и также быстро распадающиеся.
Профессиональные круги или круги коллег, – это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обмена информацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кроме того, от участников профессиональных кругов требуется выполнение определенных норм и, стало быть, в них повышается степень социального контроля.
Дружеские круги – это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский социальный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, следовать сходным образцам поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.
Статусные социальные круги – социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, имеющих одинаковые статусы. Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.
Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания, имеющие значение для членов данного круга и влияющие на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга (они получили название "лидеров мнения").
Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги – это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий.
Социальная группа – совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение "мы – группа").
Социальная группа характеризуется следующими специфическими признаками: устойчивость, продолжительность существования; определенность состава и границ; общая система ценностей и социальных норм; осознание своей принадлежности к данной социальной общности; добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп); объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп); способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.
По численности (массовости участников) и характеру отношений социальные группы подразделяются на большие и малые.
Наряду с общими для всех социальных групп признаками малые группы имеют одну важную особенность, а именно: непосредственный, личный характер взаимоотношений между индивидами.
Основное отличие малой социальной группы от большой заключается в возможности непосредственных эмоциональных контактов членов группы, в личных взаимоотношениях между индивидами, и в силу этого, в четком распределении их по социальным статусам и ролям и непосредственном взаимном социальном контроле. Малые группы возникают на добровольной основе, на основе взаимной симпатии. Классическими примерами малых социальных групп являются семья и дружеская кампания. Численность малой социальной группы определяется в пределах 2 – 15 человек. При превышении этого количества теряется непосредственность взаимодействия между членами группы: отношения все больше носят формальный безличный характер. По виду влияния общности на процесс социализации индивида социологи выделяют первичные и вторичные социальные группы.
Первичные социальные группы составляют как бы непосредственное окружение индивида и являются субъектами первичной социализации. Изучение первичных групп (семья, компания друзей, одноклассников, единомышленников) важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей. Особенно это касается подростков. В процессе социализации каждый человек определяет свое отношение к различным социальным группам. Постепенно определяется круг социальных групп (малых и больших), к которым данный индивид причисляет и себя, по отношению к которым он может сказать: "моя семья", "моя компания", "мой класс". Группы, с которыми идентифицирует себя индивид, называются ингруппами. Группы, к которым индивид себя не относит, называются аутгруппами. Исторически это было особенно выражено во взаимоотношениях между родами: “свой – чужой”. В современном обществе такие границы размыты, и все же человек не может жить, не ощущая своей "нужности" кому-либо. Попадая в новую обстановку, человек, в первую очередь стремится идентифицировать свои интересы с интересами окружающих его людей, влиться в группу единомышленников.
Вторичные социальные группы характеризуются безличным, односторонним, утилитарным характером взаимодействий между индивидами, косвенно влияющим на процесс социализации. Вторичной группой можно назвать общности, связанные между собой внешней связью, которая все же оказывает существенное влияние на поведение индивидов, например, спортивный клуб, коллектив филателистов, сводная команда шахматистов школ г.Москвы.
Важно отметить, что малая группа может быть первичной и вторичной. Большая социальная группа всегда является вторичной.
Особое внимание социологи уделяют референтным группам. Американский социолог Г. Хаймен обнаружил, что определенная часть студентов не принимает норм и ценностей группы, к которой они принадлежат (семья, школа, группа в институте, рабочий коллектив). Тем не менее, они разделяют нормы и ценности тех общностей, которые для них становятся образцом, примером для подражания. В ходе исследования социолог выяснил, что каждый человек включается сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит к ним формально. В конце 80-90-х годов ХХ в. подобная позиция приводила к раздвоению морали: дома и в школе, на улице и во дворе. Ценности первичной социальной группы (семья, школа и т.д.) ставились под сомнение, и дети все больше ориентировались в своих поступках не на советы родителей, а на героев фильмов, рекламы и криминальных разборок. Официальная мораль, если она не поддерживается реальными образцами поведения государственных руководителей всех рангов, родителей, не культивируется средствами массовой информации, вряд ли будет воспринята подрастающим поколением. Оно очень быстро отделяет форму от содержания и начинает пугать нас откровенной духовной пустотой.
Социальная организация (организованная группа) – совокупность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом.
Социальную организацию иначе называют организованной группой. Данная социальная общность в корне отличается от остальных форм социальных общностей. Здесь уже царят ясность, строгость и порядок. Индивиды объединены внешним образом, но порядок вступления в большинство организаций добровольный. Никто не заставляет молодых людей поступать в институт, но, поступив, они вынуждены подчиняться установленным в данном учебном заведении нормам и правилам поведения.
Для социальной организации, как и в большой социальной группе, характерно четкое распределение индивидов по их социальным статусам и ролям. За несоответствие полученному социальному статусу, например, студент может быть отчислен. Отношения между индивидами носят безличный, формальный характер. В то же время наличие особого органа управления позволяет с помощью выработанной системы санкций осуществлять строгий социальный контроль за выполнением членами социальной организации своих должностных обязанностей.
Социальную организацию можно определить как стержень рациональной системы взаимодействия между индивидами, направленный на достижение единой цели. То, что не под силу одному, под силу коллективу. Поэтому, если мы возьмем любую сферу жизни, то увидим, что везде результат деятельности коллектива более эффективен, чем отдельного индивида. Мотострелковая рота более эффективно отобьет атаку, нежели группа хороших, но не объединенных в единую организацию бойцов. Футболисты будут играть более результативно, если объединятся в команду. В экономике любого промышленно развитого государства крупные предприятия составляют стержень его экономической мощи. Чтобы влиять на социальные взаимоотношения в государстве, люди объединяются в политические организации. Иными словами, любое социально значимое взаимодействие между индивидами на определенном этапе своего развития с необходимостью принимает форму социальной организации. Анализ различных форм социальных организаций позволяет обществу успешно справляться с возникающими в процессе его развития социальными проблемами.
Особым видом организаций являются бюрократические организации. Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.
Термин "бюрократия" французского происхождения, от слова "бюро" – офис, контора. Лица, занимающие официальные должности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знаниями и компетенцией, являются здесь ключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в обществе с развивающейся фабричной системой, усложнением структуры организованных групп было, безусловно, явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и потому была всесильна и подчинялась только "интересам дела"; она обеспечивала четкость и однозначность потоков информации в организациях.
Идеальный тип бюрократии как организации, ее отличительные свойства лучше всего описаны М. Вебером. Следует, однако, иметь в виду, что идеальный тип бюрократии в его концепции выступает в качестве аналитической модели, познавательного инструмента, "эталона" для сравнения с реально существующими организациями. В соответствии с учением М. Вебера идеальная бюрократия характеризуется следующими признаками:
1. Индивиды, входящие в организацию, лично свободны и действуют только в рамках "безличных" обязанностей, существующих в данной организации. "Безличный" здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который занимает их только в определенный промежуток времени.
2. Ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность будет доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее. При иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях.
3. Ярко выраженная спецификация функций каждой из должностей и позиций.
4. Индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта.
5. Отбор действующих индивидов производится на основании их квалификации.
6. Людям, занимающим должности в организациях, выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии.
7. Бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника.
8. Должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или, по крайней мере, главное занятие.
9. Деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.
Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал, таким образом, идеальный тип управления организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рациональности. Ее характеризуют строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.
Однако такое идеальное положение не существует в действительности, более того, бюрократия, изначально предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждаясь формальными правилами и нормами от реальности. Бюрократическая организация начинает заботиться исключительно о своем самосохранении. Недаром в обыденном, а не научном языке слово "бюрократия" стало символом формализма, бумаготворчества, волокиты.
Т.Парсонс, анализируя проблемы реальной бюрократии указывал, что в основе формальной бюрократической организации заложено противоречие между властью, основанной на простом приказе, и властью специалиста, основанной на профессиональных знаниях и опыте, и, что, как правило, это противоречие разрешается не в пользу профессионализма и творчества.
Р.Мертон применил к анализу бюрократии понятие дисфункции, которая, по его мнению, состоит в том, что бюрократы начинают переносить акцент с целей организации, ради которых она и была создана, на средства достижения этих целей. Характерное для бюрократической системы постоянное и неукоснительное следование формальным правилам, и проявляющиеся при этом уступчивость и конформизм, приводят, в конечном счете, к тому, что работники теряют способность принимать самостоятельные решения. Главной целью их деятельности становится соблюдение различных правил и руководств к действию. Р.Мертон назвал это явление "обучением неспособности". Продуктом такого "обучения" является стереотипный бюрократ, не имеющий воображения и способности к творчеству, негибкий в применении официальных норм и правил в ситуациях, простых и ясных для всех, кроме него. Другое следствие бюрократизации – кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми, попытка показать, что они знают тайные пружины управленческого механизма. Руководитель-бюрократ в таких условиях начинает заботиться прежде всего о безопасности своего положения, а потому предпочитает опираться на формальные правила и свою формальную власть. За правилами он не видит реальных исполнителей, и все более утрачивает контроль за ситуацией. Это заставляет его еще больше заботиться об упрочении и защите своего служебного положения. Круг замыкается. Руководитель не может обеспечивать надлежащий контроль и принятие обоснованных управленческих решений.
Несмотря на изначально заложенные в бюрократии противоречия такая форма управления в настоящее время является наиболее работоспособной и приемлемой. Задача современного управления состоит в максимальном использовании конструктивного потенциала бюрократии и постоянной борьбе с ее отрицательными моментами. Путь к достижению этой цели многие исследователи видят в изменении установок представителей бюрократии, в установлении связи их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.