Элементы человеческой психики и сознания

Изучение вопроса может быть организовано в форме беседы. Учитель акцентирует внимание на следующих моментах.

1. Индивид - любой человек как носитель родовой сущности.

2. Личность - носитель качеств, приобретенных в предметной деятельности и общении. Это индивид, который осознал свое Я, способен делать выбор и нести за него ответствен­ность, проявляющий креативные способности. 3. Одной из характеристик личности является проявление индивидуальности как совокупности психологических черт и особенностей, составляющих уникальность и неповтори­мость человека.

3. Затем прокомментировать схему на с. 143

Инстинкты - это совокупность врожденных моделей поведе­ния, или система безусловных рефлексов.

Рефлексы условные приобретаются в течение индивидуальной жизни, они могут исчезать, восстанавливаться и переходить в без­условные. Учение о рефлексах разработал лауреат Нобелевской премии И. Павлов. Он назвал рефлексы «первой сигнальной си­стемой», позволяющей человеку ориентироваться в окружающей действительности. «Второй сигнальной системой» ученый считал речь и мышление.

Потребности - это желание что-либо иметь. Существует пятиуровневая классификация потребностей че­ловека, так называемая пирамида потребностей А. Маслоу:

• физиологические потребности - первый, низший, уровень;

• потребности в безопасности - второй уровень;

• социальные потребности - третий уровень;

• престижные потребности - четвертый уровень;

• духовные потребности - пятый, высший, уровень.
Привычки — это приобретенные человеком способы удовлетво­
рять потребности и реагировать на инстинкты.

Выделяют привычки полезные и вредные, временные и посто­янные, индивидуальные и коллективные.

Можно предложить учащимся мини-дискуссию:

• полезные и вредные привычки - это приобретенные или полученные по генам;

• перечислите наиболее вредные, с вашей точки зрения, при­вычки и аргументируйте свой выбор;

• как можно выработать полезные привычки и избавиться от вредных привычек.

Мотив - это побудительная причина, повод к началу действий. Мотивы придают поведению осмысленность.

Чувства - это переживание человеком отношения к самому себе, другим людям, эмоциональная оценка человеком своих дей­ствий. Качественная характеристика чувств зависит от физиологи­ческой конституции, социального окружения и внутреннего мира человека.

Чувства делятся на низшие и высшие.

-Низшие чувства про­являются в удовлетворении или неудовлетворении потребностей, связанных с анатомией и физиологией человека.

-Высшие чувства -моральные, интеллектуальные и эстетические.

Рассудок и разум являются высшим проявлением человеческой психики и сознания.

Сознание неотделимо от разума и рассудка. Рассудок - это способность к культивированию научно-теоретических знаний, аразум - это способность преобразовать эти знания как духовные ценности и на этой основе определять поведение человека, особен­но в неожиданной ситуации. Проявляется рассудок в способности к дедукции (логические умозаключения от общего к частному) и ин­дукции (логические умозаключения от частного к общему).

Духовность. Это очень сложная характеристика человеческой психики и сознания.

Учитель предлагает определения духовности из нескольких словарей и просит выделить главное, существенное в этих опреде­лениях (стремление к высокому во всех помыслах и поступках).

2. Деятельность человека: структура и виды

Поскольку материал учащимся знаком, учитель проводит фрон­тальную беседу. При этом следует обратить внимание на следу­ющие моменты.

1. Деятельность - это целесообразное поведение по реализации предварительного плана.

2. Структура деятельности: цель - мотивация - методы и сред­ства - результат.

3. Субъект и объект деятельности.

4. Основные виды деятельности - познавательная, информа­ционная, интеллектуальная, духовная, творческая.

5. Основные формы деятельности - труд, учеба, познание, об­щение, игра.

6. Деятельность формирует и развивает личность, и одновре­менно личность выражается в деятельности.

Наши рекомендации