Тема №4. Общество и социальные институты
1. В чем отличие социального института от социальной группы?
Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных
и неформальных связей, норм, установок, регулирующих какую-либо
сферу человеческой деятельности и организующих их в систему ролей
и статусов. Социальным институтом называют также систему учрежде-
ний, в которых люди, обладающие полномочиями, выполняют опреде-
ленные функции для удовлетворения общественных потребностей.
В отличие от социальной группы, в которой люди взаимодейству-
ют для удовлетворения различных личностных потребностей (в обще-
нии, в признании, самореализации), социальный институт нацелен на
реализацию конкретной, важной для общества и для личности потреб-
ности. Изменение потребностей приводит к изменению социальных ин-
ститутов в обществе: появляются новые институты, постепенно отми-
рают старые, ненужные, хотя и могут еще какое-то время существовать
в силу инерции социальных связей.
2. Приведите пример устаревшего социального института. Почему он перестал существовать?
Устаревшим является институт дворянских дуэлей чести. Исчезла потребность в дуэлях, исчезло сословие дворян.
3. Установите соответствие между неосновными социальными институтами и основными, в которые они входят.
Институт семьи и брака (1) институт первого причастия (5)
Институт экономики (2) институт мировых судей (3)
Институт политики (3) институт потребительских копе ративов (2)
Институт культуры институт средств массовой
и социализации (4) информации (4)
Институт религии (5) институт расторжения брака (1)
4.Формальный институт отличается от неформального
а) разнообразием институциональных ролей
б) наличием письменного кодекса
в) узаконенностью и опорой на систему права
г) опорой на традиции общества
5. Опишите структуру социального института высшего образования в России
1__Институционные роли –Студент, Преподаватель
2__Кодекс –Правила учащихся устав
3__Утилитарные черты – Аудитория , Учебные пособия
4__Символические черты – Диплом
5__Идеология – Приобретение специальности
7. По каким признакам мы можем судить о степени развития формального социального института?
Институты постоянно развиваются. Например, институт семьи ис-
торически прошел ряд этапов: групповой брак; полигамия; моногамия;
расширенная семья, включавшая в себя множество родственников,
живших вместе и ведущих совместно хозяйство, которая сменилась
нуклеарной, включающей только родителей и детей. Менялись содер-
жания социальных ролей мужа и жены, методы воспитания детей.
Институт политической власти и управления обществом претерпел
наибольшие изменения в истории человечества. Уже в родовом строе
существовал институт вождей – наиболее сильных и удачливых воинов,
способных повести племя на защиту территорий и других членов пле-
мени, они определяли цели коллективных действий, устанавливали от-
ношения с другими племенами. Наряду с ним существовал институт ста-
рейшин, которые советами помогали вождю. Сегодня институт политиче-
ской власти имеет множество разнообразных форм. Монархия, деспотия,
республика, демократия – все это формы политического института. По-
добным образом изменения происходят и в других институтах.
7. Основные социальные институты современного российского общества
а) находятся в состоянии упадка
б) хорошо развиты и образуют систему
в) хорошо развиты, но мало связаны между собой
г) находятся в состоянии зарождения
8. Приведите пример социальной роли, существующей в социальном институте высшего образования. Укажите две нормы, регулирующих это ролевое поведение. Какие позитивные и негативные санкции следуют за исполнение этих норм?
Роль_____Студент____________________________________________
1.Предписание____Сдавать предметы на положительныйе оценки
Санции________Получение красного диплоиа
2.Предписание___Выполнять учебную программу
Санкции___Отчисление
8. Приведите два примера того, как политические социальные институты оказывают давление на неполитические.
1) Правительство влияет на промышленность и торговлю путем изменения налогов, оказанием поддержки, влияет на институт образования путем реформирования в сфере образования.
2___________________________________________________________________
10. Результаты массовых социологических опросов населения перед выборами мэра города отражают
а) мнения различных социальных групп и слоев населения
б) мнение средств массовой информации
в) мнение большинства населения
г) мнения представителей политической элиты