Товарный фетишизм
Что такое товарный фетишизм? Очевидно, для ответа на этот вопрос следует задуматься над тем, что такое фетишизм в его общем значении, и только потом размышлять на тему его «экономического» значения. Фетишизм (французское fеtiche — фетиш, идол, от португальского feitiço — колдовство, амулет) – это поклонение различным материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем мог бы стать любой предмет, поражавший как-либо воображение человека. До наших времен фетиши в их классическом проявлении дошли, пожалуй, только в форме оберегов, амулетов, талисманов.
Товарный фетишизм – это приписывание продуктам труда (товарам) сверхъестественных свойств, отношение к ним, как к сверхъестественным силам. Это является, по мнению К. Маркса, следствием того, что товары способны обмениваться в разных пропорциях.
Товарный фетишизм имеет огромное значение в экономике капиталистического уклада, в капиталистическом обществе он пронизывает все экономические сферы жизни. Этому есть несколько причин. Рабочего, например, принуждает к работе не класс капиталистов, а средства производства. «Прибыль, ссудный процент, рента, будучи продуктом эксплуатации наёмного труда, внешне выступают как порождение самих вещей: прибыль — как продукт средств производства, процент — денег, рента — земли.» (БСЭ 1969-1970). Так, мы делаем вывод, что сущность товарного фетишизма в том, что внешне система общественных отношений, господствующих над людьми выступает в виде господства над индивидами продуктов производства/труда.
Известно, что развитие рынка во многих своих аспектах носит спонтанный характер. Человек мог бы производить и потреблять ровно столько, сколько ему нужно, чтобы удовлетворить свои потребности, однако вместо этого он сам находится под сильным влиянием рыночной стихии, подчиняется законам капиталистического накопления. Иными словами, мы подконтрольны механизму, который должен быть подконтролен нам.
В качестве наиболее яркого примера товарного фетишизма логично привести культ денег (денежный/валютный фетишизм). Д. Ф. является самой развитой формой товарного фетишизма, его самое высшим проявлением. Денежный фетишизм – это преклонение перед деньгами, их обожествление в условиях стихийного производства, основанного на частной собственности. К слову, в обществе социалистическом, где преобладает общественная собственность на средства производства, товарный фетишизм попросту не имеет смысла и не имеет подспорья для зарождения и развития, поскольку ликвидируются пережитки капиталистического уклада хозяйственной жизни.
Рискну предположить, что примером товарного фетишизма может послужить такой фактор спроса на товары, как «престиж». Вспомним истерию вокруг выхода любого нового продукта компании apple. Не это ли является властью товара над людьми? Ведь для того чтобы получить желаемое, человек должен много работать, чтобы увеличить доходы и, как следствие, приобрести очередной мобильный телефон или компьютер. Скажем, что в условиях широкого спектра товаров, который предлагает современная индустрия мобильных устройств, человек может выбрать что-то, что стоит гораздо меньше. Однако он не станет этого делать в силу разных причин.
«Получается, что вещи начинают командовать людьми. Люди оценивают друг друга в зависимости от ценности вещей, которыми они обладают, ищут такую работу, которая позволит им больше приобретать, они готовы делать то, что им совершенно не нравится, тратить весь свой досуг и здоровье, лишь бы “обрасти” нужнымивещами. Продукты человеческого труда приобретают в глазах людей сверхъестественную силу - способность давать власть и угнетать, дарить радость и любовь, эксплуатировать и приносить доход.» (marksizm.info)