Образ города» Кевина Линча

Специалист в области городского планирования, Кевин Линч в книге «Образ города» (1960), в отличие от Мамфорда, все внимание сосредотачивает на визу­альном образе города [48; 49].

Вклад К. Линча в теорию городского планиро­вания – это разработка теории городской формы: как воспринимают городскую среду жители; каковы послед­ствия этого для проектирования городов. Кевин Линч первым обратил внимание на визуальные элементы и когнитивные идеи городской среды, внеся свой вклад в теорию когнитивного восприятия городской среды.

Значимые идеи

• Идея ментального образа города и ментальных карт (mental image, mental maps).

Ментальный образ города, или общественный об­раз, – общие ментальные образы, которые захватывают большое количество городских жителей. Это не присут­ствующие реально образы, скорее, это зоны согласия, которые, по предположению автора, могут появиться при взаимодействии единичной физической реально­сти, общей культуры и базисной физиологической при­роды. «Каждый индивидуум создает и несет свой соб­ственный образ, но может существовать значительное согласие между членами одной и той же группы. Именно групповые образы, проявленный консенсус среди зна­чительного количества людей интересуют городских

проектировщиков, которые стремятся моделировать среду, которая будет использоваться многими людьми»

Ментальными картами Линч называет восприятие окружающей среды индивидуумом. Это индивидуальная карта известного человеку места. Ментальные карты можно исследовать: спрашивая путь к ориентиру или ме­сту; прося выполнить набросок места или описать его; прося назвать как можно больше мест за короткое время

Идея образоспособности среды (imageability). Образоспособность (вообразимость) – качество физи­ческого объекта, которое дает высокую вероятность пробуждения сильного образа в каждом конкретном наб людателе. Это могут быть форма, цвет, порядок, ко­торые облегчают создание ярких и мощных ментальных образов среды [48. – С. 9, 10], [49. – С. 21, 22].

Идея четкости и понятности среды (legibility) – читаемость визуального городского образа. Под этим понимается легкость, с которой можно распознать его части и соединить в связное содержание [48. – С. 3],

К элементам городского образа Линч относит пути, границы, районы, узлы и ориентиры [48. – С. 47, 48],

[49. – С. 51]. Примером высокообразного города Линч считает Флоренцию [48. – С. 92], [49. – C. 87]. Важное значение для восприятия имеют такие нефизические ха­рактеристики как названия. Названия необходимы для кристаллизации идентичности.

Говоря о проектировании элементов формы го­рода, Линч считает, что образ «ключей» к городскому проектированию можно обобщить по нижеследующим качествам формы (это категории прямого интереса в проектировании, так как они описывают качества, с которыми дизайнер может работать).

Своеобразие или яркость фигуры-фона: рез­кость границы; закрытость; контраст поверхности, формы, интенсивности, сложности, размера, исполь­зования, расположения. Контраст может существовать по отношению к непосредственному окружению или к опыту наблюдателя. Это качество, которое идентифи­цирует элемент, делает его запоминающимся и живым.

Простота формы: ясность и простота видимой формы в геометрическом смысле, ограничение частей (как четкость решетки, прямоугольника).

Непрерывность: продолжительность границы или поверхности; близость частей (в кластере зданий); повторение ритмических интервалов (паттерн ули­ца–угол); похожесть, аналогия или гармония поверх­ности, формы, использования. Эти качества облегчают восприятие комплексной физической реальности и да­руют единую идентичность.

Доминирование: доминирование одной части над другими путем размера, интенсивности, интересно­сти, что приводит к прочтению целого как принципи­альной особенности всего кластера. Это качество, как и непрерывность, позволяет осуществить необходимое упрощение образа через отбрасывание второстепенных элементов и категоризацию.

Ясность соединения: высокая видимость соеди­нений и швов; ясность соотнесенности и взаимосвязан­ности. Эти соединения – стратегические моменты фор­мирования структуры, которые должны быть хорошо заметны, так как от их восприятия зависит восприятие целого.

Направленческая дифференциация: асиммет­рия, отклонения и радиальные связи, которые отлича­ют один конец от другого (один конец пути – в горы, дру­гой – к центру); или одну сторону от другой (как здания, выходящие на парк); или одно направление от другого.

Эти качества часто используются в структурировании большого масштаба.

7. Визуальные границы: качества, которые усили­вают уровень и проникновение в'

идения актуально либо символически. Это включает прозрачность (стекло или здание на сваях); наложения; панорамы, которые усили­вают глубину в'

идения (панорамные виды), и т.д. Все эти качества облегчают восприятие большого и сложного целого, увеличивая эффективность в'

идения: его масш­таб, проникновение, силу.

8. Осознание движения: качества, которые дела­ют разумным для наблюдателя и визуально, и кинесте­тически его актуальное и потенциальное движение... Так как город ощущается в движении, эти качества фун­даментальны и используются, чтобы структурировать и идентифицировать их там, где они достаточно связны для того, чтобы сделать это возможным (как «поверните налево, потом направо»). Эти качества усиливают и раз­вивают то, что наблюдатель может сделать, чтобы ин­терпретировать направление или расстояние и ощутить саму форму в движении. С нарастанием скоростей эти техники потребуют дальнейшего развития в современ­ном городе.

9. Временные серии: серии, которые восприни­маются со временем, включая и простые предметные связи, где один элемент просто привязан к двум элемен­там до и после него (как в случае детализированных до­стопримечательностей), а также серии, которые дей­ствительно структурированы во времени и тем самым мелодичны по природе (как достопримечательности, которые усиливают интенсивность формы до кульми­нации). Предыдущие (простые последовательности) ис­пользуются часто, особенно вдоль знакомых путей. Мело­дическое дополнение можно увидеть достаточно редко, но, возможно, это самое важное, что нужно развивать

в большом, динамичном, современном метрополисе. Что здесь должно представляться, так это развивающие­ся паттерны элементов, а не сами элементы – мы помним мелодии, а не ноты. В сложной среде, возможно, можно даже использовать контрапунктные техники: движущие­ся паттерны или противоположные мелодии и ритмы. Это сложные методы, и разрабатывать их нужно осознан­но. Нам нужна свежая мысль в теории форм, которые воспринимаются как последовательность во времени, а также относительно архетипов дизайна, которые пред­ставляют мелодическую последовательность элементов образа или бывшие последовательности пространства, материала, движения, света и силуэта.

10. Названия и значения: нефизические характе­ристики, которые могут усилить образность элемента. Названия важны для кристаллизации идентичности. Значения и ассоциации конституируют целостную кар­тину, лежащую за физическими свойствами. Они значи­тельно усиливают такие предположения относительно идентичности или структуры [48. – С. 105–108], [49. – С. 100–103].

Перечисленные качества проявляются не изолиро­ванно, а в целостности образа [48. – С. 108], [49. – C. 103].

Четкий и полный образ всего региона метрополи­са – это фундаментальное требование в будущем, считает автор. Если такой образ будет разработан, он поднимет восприятие города на новый уровень – уровень, сораз­мерный с современной функциональной единицей. Ор­ганизация образа такого масштаба ставит совершенно новые проблемы перед дизайном.

Ясно, что форма города или метрополиса не будет некоторой гигантской, слоистой структурой, предпола­гает Линч. Это будет сложный паттерн, непрерывный и целостный, хотя сложный и подвижный. Он должен быть пластичным к перцепционным привычкам тысяч

горожан, открытым к изменению функции и значения, восприимчивым к формированию новой образности. Он должен приглашать своих зрителей исследовать мир

В целом идея Линча такова: образ города должен быть визуально четким и читаемым для человеческого восприятия. До Линча идея четкости, как аналитиче­ское и проектировочное средство, казалась неважной. «Образ города» дал старт новой науке человеческого восприятия и поведения в городе – когнитивной психо­логии в городе. Задача дальнейших исследований спе­циалистов в данном направлении – вывести проблемы с уровня психологии на уровень социальной психоло­гии и социологии визуального образа города, т.е. социо­логии архитектуры.

Наши рекомендации