Образ города» Кевина Линча
Специалист в области городского планирования, Кевин Линч в книге «Образ города» (1960), в отличие от Мамфорда, все внимание сосредотачивает на визуальном образе города [48; 49].
Вклад К. Линча в теорию городского планирования – это разработка теории городской формы: как воспринимают городскую среду жители; каковы последствия этого для проектирования городов. Кевин Линч первым обратил внимание на визуальные элементы и когнитивные идеи городской среды, внеся свой вклад в теорию когнитивного восприятия городской среды.
Значимые идеи
• Идея ментального образа города и ментальных карт (mental image, mental maps).
Ментальный образ города, или общественный образ, – общие ментальные образы, которые захватывают большое количество городских жителей. Это не присутствующие реально образы, скорее, это зоны согласия, которые, по предположению автора, могут появиться при взаимодействии единичной физической реальности, общей культуры и базисной физиологической природы. «Каждый индивидуум создает и несет свой собственный образ, но может существовать значительное согласие между членами одной и той же группы. Именно групповые образы, проявленный консенсус среди значительного количества людей интересуют городских
проектировщиков, которые стремятся моделировать среду, которая будет использоваться многими людьми»
Ментальными картами Линч называет восприятие окружающей среды индивидуумом. Это индивидуальная карта известного человеку места. Ментальные карты можно исследовать: спрашивая путь к ориентиру или месту; прося выполнить набросок места или описать его; прося назвать как можно больше мест за короткое время
Идея образоспособности среды (imageability). Образоспособность (вообразимость) – качество физического объекта, которое дает высокую вероятность пробуждения сильного образа в каждом конкретном наб людателе. Это могут быть форма, цвет, порядок, которые облегчают создание ярких и мощных ментальных образов среды [48. – С. 9, 10], [49. – С. 21, 22].
Идея четкости и понятности среды (legibility) – читаемость визуального городского образа. Под этим понимается легкость, с которой можно распознать его части и соединить в связное содержание [48. – С. 3],
К элементам городского образа Линч относит пути, границы, районы, узлы и ориентиры [48. – С. 47, 48],
[49. – С. 51]. Примером высокообразного города Линч считает Флоренцию [48. – С. 92], [49. – C. 87]. Важное значение для восприятия имеют такие нефизические характеристики как названия. Названия необходимы для кристаллизации идентичности.
Говоря о проектировании элементов формы города, Линч считает, что образ «ключей» к городскому проектированию можно обобщить по нижеследующим качествам формы (это категории прямого интереса в проектировании, так как они описывают качества, с которыми дизайнер может работать).
Своеобразие или яркость фигуры-фона: резкость границы; закрытость; контраст поверхности, формы, интенсивности, сложности, размера, использования, расположения. Контраст может существовать по отношению к непосредственному окружению или к опыту наблюдателя. Это качество, которое идентифицирует элемент, делает его запоминающимся и живым.
Простота формы: ясность и простота видимой формы в геометрическом смысле, ограничение частей (как четкость решетки, прямоугольника).
Непрерывность: продолжительность границы или поверхности; близость частей (в кластере зданий); повторение ритмических интервалов (паттерн улица–угол); похожесть, аналогия или гармония поверхности, формы, использования. Эти качества облегчают восприятие комплексной физической реальности и даруют единую идентичность.
Доминирование: доминирование одной части над другими путем размера, интенсивности, интересности, что приводит к прочтению целого как принципиальной особенности всего кластера. Это качество, как и непрерывность, позволяет осуществить необходимое упрощение образа через отбрасывание второстепенных элементов и категоризацию.
Ясность соединения: высокая видимость соединений и швов; ясность соотнесенности и взаимосвязанности. Эти соединения – стратегические моменты формирования структуры, которые должны быть хорошо заметны, так как от их восприятия зависит восприятие целого.
Направленческая дифференциация: асимметрия, отклонения и радиальные связи, которые отличают один конец от другого (один конец пути – в горы, другой – к центру); или одну сторону от другой (как здания, выходящие на парк); или одно направление от другого.
Эти качества часто используются в структурировании большого масштаба.
7. Визуальные границы: качества, которые усиливают уровень и проникновение в'
идения актуально либо символически. Это включает прозрачность (стекло или здание на сваях); наложения; панорамы, которые усиливают глубину в'
идения (панорамные виды), и т.д. Все эти качества облегчают восприятие большого и сложного целого, увеличивая эффективность в'
идения: его масштаб, проникновение, силу.
8. Осознание движения: качества, которые делают разумным для наблюдателя и визуально, и кинестетически его актуальное и потенциальное движение... Так как город ощущается в движении, эти качества фундаментальны и используются, чтобы структурировать и идентифицировать их там, где они достаточно связны для того, чтобы сделать это возможным (как «поверните налево, потом направо»). Эти качества усиливают и развивают то, что наблюдатель может сделать, чтобы интерпретировать направление или расстояние и ощутить саму форму в движении. С нарастанием скоростей эти техники потребуют дальнейшего развития в современном городе.
9. Временные серии: серии, которые воспринимаются со временем, включая и простые предметные связи, где один элемент просто привязан к двум элементам до и после него (как в случае детализированных достопримечательностей), а также серии, которые действительно структурированы во времени и тем самым мелодичны по природе (как достопримечательности, которые усиливают интенсивность формы до кульминации). Предыдущие (простые последовательности) используются часто, особенно вдоль знакомых путей. Мелодическое дополнение можно увидеть достаточно редко, но, возможно, это самое важное, что нужно развивать
в большом, динамичном, современном метрополисе. Что здесь должно представляться, так это развивающиеся паттерны элементов, а не сами элементы – мы помним мелодии, а не ноты. В сложной среде, возможно, можно даже использовать контрапунктные техники: движущиеся паттерны или противоположные мелодии и ритмы. Это сложные методы, и разрабатывать их нужно осознанно. Нам нужна свежая мысль в теории форм, которые воспринимаются как последовательность во времени, а также относительно архетипов дизайна, которые представляют мелодическую последовательность элементов образа или бывшие последовательности пространства, материала, движения, света и силуэта.
10. Названия и значения: нефизические характеристики, которые могут усилить образность элемента. Названия важны для кристаллизации идентичности. Значения и ассоциации конституируют целостную картину, лежащую за физическими свойствами. Они значительно усиливают такие предположения относительно идентичности или структуры [48. – С. 105–108], [49. – С. 100–103].
Перечисленные качества проявляются не изолированно, а в целостности образа [48. – С. 108], [49. – C. 103].
Четкий и полный образ всего региона метрополиса – это фундаментальное требование в будущем, считает автор. Если такой образ будет разработан, он поднимет восприятие города на новый уровень – уровень, соразмерный с современной функциональной единицей. Организация образа такого масштаба ставит совершенно новые проблемы перед дизайном.
Ясно, что форма города или метрополиса не будет некоторой гигантской, слоистой структурой, предполагает Линч. Это будет сложный паттерн, непрерывный и целостный, хотя сложный и подвижный. Он должен быть пластичным к перцепционным привычкам тысяч
горожан, открытым к изменению функции и значения, восприимчивым к формированию новой образности. Он должен приглашать своих зрителей исследовать мир
В целом идея Линча такова: образ города должен быть визуально четким и читаемым для человеческого восприятия. До Линча идея четкости, как аналитическое и проектировочное средство, казалась неважной. «Образ города» дал старт новой науке человеческого восприятия и поведения в городе – когнитивной психологии в городе. Задача дальнейших исследований специалистов в данном направлении – вывести проблемы с уровня психологии на уровень социальной психологии и социологии визуального образа города, т.е. социологии архитектуры.