Понятие личности в социологии и основные подходы к ее изучению
Личность - сложное и многоплановое социальное явление. Этим обусловлен тот факт, что проблема личности является одной из важнейших как в социологии, так и целом в социально-гуманитарных науках, изучающих общество и человека. Однозначного и единого для всех наук представления о личности, ее сущности и функциональных связях не существует. В зависимости от своего предмета исследования эти науки демонстрируют пестрое разнообразие подходов, трактовок, концепций личности.
Для социологии проблема личности в определенном смысле является центральной, вокруг которой раскрывается содержание многочисленных социальных явлений. Ведь какими бы ни были теоретические построения, объясняющие суть общества, в них не обойтись без главных действующих лиц, которые своим взаимодействием и создают это общество.
Учитывая исключительное значение проблемы личности, в современной социологии создана отраслевая теория – социология личности. В ней реализуются основные методологические подходы макро- и микросоциологии. Во-первых, личность рассматривается как системное явление, взаимодействующее с обществом и его подсистемами, что характерно для структурного функционализма и социологии конфликта. Во-вторых, личность рассматривается в качестве субъекта, актора социального взаимодействия, общественных отношений, что наиболее полно представлено в известных концепциях социального обмена и символического интеракционизма, а также социологии конфликта.
В процессе изучения такого сложного явления, каким является личность, социология использует ряд понятий, которые позволяют описывать явление с разных сторон. Это понятия «человек», «индивид», «личность». Обыденным сознанием они зачастую воспринимаются как тождественные и употребляются в разговорном языке в зависимости от ситуации. Наука же должна достаточно четко различать эти категории.
Человек – это представитель биологического вида Homo sapiens (человек разумный), который возник в результате длительного эволюционного процесса – антропогенеза. Человек – существо общественное. Он способен выживать и жить в обществе и с помощью общества, благодаря ему приобретает способности самосознания, разума, творца материальной и духовной культур.
Термином «индивид»(от лат. individuum - неделимое) обозначается, во-первых, отдельный человек, как воплощение единства биологического и социального с присущей ему совокупностью биологических и личностных качеств, во-вторых, - отдельная личность как представитель общества, данной социальной группы.
Термин «индивидуальность» имеет более узкое значение, чем «индивид». Индивидуальность – это характеристика отдельной личности как обладателя уникальной, т.е. присущей только ей совокупности свойств.
Личность – это индивид, обладающий устойчивой системой социально значимых черт и являющийся субъектом общественных отношений и сознательной деятельности.
Изучение личности в социологии акцентирует внимание, прежде всего, на социальных началах ее формирования, функционирования и развития. Однако эти социальные составляющие понимаются не однозначно. К.Маркс, например, высказал идею о том, что личность представляет собой совокупность всех общественных отношений, подчеркнув тем самым включенность личности в общественную систему, зависимость от нее. В марксистской социологической традиции понимание роли общества в формировании личности человека связывается с необходимостью нового устройства общества, которое даст каждому своему члену человеческие условия жизни и это, в свою очередь, приведет к раскрытию индивидуальных способностей, талантов и дарований каждого как основы личного и общественного блага. Марксу принадлежит высказывание о том, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства, то есть являются активно действующими субъектами социальных отношений и творцами собственной истории. Личность, таким образом, понималась, прежде всего, как деятельная, способная не просто реагировать на изменения социальной среды, но активно ее преобразовывать в соответствии со своими интересами. Изменяя мир, люди изменяют самих себя. При этом утверждалось, что личность не предпримет ни каких действий, если они не связаны с ее интересом как осознанной потребностью.
Своеобразен подход к пониманию личности и ее взаимосвязи с обществом, представленный Э.Дюркгеймом. Человек здесь рассматривается как существо двойственное. В нем присутствуют два начала – биопсихическое и социальное. Первое является природным, а второе появляется в результате интериоризации (от лат. interior - внутренний), т.е. включения во внутренний духовный мир человека исходящих извне, от общества элементов нравственного порядка, идеологии, образующих социальную основу сознания индивида. Интериоризацию обычно определяют как процесс превращения внешних социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) норм, ценностей, верований, установок, представлений, образцов поведения.
Дюркгейм выделил существенные черты личности, определяемые обществом на различных этапах его развития. Сравнивались в первую очередь архаическое (традиционное, доиндустриальное) и современное индустриальное общества. В архаическом обществе человек, фактически, лишен индивидуальности. Жесткое разделение труда и высокий уровень насилия и принуждения со стороны общества приводят к растворению индивидуального сознания в коллективном. Это общество строится на единстве, слитности человека с родом, общиной, вне которых индивид не мыслился как самостоятельно социально действующий. В индустриальном же обществе с присущим ему разделением труда и специализацией видов деятельности индивид получает относительную независимость от коллективного сознания и получает самостоятельность и возможность развития личности.
Иной точки зрения на личность и ее связь с обществом придерживался Чарльз Кули (1864 – 1929). Первичные факты общества он видел не во взаимодействии людей и даже не в их поведении, а в представлениях людей друг о друге. Поэтому личность в его представлении – это сумма психических реакций человека на мнения окружающих людей. Такой подход к пониманию личности в большей или меньшей степени находит отражение в психологических теориях.
Особое понимание личности представлено в юридических науках. Наиболее часто понятие «личность» здесь трактуется как тождественное понятию «индивид». Аналогичный смысл вкладывается в термины «лицо», «гражданин», «личный сыск» и др., которые используются в нормативных актах. В то же время, как известно, следственным органам предписывается изучение личности подозреваемого и подследственного, а суду – подсудимого, их «modus vivendi» (образа жизни), что ориентирует в первую очередь на присущие им социальные и психологические черты.
Современная социология, не отрицая возможности различных подходов к изучению феномена личности, опирается на ее собственное понимание.
Личность – это индивид, усвоивший совокупность ценностей и норм поведения, сложившуюся в конкретном обществе, социальной группе, и реализующий их во взаимоотношениях с другими людьми.
Данное определение дает представление о личности как о социальном явлении, важнейшие характеристики которого должны быть раскрыты более полно.
Во-первых, человек усваивает социальные ценности и нормы определенного конкретного общества. Они не являются абстракцией, а образуют внешние ориентиры жизнедеятельности человека в обществе. Согласно М.Веберу они образуют основу ценностнорационального и целерационального поведения. Благодаря им человек способен правильно ориентироваться в социальной среде. В то же время эти нормы и ценности предписываются, навязываются индивиду не просто всем безликим обществом, но конкретной, а именно господствующей в обществе социальной силой (слоем, группой). Это связано с тем, что господствующими в обществе идеями, ценностями и нормами являются идеи, ценности и нормы господствующей социальной группы. Но они не являются единственными ориентирами и правилами поведения, которые усваивает человек.
Во-вторых, человек усваивает социальные ценности и нормы социальной общности, а более конкретно, социальной группы, в которую он включен непосредственно и которая составляет среду его обитания. Групповые ценности и нормы, с одной стороны, формируются как собственные на основе особенностей жизни и деятельности группы, осознания своих коренных групповых потребностей, а с другой – как бы преломляют через призму собственных интересов установки, даваемые обществом.
В-третьих, речь идет о реализации усвоенных, ставших неотъемлемой частью внутреннего мира человека социальных ценностей и норм поведения, во внешней социальной среде, во взаимоотношениях с другими людьми. Личность действует сознательно, ориентируясь на то, что ее поведение будет определенным образом воспринято и оценено окружающими. При этом она обладает полной свободой выбора того, как действовать и, в том числе, нарушать нормы и стереотипы поведения, или нет, противопоставлять себя обществу, группе, или соответствовать им. Личность тем самым принимает на себя ответственность за совершаемые поступки. А общество и его институты осуществляют в отношении личности социальный контроль на предмет соответствия ее поведения общепринятым нормам.
Таким образом, личность в социологии представлена в трех аспектах: как носитель социальности вообще; как представитель определенной социальной общности, группы с присущими им особенностями культуры; как индивидуальность.
Исторический опыт человечества показывает огромное разнообразие личностей, что свидетельствует о несводимости понятия личности только к ее типическим социальным характеристикам. Кроме того, требуется объяснить, почему люди, находящиеся в одинаковых или близких социальных условиях, столь разнообразны в мотивациях, избираемых формах и средствах своего поведения, осуществлении социального взаимодействия. Казалось бы, достаточно тривиального, лежащего, буквально на поверхности проблемы, объяснения: люди по-разному усваивают социальные ценности и нормы и по-разному их реализуют в своих отношениях с другими. Однако, в чем причина этих различий?
Ответ на этот вопрос требует привлечения более широкого знаний о человеке. Поэтому социология, формируя собственное понимание личности, принимает во внимание и использует данные других наук о человеке, прежде всего психологии, социальной антропологии и даже физиологии высшей нервной деятельности. Это дает возможность наиболее полно выразить сущность личности, учесть главные факторы, определяющие ее взаимодействие с окружающей социальной реальность, другими индивидами, особенности индивидуального поведения.
Ответ на вопрос, почему люди по-разному усваивают и реализуют социальные ценности и нормы, заключается в особенностях взаимодействия трех структурных уровней индивида.
Первым уровнем является психофизиологический уровень. Он представлен генетически детерминированными задатками, способностями, талантами, а также темпераментом. Здесь глубоко в подсознании находятся так называемые «архетипы». О них в свое время писал Карл Густав Юнг (1875-1961). Он видел в них неосознаваемый опыт прежних поколений, выраженный в некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию.
Второй уровень – психологический. Он включает, во-первых, представления индивида о самом себе, своем «Я», а также самооценку. Во-вторых, к нему относятся субъективные мотивации поведения, субъективные экстравертированные или интровертированные установки на лидерство, общение и т.п., или на их противоположности в форме пассивности и замкнутости.
Третий уровень – личностный. На нем индивид предстает как носитель определенных социальных качеств. Каждый индивид оценивается обществом с позиций значимых для него, его существования характеристик, как бы проверяет его на соответствие предъявляемым обществом или группой требованиям. Тут формируются и проявляются ценностные ориентации, нравственность, идеалы, верования, включенность в традиции, следование образцам (стереотипам) поведения. Индивида как личность характеризуют также знания, умения и навыки, необходимые для правильной ориентации в обществе и адекватного действия в нем.
От того, каково содержательное наполнение первых двух уровней во многом зависит способность индивида к усвоению общественных ценностей и норм и их воплощению в повседневную жизнь.