Характеристика ФГУП Почта России
Слово «почта» произошло от латинского выражения «станция в пункте...». Впервые на Руси слово «почта» вошло в обиход в IХ-м веке. Тогда Почта представляла собой почтовую гоньбу для доставки частной корреспонденции между крупными городами. В XV веке появляются первые почтовые учреждения. С годами география доставки почты распространилась на всей территории России. На рубеже ХVII-ХVIII вв. были введены специальные почтовые печати, штемпеля, оттискиваемые краской на каждом письме. В это время закладываются основы унификаций почтовых отправлений, разрабатывается единый стиль. Почта наконец-то становится доходным предприятием. Начало XIX века ознаменовано, в истории формирования отечественной почты, созданием Главного почтового управления, которое в 1874 году вошло во Всемирный почтовый союз. Это позволило наладить каналы доставки корреспонденции за рубеж. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты, как на международных, так и внутренних линиях. В послевоенное время, в 1946 году было образовано Министерство Связи СССР. Почтовое управление которого и стало руководить всей почтовой связью. Многие десятилетия предприятия почты существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. Начало реформирования почтовой связи страны относится к началу 80-х годов XX века и связано с бурным развитием средств электросвязи. Первым шагом реформы явилось отделение почты от электросвязи в самостоятельную подотрасль. В середине 90-х почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность.
Условно следующим этапом можно считать период 90-х годов. Он определялся объективным изменением экономических условий хозяйствования, либерализацией рынка почтовых услуг, а также дроблением единого национального почтового пространства, образованием самостоятельных региональных почтовых организаций. С этого момента почтовая служба вошла в полосу системного кризиса. Разрозненность и юридическая самостоятельность региональных почтовых филиалов, низкая рентабельность и хроническая убыточность почтовых отделений в то время стали нормальной практикой. Из-за региональной раздробленности практически невозможно было провести масштабные программы модернизации инфраструктуры и улучшения операционной деятельности. За десять лет из 80 региональных управлений федеральной почтовой связи - 46 вплотную подошли к банкротству. Выделяемых дотаций не хватало не только на покрытие убытков от реализации услуг почтовой связи, но и на модернизацию оборудования, практически полностью был изношен транспортный парк, своевременная выплата заработной платы сотрудникам была под постоянной угрозой.
В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты - эмблема и флаг.
К началу XXI века стало очевидно, что низкое качество почтовых услуг в России в значительной степени обусловлено существующей организационно-правовой структурой федеральной почтовой связи. Отсутствие эффективного централизованного управления в рамках федеральной почты в целом не позволяла установить и контролировать единые параметры качества сетевых услуг. Первый шаг в объединительном процессе был сделан в 2001 году, когда во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15.02.2001 межведомственной рабочей группой Минсвязи России, Минимущества России и Минэкономразвития России был разработан проект Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.
В основу концепции была положена централизация управления государственной почтой в рамках одного юридического лица, призванная повысить управляемость и эффективность деятельности, способствовать повышению качества услуг и увеличению доходов, обеспечить оптимальные условия для проведения масштабных инвестиционных программ совершенствования операционной деятельности. Концепция реструктуризации была принята распоряжением Правительства РФ 28 июня 2002 года, получила положительные рецензии руководителей крупнейших организаций федеральной почтовой связи, а также специалистов академических и отраслевых научных организаций, внесена в Правительство Российской Федерации. Согласно Концепции распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года было создано ФГУП «Почта России», 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав. На протяжении 2003 - 2005 годов проходило объединение региональных управлений федеральной почтовой связи в единое предприятие и сегодня, по истечении нескольких лет реорганизации почтовой сети, ФГУП «Почта России» действует как единый национальный почтовый оператор. Почта идет своим путем. Причем, очень быстро. При этом во ФГУП «Почта России» уже ввели на уровне пилотных проектов единую систему оплаты труда, провели первый этап конкурса кадрового резерва, первыми в отрасли ввели аттестацию руководящих кадров.
ФГУП «Почта России» является одним из ключевых элементов государственной инфраструктуры и системообразующим предприятием отрасли, на которое возложена функция обеспечения коммуникационного единства страны. Эта стратегическая задача реализуется благодаря уникальному преимуществу почтовой сети, охватывающей всю территорию Российской Федерации, в том числе самые отдаленные и труднодоступные населенные пункты.
ФГУП «Почта России» включает в себя 86 филиалов. В структуру предприятия входят 82 региональных управления федеральной почтовой связи, Главный центр магистральных перевозок почты (ГЦМПП), «EMS Почта России», Russian Post – филиал ФГУП «Почта России» в Германии, а также «Автоматизированные сортировочные центры». Филиальная сеть состоит из 908 почтамтов. Услуги почтовой связи и другие сервисы населению и организациям предоставляют 40 739 отделений почтовой связи (40 486 стационарных и 253 передвижных), 354 пункта почтовой связи и 793 киоска.
В настоящее время ФГУП «Почта России» – это одновременно национальный оператор почтовой связи и универсальный провайдер широкого спектра финансовых и коммерческих услуг, перечень которых постоянно расширяется. В комплекс из около 80 современных разнопрофильных сервисов входят:
- почтовые денежные переводы;
- доставка и выплата пенсий и пособий;
- прием различных видов платежей;
- выдача и погашение кредитов;
- обслуживание банковских карт;
- доставка экспресс-отправлений;
- распространение печатной продукции по подписке;
- продажа товаров народного потребления;
- предоставление доступа в Интернет и многие другие востребованные населением и организациями услуги.
В обеспечении равного доступа и высокого качества почтовых и инфокоммуникационных услуг всем жителям страны заключается социальная миссия ФГУП «Почты России». Причем в понятие «доступность» в данном случае входят две составляющие: стоимость почтовых услуг и широкая сеть отделений почтовой связи. Реализация данной миссии сопряжена с существенной социальной и финансовой нагрузкой, которая в определенной степени препятствует интенсификации процессов технологической модернизации и продвижения рентабельных направлений деятельности. так, например, оказание универсальной услуги почтовой связи, доставка пенсий и социальных выплат, подписка на периодические издания осуществляются по регулируемым государством низким тарифам, а выделяемые из федерального бюджета субсидии не покрывают убытков предприятия от оказания социально значимых услуг. Однако благодаря успешной реализации стратегии диверсификации, несмотря на организационные и финансовые трудности, ФГУП «Почта России» вышла на новый этап своего развития.
Таким образом, ФГУП «Почта России» – это одновременно национальный оператор почтовой связи и универсальный провайдер широкого спектра финансовых и коммерческих услуг, перечень которых постоянно расширяется.