Лекция 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СТАБИЛЬНОСТЬ

План

9.1 Категории «изменение», «развитие», их содержание

9.2 Социальная стабильность общества

9.1 Категории «изменение», «развитие», их содержание

Одной из центральных тем социологической науки XX века была проблема социального изменения.

Теория социальных изменений служит для объяснения таких процессов, как образование и распад социальных систем, организаций, социальных институтов, общностей, которые создаются людьми при организации общественной жизни. В рамках этой теории изучаются структуры и ситуации, с которыми связаны социальные ценности индивидов, нормативные отношения, социальные взаимодействия (солидарность, конфликты, войны) и т.д.

Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

В социологии под социальными изменениями понимают преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Социальные изменения представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем

Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).

Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.

В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:

- содержательные изменения. Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т.е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда;

- структурные изменения. Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником;

- функциональные изменения. Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т.е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран;

- развитие. Особый тип изменения – развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности – это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.

Французский социолог Р. Бурдон выделяет четыре типа теорий социального изменения:

- теории первого типа нацелены на поиск трендов – устойчивых и необратимых тенденций в развитии общества, носящих характер универсальных закономерностей. Примерами таких теорий служат закон «трех стадий» О. Конта и теория общественных формаций К. Маркса.

Теории второго типа формулируют причинно-следственные связи, которым подчиняется развитие общества. Их сущность может быть описана формулой «если А, то В» или, учитывая характер социальных процессов, «если А, то скорее всего В». Примером служит известный закон А. Токвиля: «Чаще всего бывает так, что народ, безропотно перенесший … тяжесть самых жестоких законов, яростно сбрасывает их бремя, как только оно несколько ослабевает». Разновидностью теорий второго типа служат структурные законы, в которых посылка А имеет сложную структуру.

Теории третьего типа изучают формы социальных изменений. Классическим примером являются гегелевские «триады», не определяющие конкретного содержания происходящих процессов, но абстрагирующие их форму «тезис-антитезис-синтез». Социальным примером служит теория научных парадигм Т. Куна, согласно которой развитие науки происходит по схеме «нормальная наука – научная революция – (новая) нормальная наука.

В теориях четвертого типа анализируются причины и факторы социальных изменений. Например. М. Вебер основной причиной становления западного капитализма считал распространение протестантской этики, а в теории американского социолога Д. Мак-Клелланда основным фактором общественного развития объявляется стремление людей к достижениям.

Социологические теории социального изменения можно условно разделить на теории социальной эволюции и теории социальной революции.

Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII – начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.

Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.

Современный структурный функционализм, продолжая спенсеровскую традицию, отвергавшую непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.

На сегодняшний день можно говорить о двух основных типах эволюционной традиции в социологии. Первый тип постулирует нелинейную, но достаточно упорядоченную прогрессивную природу социальных изменений. Второй тип основан на прямых аналогиях с процессом эволюции растительного и животного мира. Примером теорий второго типа является социал-дарвинизм. Основные положения: в развитии общества существуют мощные и практически непреодолимые силы, подобные силам, действующим в живой и неживой природе. Сущность этих социальных сил такова, что они продуцируют эволюционный процесс (в направлении прогресса) через естественную конкурентную борьбу между социальными группами. Наиболее приспособленные и удачливые группы и общества, выигрывая такого рода борьбу, дают жизнь новым поколениям, обладающим более сильными адаптивными свойствами, и тем самым повышают общий уровень эволюции общества, что выражается в выживании наиболее приспособленных.

Однако общество – не хаотическое, неупорядоченное скопление индивидов. Ему всегда присущи определенные структура и организация. Поэтому вряд ли можно трактовать социальную эволюцию и вызываемые ею социальные изменения как случайные мутации. Отбор, совершаемый в результате этого процесса, не может носить полностью пассивный характер. Общество состоит из людей, обладающих высшей нервной деятельностью и развитым опережающим отражением, а, следовательно, целеполаганием. Другими словами, отбор социальных изменений производится в значительной степени самой социальной средой, которая не только производит отбор, но и сама создает нововведения или заимствует их извне, внедряет, модифицирует и т.д. Такого рода нововведения, как правило, не являются предметом свободного или случайного выбора, поскольку в значительной степени обусловлены всем ходом предшествующего исторического развития.

Подобные теории объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т.е. внутренними причинами. Другой подход – экзогенный – представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и прочее стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.

Революция в социологической науке рассматривается как происходящее в течение определенного (обычно короткого по историческим меркам) периода времени тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности общества – и экономической, и политической, и духовной, т.е. коренной перелом в характере всех социальных отношений.

В современной социологии до недавнего времени доминировала марксистская концепция социальной революции. Именно в марксистской теории проводится четкое разграничение между политическими переменами в правлении и радикальными изменениями в жизни общества: противоречием между базисом и надстройкой. В широком методологическом смысле революция есть результат разрешения коренных противоречий в базисе – между производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения – невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика – революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:

- увеличение подавленных базовых инстинктов – основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;

- репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;

- силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.

Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.

Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию – замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

Польский социолог П. Штомпка называет революции «пиком» социальных изменений. От других форм социальных изменений революцию, по его мнению, отличают пять особенностей:

1) комплексность. Революция захватывает все сферы и уровни общественной жизни;

2) радикальность. Революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

3) исключительность. Революции неизгладимо остаются в памяти людей;

4) скорость. Революционные изменения происходят очень быстро;

5) эмоциональность. Революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, утопический энтузиазм.

Применение насилия не обязательно сопровождает революционные преобразования: например, социально-экономические преобразования конца XX столетия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

Наши рекомендации