Понятие, структура, функции социальной организации
Социальная жизнь индивидов осуществляется в организационных сообществах – социальных организациях. Первичные организации – добровольные объединения людей, возникли в древности. Эволюционируя вместе с обществом, они претерпели значительные изменения. Социальные организации являются как продуктом совместной деятельности людей, так и активным субъектом социальной жизни.
Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.
Известный социолог И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:
- целевую природу;
- распределение членов организации по ролям и статусам;
- разделение труда и специализацию функций;
- построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
- наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
- целостность социальной системы.
Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.
Цели-задания – это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поликлинике, исследования в НИИ – все это цели – задания, определяющие смысл существования этих организаций).
Цели-ориентации – это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации).
Цели-системы – это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т. е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность).
Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каждое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей. Таким образом, главным характеризующим признаком организации является функция целедостижения. Организации – явление повсеместное, живое, иерархичное, меняющееся во времени и пространстве. Функционируя в рамках организации, индивиды вступают в отношения, имеющие различный характер. В организации индивиды, распределенные по социальным позициям (статусам), выполняют различные социальныероли, которые можно разделить на формальные, определяющиеся выполняемыми функциями и, как правило, закрепленными формальными документами, и не формальные (межличностные) отношения. Организация представляет собой важный элемент общественной структуры, чем четче организация осознает себя частью общественной системы, тем более гармонично она будет функционировать в обществе, тем более эффективно будет ее целедостижение. Организация представляет собой систему высокого уровня сложности, включающую в себя не только индивидов, но и подсистемы разной природы и уровня сложности (производственную, хозяйственно-техническую, психологическую и др.), организация многофункциональна.
Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1) добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.); 2) принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).
Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:
- деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
- общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т. д.);
- промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т. п.);
- ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т. д.).
Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, образовательные, научно-исследовательские, лечебные, социокультурные и др.
Управление в организациях и организациями имеет важное значение для нормального функционирования общества. Большое внимание вопросам организационного управления уделял М. Вебер. Он разработал «идеальный тип бюрократии» – идеальный тип работников, осуществляющих управленческую деятельность (функцию управления) в организации. Главным достоинством бюрократии является высокая экономическая и хозяйственная эффективность деятельности, а также такие черты, как точность, знание, экономичность, минимум конфликтов и др. Как главный недостаток бюрократии М. Вебер выделяет: действия по шаблону, отсутствие гибкости в действии, игнорирование особенностей управленческой ситуации. Согласно теории М. Вебера, разработав методы против недостатков бюрократии, можно достичь совершенного управленческого механизма, механизма управления и координации в организации. По мнению М. Вебера, “ будущее принадлежит бюрократии”.
В типологии организаций выделяют формальные и неформальные организации. Формальные организации, жестко ориентированные на целедостижение, располагают системой управления, сложной разветвленной структурой, объединяющей большое количество управляющих и управляемых звеньев. В такой системе люди объединены должностными функциями в централизованную иерархию должностных позиций и статусов, определенных формальными документами (положениями, уставами, инструкциями и др.).
Неформальные организации, как правило, возникают в качестве некого компенсационного механизма недостатков формальных организаций. Это компенсация осуществляется за счет самоорганизации, саморегуляции и самоуправления. В такой группе людей (возникшей спонтанно) складываются неформальные нормы межличностного и межгруппового общения. В такого рода организации существует некая общность индивидуальных и организационных интересов, а целедостижение отличается по методам и средствам по сравнению с формальной организацией.
В процессе функционирования общества возникают первичные группы индивидов, которые существуют и функционируют для достижения цели. К неформальным организациям можно отнести харизматические группы, где во главе стоит лидер, объединяющий людей силой обаяния личности и характера. Такие группы не имеют постоянной структуры и состава, ее функционирование полностью зависит от лидера. К другим видам неформальной организации, которые возникают для защиты интересов ее членов, относятся добровольные ассоциации, которые имеют следующие черты: добровольное членство, безвозмездную работу, отсутствие связи с государственными органами.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое социальный институт?
2. Перечислите основные социальные институты.
3. Какие функции выполняют социальные институты?
4. 3. В чем заключается дисфункциональность социального института?
5. Перечислите признаки социальной организации.
6. Охарактеризуйте три вида организационных целей.