Количество подцелей необязательно должно быть одинаковым для каждой цели верхнего уровня. Все зависит от исследуемой предметной области.
Построение «дерева» целей основано на применении следующих правил:
ü декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином иерархическом уровне проводится по одному избранному классификационному признаку;
ü каждая цель расчленяется не менее чем на две цели;
ü каждая цель должна быть субординационная к другим;
ü любая цель каждого иерархического уровня должна относиться только к отдельному элементу (подсистеме), т.е. должна быть адресной;
ü для каждой цели на любом уровне иерархии должно быть предусмотрено ресурсное обеспечение;
ü количество целей на каждом уровне декомпозиции должно быть достаточным для достижения вышележащей цели;
ü «дерево» целей не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями;
ü декомпозиция целей проводится до того иерархического уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижения вышестоящей цели и, в конечном итоге, главной цели (особенно для систем управления).
19. Этапы организации и проведения эмпирических социально-экономических и/или политических исследований.
После того как была поставлена цель, сформулированы задачи исследования, выдвинута гипотеза, исследователь переходит непосредственно к процессу добывания фактов. Это первый этапэмпирического исследования, когда данные наблюдения или эксперимента фиксируются в процессе работы. На данном этапе полученные результаты строго оцениваются; экспериментатор старается сделать данные максимально объективными, очищая их от побочных эффектов.
На втором этапе эмпирического исследования проводится обработка полученных в ходе первого этапа результатов. На данной стадии результаты проходят первичную обработку с целью нахождения различных закономерностей, связей. Здесь данные классифицируют, относят к различным типам, описывают полученные результаты при помощи специальной научной терминологии.
Таким образом, эмпирическое исследование какого-либо явления или объекта чрезвычайно информативно. В ходе такого познания реальности можно вывести важные закономерности, составить определенную классификацию, выявить очевидные связи между объектами.
Этапы проведения социологического исследования:
· Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования.
· Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования.
· Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы.
· Определение целей исследования, как правило, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы.
· Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования.
· Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании.
· Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария.
· Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.
· Анализ обработанной информации.
Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если – нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.
Средством построения теоретических моделей является метод — совокупность средств взаимодействия познающего субъекта с объектом исследования для достижения поставленной цели.
Как правило, метод включает:
- принципы, выражающие то или иное понимание политики;
- приемы, техники и процедуры познания, применение которых зависит от имеющихся у исследователя знаний, характера изучаемых явлений, задач, условий текущего исследования.
Методы исследований бывают качественными и количественными. Качественные методы используются для выявления и определения признаков и свойств политических объектов. Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов.
На основании широты сфер научного применения можно выделить три группы методов: общенаучные, социально-гуманитарные и специально-научные (методы политической науки).Первые могут применяться во всех науках, вторые — только в науках о культуре, человеке, обществе и государстве, а третьи — только в политической науке.
20. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятий.
Эмпирическая интерпретация понятий начинается с поиска видовых признаков изучаемого объекта, которые можно эмпирически наблюдать. Желательно представить себе, какова система таких признаков, наиболее полно раскрывающих объект в его эмпирических проявлениях (нужно только помнить, что полностью сущность объекта выразить в эмпирических признаках невозможно).
Для этого нужно анализировать, пытаться систематизировать, классифицировать, типологизировать эти признаки, постоянно соотнося их с сущностными характеристиками рассматриваемого объекта.
Иногда складывается ситуация, когда приходится отказываться от уже предложенного определения понятия и уточнить его, так как оно не позволяет эмпирически описать нужные признаки. Коротко говоря, для эмпирической интерпретации понятия нужно попытаться ответить на вопрос «как я могу наблюдать или проверить свойства объекта, отраженного в данном понятии?».
Операционализация понятий – установление у выделенных эмпирических признаков понятия таких индикаторов (показателей), которые можно зафиксировать и измерить в ходе исследования.
Ю.А. Тюменева эту интеллектуальную операцию называет операциональным определением, которое представляет собой «описание психологического конструкта или психологической концепции в терминах действий или операций, которые необходимо произвести, чтобы его измерить».
Она предлагает при формулировке гипотез выстраивать следующую логическую цепочку: концепция (теоретический конструкт) – абстрактные характеристики, которые не могут быть непосредственно измерены; индикаторы – феномены, которые составляют концепцию; переменные – компоненты индикаторов, которые могут быть измерены; оценка – возможные методы измерения переменных. При этом «каждая концепция может содержать множество индикаторов, каждый индикатор – множество переменных и каждая переменная может быть оценена множеством способов.
Она приводит следующие примеры: «конструкт – экзаменационная тревожность; индикатор – волнение перед сдачей устного экзамена; переменная – дрожь в голосе; оценка – наличие дрожи в голосе при устном ответе на экзамене»; «конструкт – экзаменационная тревожность; индикатор – вегетативные расстройства перед сдачей устного экзамена; переменная – потоотделение; оценка – интенсивное потоотделение на некоторых участках тела».
Понятийная работа «спрятана» здесь на этапах «конструкт – индикатор» и «индикатор – переменная», а операционализация связана с переходом к наблюдаемому признаку – «переменная – оценка».
Выделение переменных – операция, осуществляющаяся в окончательном варианте при операционализации гипотезы (что и отмечено Ю.А. Тюменевой), но предварительную проработку, по нашему мнению, нужно осуществлять уже на начальном этапе выстраивания логики исследования.
21. Стадии разработки и критерии концептуальной модели.
Концептуальная модель - есть логико-математическое описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой проблемы.
Основное содержание этого этапа - формулировка общего замысла модели, переход от реальной системы к логической схеме ее функционирования. Концептуальное описание представляет собой упрощенное алгоритмическое отображение реальной системы.
Выделяют следующие этапы построения концептуальной модели.