Социальное развитие. Противоречия в развитии общества
В социологическом контексте общество может быть определено как исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Мы говорим об обществе как о целостной системе, находящейся в процессе изменения и развития, обладающей определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития [2, c. 105]. Вопрос о развитии общества был и остается главным в социологии. Социология стремится не только описать тенденции современного развития общества, но и предугадать направление развития в будущем. Отвечая на этот сложный вопрос, социологи выявляют на теоретическом уровне предпосылки и механизмы развития, рассуждают о его конечной цели.
Понятие развития выступает как универсальная категория, вбирающая в себя все оттенки динамически изменяющихся систем в природе и обществе. Диапазон этих систем чрезвычайно широк: от инфузории до человеческого общества и природы в целом, от отдельно взятой мысли до развития всей духовной культуры [12, с. 268]. Таким образом, необходимо отметить, что в философской и социологической мысли не сложилось единого представления о понятии развития. В рамках различных социологических концепций и подходов имеет место теоретический плюрализм в трактовке понятия развитие. Здесь противостоят друг другу идеи прогресса, регресса, циклического движения. Особое противостояние наблюдается между представителями теорий эволюционного и революционного развития.
В то же время необходимо отметить, что понятие «развитие» не может быть подменено другими, такими, как эволюция, динамика. Ибо последнее действительно охватывает наиболее важные моменты изменяющегося объекта [12, с. 270]. Оно описывает все моменты изменений системы, ее движение и включает в себя противоположности, такие как революционные и эволюционные изменения, прогресс и регресс, сознательное и бессознательное и т. д. Таким образом, развитие – это интегральная характеристика всех изменяющихся объектов. Имея большое философское значение, это понятие становится важной категорией многих конкретных наук, в том числе и социологии. Без него невозможно понять и объяснить те процессы, которые происходят в отдельных социальных структурах и в обществе в целом [12, с. 271].
Общество не стоит на месте оно развивается. При этом следует отметить, что в истории человеческих обществ действует закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития, вследствие чего одни народы и страны развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие [13, c. 57]. Так, страны Западной Европы, такие как Англия, Франция раньше стали на путь индустриального развития, обогнав при этом остальной мир, вскоре их догнали и обогнали США, Германия. Япония сделала огромный скачок в своем развитии от традиционного к индустриальному, а затем к информационному обществу.
Наблюдая за развитием разных стран и регионов, можно прийти к выводу, что в развитии присутствует тенденция эволюционного восхождения от низшего этапа к высшему этапу. Таким образом, речь идет о прогрессе. Прогресс – это одна из основных характеристик развития общества. Он имеет свои структурные характеристики, такие, как цивилизационные и технические показатели развития. Технические показатели свидетельствуют о достижениях той или иной цивилизации. Прогресс в технике выражается в использовании новых материалов и энергии для производства орудий труда, а также в появлении новых технологий. Говоря о проявлениях общественного прогресса, необходимо иметь ввиду как его общее проявление (в частности, движение человечества к общей цели – созданию всемирно-цивилизованного государства), так и частные моменты такого проявления [12, c. 265]. Под прогрессом мы понимаем переход на новую, качественно иную ступень развития. Конечно, общество не развивается однолинейно: в нем действуют разнонаправленные социальные силы, общности, группы, преследующие разные, нередко противоположные цели [13, c. 57]. Движение этих сил может, как ускорить общественное развитее, так и привести общество к упадку. Таким образом, мы подходим к понятию регресса.
Регресс – это упадок, разложение, движение от высшего к низшему. В истории человечества не раз наблюдалось нелинейное развитие. Так, целые цивилизации исчезали, например Древний Египет и Древний Рим. В период правления нацистов в Германии страна впала в общественный регресс в сравнении даже с XIX в., который привел к катастрофе, вызванной Второй мировой войной. Регресс, равно как и прогресс, может охватывать и отдельные сферы жизнедеятельности, и отрасли экономики. Это явно проявляется во времена кризисов.
Кризис– это перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Общественные системы в своем развитии переживают большое количество кризисов. К ним относятся экономический, политический, системный кризисы. Выделяют три характерные черты кризиса: 1) быстрота его наступления и часто неожиданность; 2) непродолжительность или, наоборот продолжительность (затяжной кризис); 3) глубина воздействия на систему. Кризис во всех случаях означает, что существующая тем или иным образом (эволюционирующая, развивающаяся, или находящаяся в состоянии застоя, стагнации) система достигает предела, дальше которого она развиваться не может, исчерпала ресурсы и смысл существования (внутренний предел системы) или наталкивается на сплошное сопротивление извне (внешняя экспансия, противодействие) [10, с. 148]. Кризис имеет три фазы своего развития: предкризисная стадия, кульминация, разрушение системы либо ее обновление. Анализ кризиса предполагает выяснение его причин, факторов влияющих на его протекание, рассматрение негативных либо позитивных влияний кризиса на систему. В самом худшем случае кризис может привести к катастрофе, которая разрушает систему. Так, в результате зигзагообразного развития в 1991 г. распался СССР. На постсоветском пространстве произошли глобальные социальные изменения, имеющие серьезные последствия для населения этих стран.
В социологии под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах, социальной структуре, установленных в нем образцов поведения [6, c. 278]. Трансформация постсоветского общества неизбежно повлекла за собой изменения в его структуре, системе ценностей и норм. Данные процессы происходили и происходят далеко небезболезненно для населения постсоветских стран. Применительно к ним основные изменения, выступившие «потенциально травмирующим факторами», обусловлены двумя ключевыми процессами: либерализацией экономических отношений и приватизацией государственной собственности [13, c. 63–64]. Данные процессы в разных странах постсоветского пространства происходили по-разному, так Республика Беларусь не пережила приватизации государственной собственности, как это было в России, Украине и других странах СНГ. Это отражается и в социальной структуре нашего населения, и на роли государства в регулировании социально-экономических процессов.
Население всех стран, возникших на территории бывшего СССР, пережило и переживает состояние травматической ситуации. Травматическая ситуация – это состояние напряжения, связанное с конкретными социальными изменениями и вызывающее нарушения привычного образа мысли и действия, меняющее жизненный мир людей, их модели социального поведения [13, c. 64]. После развала СССР резко понизился уровень жизни людей, появилась безработица, произошел резкий рост преступности. Данное время характеризовалось ослаблением института государства, тем более только шел процесс построения суверенного государства. Затем, начиная с середины 90-х гг., в Беларуси происходит процесс усиления роли государства и его структур в регулировании общественной жизни, был взят курс на построение социально-ориентированной экономики. В начале 2000-х гг. правительство Республики Беларусь взяло курс на стабилизацию экономики за счет экономического роста и активизации инвестиционной деятельности. Были поставлены задачи по улучшению качества жизни населения, на основе повышения производительности труда в условиях модернизации экономики. К сожалению, мировой экономический кризис, а также проблемы в развитии сопредельных стран и некоторые факторы внутреннего развития неблагоприятно отразились на темпах развития нашего государства. Данное обстоятельство привело к падению уровня зарплат и уровня жизни в целом, поэтому перед правительством Республики Беларусь стоит задача повышения качества уровня жизни населения на основе построения эффективной, модернизированной экономики.
Республика Беларусь поставила перед собой задачи достигнуть высокого социально-экономического уровня развития, способствующего удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений. Модель построения такого государства базируется на концепции устойчивого развития, которая была провозглашена в 1992 г. на Конференции ООН по Устойчивому развитию. Ее основные положения были отражены в Декларации тысячелетия ООН от 8-го сентября 2000 г. Целью данной Повестки является гармонизация социального, экономического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе – «человек – окружающая среда – экономика».
В нашей стране действует Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Национальный императив устойчивого развития выражается в конструктивном переходе к новой организации экономики. Социальная, экономическая и экологическая политика должны составлять единое целое. Граждане государства должны объединиться вокруг идеи устойчивого развития и социальной справедливости, т. к. человеческий фактор является основой создания эффективной экономики. Современная экономика – это экономика знаний, основанная на научном, инновационном потенциале, новых технологиях. Поэтому необходимо проводить более эффективную политику в области образования и науки. Важным является стимулирование молодежи к занятию научной деятельностью, которая должна стать престижной. Необходимо помнить, что без внедрения новых технологий, новых методов управления, мы получим не устойчивое развитие, а застой и деградацию. Модель устойчивого развития и предполагает приоритетное развитие системы образования, науки и культуры, то есть тех сфер, которые способствуют долгосрочному развитию страны и от которых зависит ее будущее. Экономический императив устойчивого развития заключается в переводе экономической системы на интеллектуально-инновационный путь развития, базирующийся на знаниях, приводящих ее к превращению в эффективную, конкурентоспособную, социально-ориентированную, экологозащитную, ставящую превыше всего интересы человека.
Осознание того, что основным национальным богатством нашего государства является сам человек – императив стратегии устойчивого развития. Именно для людей необходимо создавать комфортные и безопасные условия жизни, развивать социальную инфраструктуру.