Кафедра социологии коммуникаций
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ИЖЕВСК 2010
УДК 316.77
ББК 60.524.224.67
М 545
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ
Рецензенты: д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии коммуникаций ИСК УдГУ Б.А. Родионов; д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии культуры ФСФ УдГУ В.Л. Круткин
Составитель: к.соц.н., доцент Т.А. Пичугина
М 545
Методология и методика социологических и маркетинговых исследований: учебно-методическое пособие / Сост. Т.А. Пичугина. – Ижевск: ГОУ ВПО «Удмуртский университет», 2010. – 86 с.
Учебно-методическое пособие «Методология и методика социологических и маркетинговых исследований» рассчитано на студентов направления «Связи с общественностью и реклама». Пособие помогает студентам осмыслить и освоить практику проведения социологических и маркетинговых исследований. В пособии содержится краткое изложение лекционного курса, планы семинарских занятий, практические задания, предлагается список литературы и вопросы для самостоятельной повторения, а также даются методические указания для самостоятельной работы студентов.
Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов в области социальных наук, преподавателям, аспирантам и студентам.
УДК 316.77
ББК 60.524.224.67
© Пичугина Т.А., сост. 2010.
© ГОУ ВПО «Удмуртский университет», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 9
ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 11
Тема 1. Методология, методы, техника, процедуры социологического и маркетингового исследования 11
Тема 2. Виды социологического и маркетингового
исследования 15
Тема 3. Составление программы социологического и маркетингового исследования 19
Тема 4. Методологический раздел программы
социологического и маркетингового исследования 21
Тема 5. Принципиальный (стратегический) план
исследования 28
Тема 6.Обоснование системы выборки единиц наблюдения 31
Тема 7.Качественные методы в социологических и маркетинговых исследованиях 38
Тема 8.Количественные методы в социологических и
маркетинговых исследованиях 43
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 56
Тема 1. Отработка процедур составления программы социологического исследования 56
Тема 2.Отработка процедур составления программы социологического исследования (продолжение) 57
Тема 3. Отработка процедур составления программы маркетингового исследования 59
Тема 4.Отработка процедур составления программы маркетингового исследования (продолжение) 61
Тема 5. Выработка ориентации в возможностях применения выборочного метода в социологическом исследовании 62
Тема 6.Выработка ориентации в возможностях применения выборочного метода в маркетинговом исследовании 64
Тема 7. Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в социологическом исследовании 65
Тема 8. Выработка ориентации в возможностях применения
метода фокус-групп в маркетинговом исследовании 67
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 69
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 70
7.1. Основная литература 70
7.2. Дополнительная литература 77
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ 83
8.1. Критерии оценки знаний 83
8.2. Вопросы к зачету 83
8.3. Тестовые задания 84
Вступительное слово
Данное методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта. Прикладная дисциплина, каковой является «Методология и методика социологических и маркетинговых исследований», ориентирована на социальную практику, разработку и решение проблем социального управления «здесь и сейчас».
Как прикладная дисциплина «Методология и методика социологических и маркетинговых исследований» помогает осмыслить и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает в себя как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социальные структуры и процессы.
Настоящее методическое пособие является попыткой откликнуться на новые акценты и запросы социологической и маркетинговой практики, вызванной появлением совершенно новой для российского общества сферы экономики – свободного предпринимательства, широким и повсеместным распространением маркетинговых технологий, быстрым и противоречивым ростом виртуальных коммуникаций во всех областях человеческой деятельности, доминированием СМК в формировании стандартов и образов повседневной социальной жизни и сознания людей.
Все эти новые процессы и явления, неумолимо и необратимо преобразующие нашу жизнь, требуют адекватного исследовательского инструментария, обновления всего арсенала социологических и маркетинговых методов и процедур на базе информационных технологий.
В методическом пособии предпринята попытка обобщения и представления инновационных практик социологических и маркетинговых исследований необходимых студентам для осуществления собственной исследовательской деятельности в рамках написания курсовых и дипломных работ; в рамках профессиональной деятельности, которая предполагает умение работать с социологической и маркетинговой информацией; в рамках управленческой деятельности, предусматривающей грамотное формулирование заказа на проведение социологические и маркетинговые исследования.
Предлагаемое методическое пособие – попытка помочь студентам в осмыслении практики проведения социологических и маркетинговых исследований, в усвоении инновационного опыта проведения социологических и маркетинговых исследований.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Освоив курс, студент должен иметь представления о том:
· Какова предметная сфера социологии и маркетинга
· Какие принципиальные различия в плане определения исследовательского пространства существуют в практике проведения социологических и маркетинговых исследований.
· Какова исследовательская логика социологического и маркетингового исследования.
· Какова методика и техника проведения эмпирических исследований в области социологии и маркетинга.
Каждый студент, освоивший курс «Методологии и методики социологических и маркетинговых исследований» должен самостоятельно ориентироваться в практике проведения социологических и маркетинговых исследований, уметь вести дискуссии по темам курса.
Специалист, обучающийся по направлению «Связи с общественностью и реклама», должен на практике применять полученные в ходе прослушивания курса знания.
Принципы построения курса
Курс «Методология и методика социологических маркетинговых исследований» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Данный курс адресован студентам третьего курса, обучающимся по направлению «Связи с общественностью и реклама».
Освоение курса «Методологии и методики социологических и маркетинговых исследований» позволит студентам более глубоко осмыслить повседневную социальную жизнь, социальную практику; освоить социологические и маркетинговые возможности их исследования.
Основная цель курса – сформировать у студентов способность к самостоятельной социологической и маркетинговой исследовательской деятельности.
Технология обучения ориентирована на переход от знания к умениям и навыкам применения этих знаний в практике проведения социологических и маркетинговых исследований. Контроль со стороны преподавателя осуществляется как оценка выступления студента на семинарском занятии по предложенным вопросам, через организацию публичного обсуждения вопросов в группе, через выполнение практических заданий.
Предусмотрены письменные работы для контроля знаний по отдельным темам, а также самостоятельные работы.
Знания, полученные студентами в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий, оцениваются по устным и письменным ответам на зачете.
Для успешного изучения курса студенту необходимы знания из области социологии, маркетинга, менеджмента.
Цели курса
После изучения теоретических разделов курса и проведения практических занятий в объеме рабочей программы студент должен:
· Иметь представления о практике организации и проведения социологических и маркетинговых исследований.
· Иметь представления о практике составления программы социологического и маркетингового исследования.
· Знать принципы формирования методологического, методического и организационного разделов программы исследования.
· Знать способы формирования обследуемой совокупности.
· Знать основное назначение и область применения количественных методов в социологических и маркетинговых исследованиях.
· Знать основное назначение и область применения качественных методов в социологических и маркетинговых исследованиях.
Задачей курса является приобретение не только конкретных знаний, но и исследовательских навыков, предполагающих самостоятельное:
· Составление программы социологического и маркетингового исследования
· Определение логики исследования (по всем позициям) в рамках методологического раздела программы исследования
· Определение стратегического (принципиального) плана исследования
· Формирование обследуемой совокупности
· Определение методов, техники и процедур исследования.
· Оформление документации в рамках организационного раздела программы исследования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Лекционный раздел | Количество часов (18 ч.) До/Зо | Семинарские (практические) занятия | Количество часов (18 ч.) До/Зо | Самостоятельная работа (14 ч. Д/о, 26 ч. З/о) |
Методология, методы, техника, процедуры социологического и маркетингового исследования | 2 часа | Отработка процедур составления программы социологического исследования | 4 часа | 2 ч. Д/о, 4 ч. З/о |
Виды социологического и маркетингового исследования | 2 часа | Отработка процедур составления программы маркетингового исследования | 4 часа | 2 ч. Д/о, 4 ч. З/о |
Составление программы социологического и маркетингового исследования | 2 часа | Выработка ориентации в возможностях применения выборочного метода в социологическом исследовании | 2 часа | 2 ч. Д/о, 4 ч. З/о |
Методологический раздел программы социологического и маркетингового исследования | 2 часа | Выработка ориентации в возможностях применения выборочного метода в маркетинговом исследовании | 2 часа | 2 ч. Д/о, 4 ч. З/о |
Принципиальный (стратегический) план исследования | 1 час | Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в социологическом исследовании | 3 часа | 3 ч. Д/о, 4 ч. З/о |
Обоснование системы выборки единиц наблюдения | 1 час | Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в маркетинговом исследовании | 3 часа | 3 ч. Д/о, 4 ч. З/о |
Качественные методы в социологических и маркетинговых исследованиях | 4 часа | |||
Количественные методы в социологических и маркетинговых исследованиях | 4 часа |
План лекционных занятий