Институт социальных коммуникаций

Институт социальных коммуникаций

Кафедра социологии коммуникаций

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ИЖЕВСК 2010

УДК 316.77

ББК 60.524.224.67

М 545

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ

Рецензенты: д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии коммуникаций ИСК УдГУ Б.А. Родионов; д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии культуры ФСФ УдГУ В.Л. Круткин

Составитель: к.соц.н., доцент Т.А. Пичугина

М 545

Методология и методика социологических и маркетинговых исследований: учебно-методическое пособие / Сост. Т.А. Пичугина. – Ижевск: ГОУ ВПО «Удмуртский университет», 2010. – 86 с.

Учебно-методическое пособие «Методология и методика социологических и маркетинговых исследований» рассчитано на студентов направления «Связи с общественностью и реклама». Пособие помогает студентам осмыслить и освоить практику проведения социологических и маркетинговых исследований. В пособии содержится краткое изложение лекционного курса, планы семинарских занятий, практические задания, предлагается список литературы и вопросы для самостоятельной повторения, а также даются методические указания для самостоятельной работы студентов.

Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов в области социальных наук, преподавателям, аспирантам и студентам.

УДК 316.77

ББК 60.524.224.67

© Пичугина Т.А., сост. 2010.

© ГОУ ВПО «Удмуртский университет», 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО 5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 9

ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 11

Тема 1. Методология, методы, техника, процедуры социологического и маркетингового исследования 11

Тема 2. Виды социологического и маркетингового

исследования 15

Тема 3. Составление программы социологического и маркетингового исследования 19

Тема 4. Методологический раздел программы

социологического и маркетингового исследования 21

Тема 5. Принципиальный (стратегический) план

исследования 28

Тема 6.Обоснование системы выборки единиц наблюдения 31

Тема 7.Качественные методы в социологических и маркетинговых исследованиях 38

Тема 8.Количественные методы в социологических и

маркетинговых исследованиях 43

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 56

Тема 1. Отработка процедур составления программы социологического исследования 56

Тема 2.Отработка процедур составления программы социологического исследования (продолжение) 57

Тема 3. Отработка процедур составления программы маркетингового исследования 59

Тема 4.Отработка процедур составления программы маркетингового исследования (продолжение) 61

Тема 5. Выработка ориентации в возможностях применения выборочного метода в социологическом исследовании 62

Тема 6.Выработка ориентации в возможностях применения выборочного метода в маркетинговом исследовании 64

Тема 7. Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в социологическом исследовании 65

Тема 8. Выработка ориентации в возможностях применения

метода фокус-групп в маркетинговом исследовании 67

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 69

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 70

7.1. Основная литература 70

7.2. Дополнительная литература 77

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ 83

8.1. Критерии оценки знаний 83

8.2. Вопросы к зачету 83

8.3. Тестовые задания 84

Вступительное слово

Данное методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта. Прикладная дисциплина, каковой является «Методология и методика социологических и маркетинговых исследований», ориентирована на социальную практику, разработку и решение проблем социального управления «здесь и сейчас».

Как прикладная дисциплина «Методология и методика социологических и маркетинговых исследований» помогает осмыслить и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает в себя как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социальные структуры и процессы.

Настоящее методическое пособие является попыткой откликнуться на новые акценты и запросы социологической и маркетинговой практики, вызванной появлением совершенно новой для российского общества сферы экономики – свободного предпринимательства, широким и повсеместным распространением маркетинговых технологий, быстрым и противоречивым ростом виртуальных коммуникаций во всех областях человеческой деятельности, доминированием СМК в формировании стандартов и образов повседневной социальной жизни и сознания людей.

Все эти новые процессы и явления, неумолимо и необратимо преобразующие нашу жизнь, требуют адекватного исследовательского инструментария, обновления всего арсенала социологических и маркетинговых методов и процедур на базе информационных технологий.

В методическом пособии предпринята попытка обобщения и представления инновационных практик социологических и маркетинговых исследований необходимых студентам для осуществления собственной исследовательской деятельности в рамках написания курсовых и дипломных работ; в рамках профессиональной деятельности, которая предполагает умение работать с социологической и маркетинговой информацией; в рамках управленческой деятельности, предусматривающей грамотное формулирование заказа на проведение социологические и маркетинговые исследования.

Предлагаемое методическое пособие – попытка помочь студентам в осмыслении практики проведения социологических и маркетинговых исследований, в усвоении инновационного опыта проведения социологических и маркетинговых исследований.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Освоив курс, студент должен иметь представления о том:

· Какова предметная сфера социологии и маркетинга

· Какие принципиальные различия в плане определения исследовательского пространства существуют в практике проведения социологических и маркетинговых исследований.

· Какова исследовательская логика социологического и маркетингового исследования.

· Какова методика и техника проведения эмпирических исследований в области социологии и маркетинга.

Каждый студент, освоивший курс «Методологии и методики социологических и маркетинговых исследований» должен самостоятельно ориентироваться в практике проведения социологических и маркетинговых исследований, уметь вести дискуссии по темам курса.

Специалист, обучающийся по направлению «Связи с общественностью и реклама», должен на практике применять полученные в ходе прослушивания курса знания.

Принципы построения курса

Курс «Методология и методика социологических маркетинговых исследований» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Данный курс адресован студентам третьего курса, обучающимся по направлению «Связи с общественностью и реклама».

Освоение курса «Методологии и методики социологических и маркетинговых исследований» позволит студентам более глубоко осмыслить повседневную социальную жизнь, социальную практику; освоить социологические и маркетинговые возможности их исследования.

Основная цель курса – сформировать у студентов способность к самостоятельной социологической и маркетинговой исследовательской деятельности.

Технология обучения ориентирована на переход от знания к умениям и навыкам применения этих знаний в практике проведения социологических и маркетинговых исследований. Контроль со стороны преподавателя осуществляется как оценка выступления студента на семинарском занятии по предложенным вопросам, через организацию публичного обсуждения вопросов в группе, через выполнение практических заданий.

Предусмотрены письменные работы для контроля знаний по отдельным темам, а также самостоятельные работы.

Знания, полученные студентами в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий, оцениваются по устным и письменным ответам на зачете.

Для успешного изучения курса студенту необходимы знания из области социологии, маркетинга, менеджмента.

Цели курса

После изучения теоретических разделов курса и проведения практических занятий в объеме рабочей программы студент должен:

· Иметь представления о практике организации и проведения социологических и маркетинговых исследований.

· Иметь представления о практике составления программы социологического и маркетингового исследования.

· Знать принципы формирования методологического, методического и организационного разделов программы исследования.

· Знать способы формирования обследуемой совокупности.

· Знать основное назначение и область применения количественных методов в социологических и маркетинговых исследованиях.

· Знать основное назначение и область применения качественных методов в социологических и маркетинговых исследованиях.

Задачей курса является приобретение не только конкретных знаний, но и исследовательских навыков, предполагающих самостоятельное:

· Составление программы социологического и маркетингового исследования

· Определение логики исследования (по всем позициям) в рамках методологического раздела программы исследования

· Определение стратегического (принципиального) плана исследования

· Формирование обследуемой совокупности

· Определение методов, техники и процедур исследования.

· Оформление документации в рамках организационного раздела программы исследования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Лекционный раздел Количество часов (18 ч.) До/Зо Семинарские (практические) занятия Количество часов (18 ч.) До/Зо Самостоятельная работа (14 ч. Д/о, 26 ч. З/о)
Методология, методы, техника, процедуры социологического и маркетингового исследования 2 часа Отработка процедур составления программы социологического исследования 4 часа 2 ч. Д/о, 4 ч. З/о
Виды социологического и маркетингового исследования 2 часа Отработка процедур составления программы маркетингового исследования 4 часа 2 ч. Д/о, 4 ч. З/о
Составление программы социологического и маркетингового исследования 2 часа Выработка ориентации в возможностях применения выборочного метода в социологическом исследовании 2 часа 2 ч. Д/о, 4 ч. З/о
Методологический раздел программы социологического и маркетингового исследования 2 часа Выработка ориентации в возможностях применения выборочного метода в маркетинговом исследовании 2 часа 2 ч. Д/о, 4 ч. З/о
Принципиальный (стратегический) план исследования 1 час Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в социологическом исследовании 3 часа 3 ч. Д/о, 4 ч. З/о
Обоснование системы выборки единиц наблюдения 1 час Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в маркетинговом исследовании 3 часа 3 ч. Д/о, 4 ч. З/о
Качественные методы в социологических и маркетинговых исследованиях 4 часа
Количественные методы в социологических и маркетинговых исследованиях 4 часа  

План лекционных занятий

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендации

При составлении программы социологического исследования рекомендуется рассмотрение содержания, назначения каждого элемента программы; установление связи между всеми элементами программы.

Список литературы

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. - М., 2003.

2. Бутенко И.А. Как провести прикладное исследование? - М., 1994

3. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М., 1998

4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для студентов гуманит. вузов и аспирантов. - М., 1995

5. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Мн., 2000

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М., 1988

7. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. - Екатеринбург, 2002

8. Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-на-Дону, 2001

9. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М., 2000

10. Основы прикладной социологии / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М., 1995

11. Практикум по социологии / Ред. И.М. Слепенков и др. - М.: Изд-во МГУ, 1992

12. Рабочая книга социолога. / Под общ. Ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 3-е изд. – М., 2003

13. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования: Учебно-методическое пособие. - М., 1987

14. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - Изд. Самарский университет, 1995

15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для студентов вузов. М., 1998

16. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. СПб., 2006

Вопросы для повторения

1. Определите основное назначение программы социологического исследования

2. Определите основные нормативные требования к программе социологического исследования

3. Определите типичные ошибки и трудности в разработке программы социологического исследования.

Рекомендации

При составлении программы социологического исследования рекомендуется рассмотрение содержания, назначения каждого элемента программы; установление связи между всеми элементами программы.

Список литературы

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. - М., 2003.

2. Бутенко И.А. Как провести прикладное исследование? - М., 1994

3. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М., 1998

4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для студентов гуманит. вузов и аспирантов. - М., 1995

5. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Мн., 2000

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М., 1988

7. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. - Екатеринбург, 2002

8. Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-на-Дону, 2001

9. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М., 2000

10. Основы прикладной социологии / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М., 1995

11. Практикум по социологии / Ред. И.М. Слепенков и др. - М.: Изд-во МГУ, 1992

12. Рабочая книга социолога. / Под общ. Ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 3-е изд. – М., 2003

13. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования: Учебно-методическое пособие. - М., 1987

14. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - Изд. Самарский университет, 1995

15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для студентов вузов. М., 1998

16. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. СПб., 2006

Вопросы для повторения

1. Определите этапы и процедуры разработки программы социологического исследования

2. Укажите назначение каждого этапа в разработке программы социологического исследования

3. Как соотносятся между собой различные процедуры и этапы? Что такое принцип итерации и как он реализуется в социологическом исследовании? Продемонстрируйте использование итерации на одном из структурных элементов программы.

Рекомендации

При составлении программы маркетингового исследования рекомендуется акцентировать внимание на этапах и процедурах разработки программы.

Список литературы

1. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб., 2004

2. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб., 1999

3. Алешина И. Поведение потребителей. – М., 1999

4. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. – СПб., 2005

5. Березин И.С. Практика исследования рынков. – М., 2003

6. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М., 2005

7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М., 2000

8. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. - М., 1998

9. Дихтль Е., Хершген Е. Практический маркетинг. – М., 1995

10. Ильин В. Поведение потребителей. - СПб., 2000

11. Роджерс Ф.Дж. IBM. Взгляд изнутри: человек – фирма – маркетинг. - М., 1990

12. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл З.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. - СПб., 1999

Вопросы для повторения

1. Почему маркетинговое исследование рассматривается как комплексное понятие?

2. Определите содержание и структуру маркетингового исследования

3. Определите направленность маркетинговых исследований.

Рекомендации

При составлении программы маркетингового исследования рекомендуется акцентировать внимание на этапах и процедурах разработки программы.

Список литературы

1. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб., 2004

2. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб., 1999

3. Алешина И. Поведение потребителей. – М., 1999

4. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. – СПб., 2005

5. Березин И.С. Практика исследования рынков. – М., 2003

6. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М., 2005

7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М., 2000

8. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. - М., 1998

9. Дихтль Е., Хершген Е. Практический маркетинг. – М., 1995

10. Ильин В. Поведение потребителей. - СПб., 2000

11. Роджерс Ф.Дж. IBM. Взгляд изнутри: человек – фирма – маркетинг. - М., 1990

12. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл З.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. - СПб., 1999

Вопросы для повторения

1. Определите содержание понятия «маркетинговое исследование»

2. Определите основные задачи маркетингового исследования

3. Каким образом могут быть использованы результаты маркетингового исследования в деятельности фирм (предприятий/организаций)?

Рекомендации

Отработку процедур составления программы выборочного метода осуществлять в соответствии с этапами исследовательской деятельности: подготовительным, оперативным и результирующим.

Список литературы

1. Божков О.Б. Эта неуловимая генеральная совокупность//Социологические исследования, 1987, № 3

2. Венецкий И.Г. Теоретические и практические основы выборочного метода. М., 1975

3. Давыдов А.А. Объем выборки//Социс. 1988. № 6. С. 83-89

4. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977

5. Дружинин Н.К. Выборочный метод и его применение в социально-экономических исследованиях. М., 1970

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998

7. Королев Ю.Г. Выборочный метод в социологии. М., 1975

8. Кокрен У. Методы выборочного обследования. М., 1976

9. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М., 2000

10. Практикум по социологии / Ред. И.М. Слепенков и др. - М.: Изд-во МГУ, 1992

11. Рабочая книга социолога. / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 3-е изд. – М., 2003

12. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984

13. Территориальная выборка в социологических исследованиях. М., 1980

14. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социального исследования. Киев, 1986

15. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. Изд. Самарский университет, 1995

Вопросы для повторения

1. Определите основные способы формирования обследуемой совокупности

2. Определите основные методы вероятностного отбора

3. Определите основные не строго случайные методы отбора.

Рекомендации

Отработку процедур составления программы выборочного метода осуществлять в соответствии с этапами исследовательской деятельности: подготовительным, оперативным и результирующим.

Список литературы

1. Березин И.С. Практика исследования рынков. – М., 2003

2. Венецкий И.Г. Теоретические и практические основы выборочного метода. М., 1975

3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2000

4. Давыдов А.А. Объем выборки//Социс. 1988. № 6. С. 83-89

5. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977

6. Дружинин Н.К. Выборочный метод и его применение в социально-экономических исследованиях. М., 1970

7. Дружинин Н.К. Математическая статистика в экономике. М., 1971

8. Кокрен У. Методы выборочного обследования. М., 1976

9. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М., 1996

10. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социального исследования. Киев, 1986

Вопросы для повторения

1. Определите основное назначение выборочного метода

2. Определите область применения выборочного метода

3. Определите содержание понятий: генеральная совокупность, выборочная совокупность, основа выборки

4. Какие виды выборки являются репрезентативными/не репрезентативными? Почему?

Рекомендации

При проведении фокус-группы соблюдать все необходимые процедуры. Модератора и ассистента модератора выбирать из числа студентов группы.

Список литературы

1. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2001

3. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие. – 2-е изд. - М, 2002

5. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учеб. для вузов. – М., 2004

6. Крюгер В. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладного исследования. - М., 1995

7. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003

8. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М., 2000

9. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. 1993, № 8

10. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью//Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского. - М., 1991

11. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Маслова. В 2 кн. – М., 1990

12. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4М. 1995. № 5-6

13. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учебн. пособие. - М., 1998

14. Социология. Словарь-справочник. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Отв. ред Г.В. Осипов. - М., 1991. Т. 4

15. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - Изд. Самарский университет, 1995

Вопросы для повторения

1. Укажите принципиальные отличия количественных и качественных методов сбора первичной информации

2. Определите виды качественных исследований

3. Определите виды количественных исследований

Рекомендации

При проведении фокус-группы соблюдать все необходимые процедуры. Модератора и ассистента модератора выбирать из числа студентов группы.

Список литературы

1. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. – СПб., 2005

2. Березин И.С. Практика исследования рынков. – М., 2003

3. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М., 2005

4. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001

5. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2001

6. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998

7. Крюгер В. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладного исследования. - М., 1995

8. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003

9. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью//Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского. - М., 1991

Вопросы для повторения

1. Какие виды выборки могут быть использованы в ходе формирования фокус-групп?

2. Почему результаты качественных исследований не подвергаются статистической обработке?

3. Почему стиль исследования с помощью качественных методов называют мягким, теплым, а стиль исследования с помощью количественных методов – жестким, холодным?

6. Методические указания для самостоятельной работы

В содержании курса есть темы, нуждающиеся в дополнительной самостоятельной работе студентов.

Цель самостоятельной работы – овладение навыками самостоятельной познавательной деятельности, освоение методов работы социологов и маркетологов, отработка профессиональных приемов, навыков, умений.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в органической связи и преемственности с другими видами обучения. Студенты не только осваивают предметно-понятийное содержание учебного курса, но и используют фактические данные, анализируют ведущие социальные проблемы, указывают возможные пути их разрешения.

На основе конкретизации изучаемых проблем студенты апробируют, уточняют свои представления о характере и содержании проблем, формируют позиции, личностные ориентации.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является подготовка к семинарским занятиям. Подготовка должна включать следующие моменты:

1. Знакомство с источниками из списка основной литературы

2. Знакомство с источниками из списка дополнительной литературы

3. Чтение конспектов лекций

4. Выяснение содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для темы.

При подготовке к семинару следует вести тетрадь, в которой должны быть необходимые выписки из литературы, неясные вопросы, проблемы для обсуждения на семинаре.

Другим видом самостоятельной работы является подготовка к контрольным работам. Подобная форма предпочтительнее для заочной формы обучения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. - М., 2003.

2. Анурин В.Ф. Динамическая социология. - М., 2003

3. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб., 2004

4. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982

5. Арман Д. А. Маркетинг. - М., 1993

6. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб., 1999

7. Асеева Е.Н., Асеев П.В. Рекламная кампания. - М., 1997

8. Алешина И. Поведение потребителей. – М., 1999

9. Большой толковый социологический словарь. Т 1, 2.: Пер с англ. - М., 2001

10. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. – М., 1989

11. Бутенко И.А. Как провести прикладное исследование? - М., 1994

12. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М., 1998

13. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для студентов гуманит. вузов и аспирантов. - М., 1995

14. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. – М., 1999

15. Бутенко И.А. Какого обращения заслуживают социологические данные // Социологические исследования. 2002, № 1. С. 122-130

16. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии / Отв. ред. Г.В. Осипов – М., 1986

17. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие: пер. с англ. – М., 1996

18. Бове К. Л., Аренс У. Ф. Современная реклама. - М., 1995

19. Батра Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент. - М.- СПб., 1999

20. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. – М., 2001

21. Березин И.С. Практика исследования рынков. – М., 2003

22. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М., 2005

23. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. – СПб., 2005

24. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001

25. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2001

26. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Мн., 2000

27. Викентьев И. Приемы рекламы и Public Relations. – М., 1995

28. Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. - М., 1996

29. Голядкин Н. Творческая телереклама. - М., 1998

30. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена. - Новосибирск, 1991

31. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М., 1999

32. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М., 1995

33. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М., 2000

34. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М., 1988

35. Дейян А. Реклама. - М., 1993

36. Дейян А., Троадек А., Троадек Л. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. - М., 1994

37. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998

38. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. – СПб., 1999

39. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1996

40. Друкер П. Рынок. Как выйти в лидеры. Практика и принципы. - Book Chamber International, 1992

41. Друкер П. Управление, нацеленное на результат. – М., 1992

42. Дымшиц М.Н. Манипулирование покупателем. – М., 2004

43. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. - М., 1998

44. Дихтль Е., Хершген Е. Практический маркетинг. – М., 1995

45. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. – СПб., 2004

46. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие. – 2-е изд. - М, 2002

47. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учеб. для вузов. – М., 2004

48. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социологические исследования. 1990. № 12

49. Евстафьев В., Яссонов В. Введение в медиапланирование. - М., 1998

50. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. - Екатеринбург, 2002

51. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. - М., 1992

52. Забродин В.Ю. Социологический консалтинг: Учеб. пособие. – СПб., 1999

53. Зимен С., Бротт А. Бархатная революция в рекламе. – М., 2003

54. Имери В. Как сделать бизнес в Интернете. – Киев, 1998

55. Ильин В. Поведение потребителей. - СПб., 2000

56. Куркин В.В. Контент-анализ художественных текстов // Социологические исследования. 1991. № 6

57. Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-на-Дону, 2001

58. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М., 1996

59. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых исследованиях. Методология двойной рефлексивности. – М., 1999

60. Кернс Д. Т., Недлер Д. А. Пророки во тьме. - СПб., 1996

61. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1996

62. Кромптон А. Мастерская рекламного теста. - М.: Довгань, 1995

63. Крэнделл Р. 1001 способ успешного маркетинга. - М., 2000

64. Крылов И.В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций: Учебное пособие. – М., 1998

65. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М., 1996

66. Картер Г. Эффективная реклама. - М., 1991

67. Крюгер В. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладного исследования. - М., 1995

68. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003

69. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М., 2000

70. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. - М., 2004

71. Кармазина Т. Социологические аспекты // Реклама, 1991, № 6

72. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. – М., 1995

73. Кохтев Н. Реклама: искусство слова. – М., 1997

74. Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн в стиле кейс-стади. – М., 2003

75. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб., 1996

76. Котлер Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей / Пер. с англ. Под ред. Т.Р. Тэор. – СПб., 2004

77. Линдстром М. Детский брендинг / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб., 2004

78. Лейн Р., Рассел Т. Реклама. – СПб., 2003

79. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. – М., 1995

80. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - СПб., 1996

81. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. 1993, № 8

82. Лютинский Я. Вопросы как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. 1990. № 1

83. Лазарсфельд П. Измерение в социологии // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы: пер. с англ. – М., 1972

84. Логика социологического исследования: отв. ред. Г.В. Осипов. – М., 1987

85. Маслова О.М., Мосичев А.В. Ситуация интервью. Методические проблемы и опыт описательного исследования//Социологические очерки. Ежегодник. Институт молодежи. Высшие социологические курсы. - М., 1992. Вып. 2

86. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью//Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского. - М., 1991

87. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. М., 1990 (Кн. 1. Социологический опрос. Кн. 2.: Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент).

88. Маркетинг/Под ред. Уткина Э.А. – М., 2001

89. Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. – СПб., 1998

90. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Маслова. В 2 кн. – М., 1990

91. Морено Я. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе: Пер. с англ. – М., 2004

92. Музыкант В.Л. Формирование брэнда средствами PR и рекламы. Учебное пособие. - М., 2004

93. Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии. - М., 2001

94. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. I. - М., 1998

95. Морозова И.Г. Рекламный креатив: В поисках ненавязчивой идеи. – М., 2003

96. Морозова И.Г. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. – М., 2002

97. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты. – СПб., 2001

98. Мак-Куэрри Э.Ф. Методы маркетингового исследования. – СПб., 2005

99. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. М., 1999

100. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии: пер. с нем. - М., 1998

101. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 117-125

102. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 122-134

103. Новиков С. Потребительский рынок России: стратегия и тактика маркетинга для завоевания рынка // Рекламный мир. – 1997, № 11

104. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. – М., 1999

105. Начала практической социологии: пер. с фр. / Р. Ленуар, Д. Мерлье, Л.

Наши рекомендации