Принципы социологического анализа социальной жизни.

1В этой теме нами продолжается характеристика социальной жизни, излагаются дополнительные сведения о ней; в теме говориться об основных особенностях теоретического и эмпирического социологического знания. Она даёт представление о специфике социальной жизни, о месте и роли её в обществе.

Социальная жизнь людей возникла до того, как сложилось общество, которое наряду с ней образуют ещё их экономическая, политическая и духовно-идеологическая жизнь. Эти формы жизни возникли на почве социальной жизни как её продолжение и ради её обслуживания. Появление их стало результатом сознательных действий людей, вызванных во многом не отвечающими природе социальной жизни причинами. Со временем, уже в рамках общества, социальная жизнь претерпела значительные изменения и прошла все характеризующие его развитие исторические этапы. Но и сегодня, несмотря на чрезвычайно возросшее влияние социетальных форм жизни, она остаётся для общества основной.

Социальная жизнь этимологически связана с понятием социальности, которое указывает на совместность жизни людей. Однако так люди ведут и свою экономическую, политическую, идеологическую жизнь, участвуют во всех формах общественной жизни. Поэтому указания на совместность для характеристики специфики социальной жизни недостаточно. Последняя имеет и другие качественные особенности.

Социальная жизнь – субстантивна, она отвечает родовой природе и сути человека. Особенность её в том, что она является для людей необходимой, без осуществления ими её утрачивается то, в чём заключается их человеческое существование. Когда разумеется бытие людей под ним прежде всего имеется в виду их социальная жизнь. Она чаще всего осуществляется людьми как то, что и составляет их жизнь, а социетальные формы жизни – как её необходимое дополнение. Социальная жизнь имеет для людей значение сама по себе – она важна для них не тем, что они посредством её получают, а тем, чем сама обогащает их. В этом заключается её самоценность. Отличие социальной жизни состоит в высокой степени солидарном её осуществлении людьми, в ней нет между ними той разобщенности, которая присуща их экономической, идеологической, политической жизни.

Социальная жизнь существует преимущественно как общая для всех людей, социетальные формы жизни – как разделённые. Это объясняется тем, что участие людей в каждой из социетальных форм жизни связано с разными их, часто классовыми, интересами. Но они фактически едины в стремлении реализовать себя как все в социальной жизни: обзавестись семьёй, преуспеть на трудовом поприще, сохранить свою национальную самобытность и т.д. В этом кроется значение и необходимость для них семейной и этнической, трудовой и гендерной, поселенческой и бытодосуговой жизни. Более того, нарушение каждой из них угрожает гомеостазу – равновесному, устойчивому существованию людей в обществе. Социальная жизнь всеохватна – она распространяется и на работу людей, и на их быт и досуг. К тому же люди осуществляют её постоянно, тогда как экономическую, политическую, идеологическую только определённое время. Жизнь людей непрерывна, постоянно нуждается в проявлениях их социальных особенностей, а в социетальных – лишь периодически. Представляется важным отметить и такую особенность социальной жизни, как её тесную связь с биологической и физиологической природой людей. Человек прежде всего биосоциальное, а не биосоциетальное существо. Отсюда и первейшие его потребности – это потребности в общении с другими людьми, в заботе о них и их о нём, в совместном осуществлении большинства социальных занятий и др.

Особенность социальной жизни в отличие от других форм жизни в том, что к ней люди приобщаются во многом естественным образом, как бы само собой, а к социетальным обязательно посредством специального обучения.

Во всём этом раскрывается специфика социальной жизни.

Вместе с тем, необходимо помнить, что современная социальная жизнь при всей её важности является лишь частью жизни общества и испытывает с его стороны сильное влияние. Вследствие этого нет разновидностей социальной жизни в первозданном их виде. Все они существуют, испытывая большое влияние экономической, политической, идеологической форм жизни.

2. Углублённому изучению социальной жизни способствует её системный анализ. Он заключается в рассмотрении социальной жизни в трех плоскостях: элементной, функциональной и исторической. Анализ направлен на выяснение того, из каких основных частей состоит социальная жизнь, какие они выполняют функции в отношении других частей и социальной жизни в целом и какие этапы, стадии социальная жизнь проходит в своей исторической эволюции. Особенность системного анализа социальной жизни состоит также в том, что он включает в себя рассмотрение ее как социального, входящего в общество и экосоциального образования. Возникает вопрос, что считать элементами социальной системы?

В качестве них называют социальные действия, социальные статусы и роли личности. Мы полагаем, что первокирпичиками системы социальной жизни являются общности всех разновидностей этой жизни. Они изначальные в истории человечества, отвечают родовой природе человека. Это, прежде всего общности гендерной, этнической, семейной, поселенческой разновидностей социальной жизни, обладающие в наибольшей степени естественными свойствами. Общности трудовой, бытовой, досуговой разновидностей социальной жизни имеют искусственное происхождение, опираются на развитые физические и интеллектуальные способности людей. Следует подчеркнуть, что без указанных разновидностей социальной жизни человечество утрачивает свою качественную особенность. Поэтому все они являются необходимыми. Вместе с тем, состав их свидетельствует о достаточности их для жизни людей в обществе, поскольку позволяет им, участвуя в них, удовлетворять все обусловленные их природой потребности и тем самым полноценно реализовывать себя.

Модификациями общностей являются социумы и социальные группы. И те и другие обладают чертами социальных общностей. Только в первом случае признаки их обобщены, синтезированы, а во втором – индивидуализированы, конкретизированы. Отдельные люди в социологии рассматриваются как представители общностей, обладающие их особенностями, и называются личностями.

Общности разновидностей социальной жизни подразделяются на деятельностные (проявляющиеся в деятельности людей – трудовой, бытовой, досуговой) и на интеракционные, характеризующиеся взаимодействиями между людьми – гендерными, этническими, семейными, поселенческими. Общности трудовой жизни играют среди них центральную роль. Это обусловлено их непосредственной связью с материальным производством, имеющим первостепенное значение для социальной и всей жизни общества.

Разновидности социальной жизни, их общности исторически изменчивы. Например, известны такие сменяющие друг друга общности этнической жизни как род, племя, народность, нация.

Общности разновидностей социальной жизни взаимосвязаны, взаимовлияют, и тем самым оказывают друг на друга воздействие. По этой причине не существует их в чистом виде, обладающих чертами только одной из разновидностей. Это приводит к тому, что каждая из общностей характеризуется признаками всех других. Скажем, жизнь семьи зависит и от того, в городе она живет или в селе, какие профессии, национальности у супругов, молодые они или пожилые, то есть от всех ее социальных особенностей. В конкретных условиях влияние отдельных разновидностей социальной жизни может быть преобладающим. В выявлении в той или иной разновидности социальной жизни присутствия (признаков) других ее разновидностей, степени их воздействия на нее состоит один из важных аспектов социологического анализа.

Рассмотренные общности представляют собой ядро социальной системы, её первый уровень.

Взаимодействия общностей с социетальными образованиями составляют второй – общественный уровень социальной системы. Экономическая, политическая, идеологическая формы жизни общества осуществляются соответственно посредством взаимодействия людей по поводу собственности, власти и идей (знаний). Каждая из них является общей, распространяющейся на все разновидности и общности социальной жизни. Поэтому они существуют как социально-экономические (-политические, -идеологические) формы жизни. Обращение людей, ведущих социальную жизнь, к социетальным формам её обусловлено тем, что им часто для своего существования в обществе не хватает их, возникает потребность в экономической политической, идеологической жизни.

Социология не занимается специальным рассмотрением социетальных форм жизни, характеризующих их процессов. Это является прерогативой экономической науки, политологии, науковедения, искусствоведения, религиоведения и др. Она же имеет дело с социетальными формами жизни лишь в связи с наличием в них социального аспекта.

Социальная жизнь проявляется также во взаимодействиях социальных образований с окружающими их средами – природной, вещной и духовной или какими-то их частями (фрагментами), в процессе которых обеспечивается биологическое существование людей, удовлетворяются их витальные (жизненные) потребности. Это третий – экосоциальный уровень рассматриваемой системы.

Природа – это лито, гидро и атмосфера, флора и фауна Земли. Вещи – все многообразие материальных ценностей, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей и поэтому имеющих разное функциональное назначение. Это здания, транспортные средства, мебель, одежда, посуда. В составе их особое место занимают орудия труда, технические устройства, посредством которых создаются материальные ценности. Духовныеценности – результаты научной, художественной, религиозной деятельности, существующие в опредмеченном виде как книги, ноты, картины, фоно и видеозаписи.

Каждая среда выполняет определенные функции. Природа является естественной первоосновой и постоянным первичным условием социальной жизни. Вещи, которыми люди не только пользуются, но и владеют, оказывают решающее влияние на характер их взаимоотношений. Доминирование частной собственности на вещи ведет к «овеществлению» отношений между людьми. Духовные ценности выполняют просветительскую, социализаторскую, регулятивную и другие функции в жизни социальных общностей.

Под влиянием трех сред обитания и во временных рамках их исторического действия сложились и существуют разные формационные и цивилизационные типы общества. Первые характеризуются главным образом особенностями способа производства, вторые к тому же – особенностями социальной и духовной жизни.

И общественный, и экосоциальный уровни социальной системы имеют в ней свое специфическое назначение. Первый играет роль в придании социальной жизни той или иной общественной формы, опосредует воздействие на нее окружающей природной, вещной и духовной среды. Эту функцию социетальные формы жизни выполняют и при воздействии людей на окружающую среду в процессе их многовидовой деятельности.

Экосоциальный уровень выступает в качестве фактора, детерминирующего историческую эволюцию социальной жизни. Содержание, характер, темп изменений социальных и социетальных форм жизни общества зависит от доминирующего воздействия на них природной или искусственной (вещной и духовной) среды. С поочередным преобладающим влиянием этих трех сред на социальную жизнь связано выделение основных этапов (эпох) в ее истории. Десятки тысяч лет жизнь народов была обусловлена воздействием на них природы – почвенными, гидрографическими, климатическими, сырьевыми и другими условиями их проживания. Жизнь людей была предельно натурализованной, подвластной силам природы.

Ее сменила вещная среда, определяющая и ныне особенности исторического процесса, проявляющегося в господстве в обществе экономических отношений между людьми. Последние являются следствием разной собственности людей на вещи и приводят к реификации – овеществлению всех человеческих отношений, в том числе социальных, к отношениям людей друг к другу как к вещам.

На рубеже третьего тысячелетия индустриально-развитые страны стали переходить в постиндустриальное и информационное общество, характерные особенности которого определяются радикальными изменениями в духовной среде, в частности в возрастании роли такого ее компонента как наука. С ней связано создание наукоемких технологий, электронизация всей жизнедеятельности людей. Сциентизация всех форм жизни является отличительной чертой наступающей эры человеческой истории.

Социальная жизнь, взятая в целом, с учетом 3-х уровней ее системного строения, способна к телеономическому – целеполагаемому, адаптивно-адаптирующему, связанному как с приспособлением, так и с преобразованием окружающей среды и к коэволюционному, совместному со средой обитания саморазвитию.

3 Социальную жизнь людей, проходящую во взаимодействии с окружающей средой, следует рассматривать как экологическую сторону их бытия, в рамках социальной экологии, которая является одной из отраслей социологической науки. Экология – это наука о таких взаимодействиях людей с окружающим миром, прежде всего с природным, от которых зависит их существование как биологических существ. Человек – биосоциальное, природосоциальное существо. У него биологические свойства составляют фундамент, на котором возникает и развивается прежде всего его социальная жизнь и уже на её почве все социетальные формы жизни. Экологический аспект социальной жизни заключается в обеспечении гомеостаза – устойчивости физического состояния человека. От благополучного состояния его природных свойств зависит активность его социальной жизни, участие в трудовой, бытовой, семейной и других её разновидностях. Особенность экологической стороны социальной жизни людей состоит в том, что она относится к повседневно осуществляемым ими действиям, поступкам, которые составляют основу человеческого бытия.

Если общая экология акцент делает на изучение состояния окружающей среды, иначе говоря, условий, в которых осуществляется жизнедеятельность людей, то социальная экология первостепенное внимание уделяет исследованию особенностей взаимодействия с окружающей средой групп, имеющих разное социальное положение в обществе, на выяснение роли социальных интеракций по поводу экологических проблем. В наибольшей мере решению задач социальной экологии отвечает социология.

Итак, социальная экология выясняет особенности и степень активности разных социальных субъектов во взаимодействиях их с естественной, искусственной и т.н. социальной средами с целью обеспечения своего биологического существования.

Подчеркнём сразу, что мы рассматриваем экологический аспект социальной жизни людей, который у других форм их жизни имеет иное содержание. Конечно, вследствие того, что социальная жизнь является частью общества, полноценное её постижение возможно только в рамках последнего, принимая во внимание его типологические (формационные и цивилизационные) особенности. И социальная экология это учитывает. К тому же, науки об экономической, политической и духовной жизни общества большое внимание уделяют осуществлению соответствующих им мер по решению экологических проблем социальной жизни.

Первостепенное внимание социальная экология уделяет выяснению особенностей экологического взаимодействия людей, ведущих социальную жизнь, и экологии социальной жизни того или иного социального субъекта, зависящей как от него самого, от его экологического состояния, так и от внешнего экологического воздействия на него окружающей среды. Здесь важно пояснить следующее: три основных среды социальных субъектов – природная, искусственная (всевозможные материальные и духовные блага) и социальная, в которых они живут; взаимодействия субъектов со средами могут иметь для них как позитивные, так и негативные последствия (скажем, способствовать устойчивости биологического состояния людей или наносить ему вред); в результате экологического взаимодействия людей с естественной и искусственной средой изменяются их материальные характеристики (природная и вещественная).

В центре социальной экологии находится экологическая сторона социальной жизни субъектов, те связи их, которые являются экологическими. В связи с этим надо сказать, что социальная экология изучает не только социоприродные связи, но и те, что существуют у субъекта с искусственной и социальной средой и имеют для него экологическое значение, т.е. касаются всего того, от чего зависит физико-биологическое его состояние. Оно зависит от влияния разных факторов – от материального благополучия людей до хорошего или плохого их самочувствия, от использования людьми экологически чистых вещей, до здорового их образа жизни. В немалой мере экологическое взаимодействие людей с окружающей средой зависит от их социальных особенностей (гендерных, этнических, профессиональных) и статусных различий. Во многом они обуславливают позитивное или негативное его значение. Выявление их является важной задачей социальной экологии.

Общо выражаясь, экологическое взаимодействие людей со средами предполагает, что последние не будут загрязняться, что не будет наноситься ущерб атмосфере, почве, водам, не будут создаваться экологически вредные машины, вещи. Всё это является последствием нарушения правил природопользования, изготовлением экологически дефектной техники и технологии, всяких вещей. Ухудшение состояния природной и искусственной среды оборачивается негативными последствиями для самих людей, влияет на их здоровье. «Загрязнение» природной и социальной сред является следствием антиэкологического поведения людей в обществе. Это выражается главным образом в воздействии на сознание, в изменении экологического мышления людей, которым обусловлен характер их взаимодействий со средой.

Не менее актуально экологическое состояние социальной жизни субъекта. Во многом оно является следствием того позитивного или негативного воздействия, которое оказывают на него окружающие среды, особенно природная и искусственна. От него зависит здоровье человека. Словом, речь идёт о таких зависимостях социальных субъектов от предметов и явлений искусственной и социальной среды, которые определяют их экологическое состояние. Но экологическое состояние социальной жизни людей зависит и от них самих, от их информированности о правилах взаимодействия с природной и искусственной средой, от знания нормативов их загрязнения, от общей экологической осмысленности социальной жизни. Негативное экологическое воздействие со стороны природы является следствием не только её испорченности людьми, но и естественно происходящих в ней изменений.

4 Системное строение имеют все социальные общности. Каждая из них – это объединение людей, ведущих преимущественно одну из разновидностей социальной жизни. Общность образуют:

1. Субъекты социальной активности – люди, имеющие этнические, семейные, профессионально-трудовые, гендерные и другие интересы,взгляды,ценности;

2. Социальные отношения индивидов друг к другу и к объектам их деятельности;

3. Социальные связи – разные контакты людей, образующих общность, с действительностью;

a. Деятельность людей; Два основных вида

b. Взаимоотношениямежду людьми; социальной активности

c. Культура – совершенный способ осуществления людьми, составляющими общность, разных видов социальных действий;

4. Объектвоздействия людей;

5. Результаты материальной и духовной деятельности;

6. Окружение общностей – природная, искусственная (вещная и духовная) и социетальнаясреды, которые выступают в качестве условий их социальной активности, а также объектов их деятельности или субъектов взаимодействия (последнее относится только к социетальной среде).

В социальной жизни, как и в других формах жизни общества, люди проявляют себя трояко: участвуют в 1) предметнойдеятельности, 2) социальной деятельности и3) во взаимоотношениях друг с другом. Первая представляет собой разнообразные действия людей в отношении природы и созданных ими вещей с целью удовлетворения различных своих материальных и духовных потребностей. Вторая – действия одних людей в отношении других с целью изменения их сознания (например, речь оратора). Часто их называют социальными взаимодействиями или интеракциями. Особенность социологии в том, что её интересует в деятельности только то, кто и как ею занимается, какие социальные свойства, черты действующих субъектов в ней проявляются. Саму деятельность людей социология не исследует. Содержание всякой материальной и духовной деятельности (что она собой представляет, чем отличается от другой деятельности) изучают те или иные технологические науки. Третьи – это взаимосвязи, контакты людей вследствие их обоюдной зависимости или нужды друг в друге.

Деятельность субъектно-объектна, это то, на чтоS→O или на когоS→S`(O) направлена деятельность. В первом случае она предметная, во втором – социальная. В деятельности активен субъект и пассивен объект. Социальные взаимоотношения субъектно-субъектныS↔S’. В них каждая сторона активна, осуществляет контакты, реализует в них свои социальные интересы. Социальные взаимоотношения не только одна их двух основных форм активности людей, но и обязательная сторона, составляющая всякой их деятельности. Последняя существует только в единстве с ними.

Жизнь общностей зависит от активности входящих в них людей. Что же движет ими, заставляет их совершать действия в отношении разного рода предметов и других людей, вступать с ними во взаимодействия и взаимоотношения? Главной побудительной силой является их нужда, их потребности в чем-то. Среди них выделяют социальные. Однако единого понимания последних нет. Так, для А. Маслоу – это потребности в принадлежности к коллективу, в привязанности к другим людям, в общении с ними, заботе о них, во внимании к себе.

Потребности, осознанные индивидами и группами, становятся их социальными интересами. В последних всегда выражается стремление разных общностей и отдельных людей к воспроизводству себя, к сохранению или изменению своего социального положения. Социальные интересы являются главной движущей силой, импульсом социальных действий всех социальных субъектов. Социальные интересы являются той силой, которая объединяет людей в общности и группы. Однако участие их и в социетальных формах жизни предполагает существование у них также экономических, политических, идеологических интересов, точнее их синтезацию – наличие социально-экономических (-политических, -идеологических) интересов. Например, на отношение людей к работе оказывают влияние как их социальные, так и социетальные, интересы. Какие из них возьмут «верх», будет зависеть от конкретных обстоятельств, от приоритетности для личности (группы) тех или других проблем.

Наличие у социальных субъектов интересов указывает лишь на потенциальные способности их к социальным действиям. Начало практической реализации субъектом своих интересов выражается в его отношениях к другим субъектам и объектам своих действий. Отношения служат основаниями для завязывания субъектами социальных связей, т.е. вступления их в различные контакты с определенными субъектами или предметами окружающей среды. Последние являются объектами социальной деятельности. Социальные связи возникают и в результате выполнения субъектами каких-то ролей, обязанностей, возложенных на них социальных функций.

Все социальные действия характеризуются определённым способом их выполнения. Он указывает на то как действуют люди (социальные группы) в отличие от того что представляют собой их социальные действия, каково их содержание. Образцовый способ деятельности и взаимоотношений людей является их культурой.

Важнейшее свойство субъекта – его сознание, главным компонентом которого являются интересы Интересы субъекта выражаются, конкретизируются в его социальных отношениях к другим субъектам и объектам – предметам окружающего мира Следствием отношений субъекта становятся его определенные социальные связи(контакты) с другими субъектами и объектами Результатом связей являются социальные действиясубъекта, их искусное исполнение – культура

5 Мы рассматривали социальную жизнь главным образом в неизменном состоянии, в статике, но она живет (на это указывает ее название), изменяется, развивается. Подвижность, динамичность ее выражается всоциальных процессах. Они представляют собой смену состояний социальной жизни. Существует множество социальных процессов. Их классификация строится на разных основаниях, в частности, с учетом участия разных субъектов. В соответствии с ней выделяются социальные процессы на микро уровне – как межличностные взаимодействия, на мезо уровне – как взаимоотношения общностей всех разновидностей социальной жизни, на макро уровне – как взаимосвязи социумов. Причем взаимозависимости каждого предыдущего уровня входят в состав последующих уровней.

Особенностью личностного социального процесса является то, что он осуществляется отдельными людьми, причём действия индивидов наблюдаемы и фиксируемы, и тем самым дают возможность судить о том, какие цели ими преследуются. Отличительная черта процесса, в котором участвуют социумы, состоит в том, что он осуществляется множеством людей и состоит из столкновений и сочетаний их действий, тем самым даёт возможность судить только о тенденции социальных изменений.

Существуют и другие классификации социальных процессов. Отметим среди них процессы: интеграции (объединения, сближения) и дезинтеграции;адаптации (приспособления) и дезадаптации;сотрудничества и конфликтования, а также, трансформации – перехода от одного состояния социальной жизни к другому, модернизации (обновления, осовременивания).

Социальные процессы могут быть интрасоциальными и интерсоциальными, то есть происходящими внутри социальных образований и между ними (например, этнические, семейные и межэтнические, межсемейные).

Социальная жизнь эволюционирует, находится в процессе закономерного изменения. Она имеет свою историю, которая является срезом общественной истории. Это обусловлено ее единством с обществом. Поэтому о пройденных социальной жизнью стадиях истории свидетельствуют этапы формационного и цивилизационного развития человечества. Важной особенностью единого исторического процесса является его направленность, указывающая на прогрессивность изменений в содержании социальной жизни, и на то, что люди, сами делая свою историю, не могут поступать по прихоти своих интересов и вынуждены считаться с действиями природных и социальных сил, то есть с детерминирующим воздействием на них социетальных факторов и окружающей среды. Вместе с тем, нельзя не учитывать того, что история осуществляется социальными силами, добивающимися разных целей. Это не может не сказываться на ее направленности, которая подвергается воздействию (порой очень сильному) субъективных факторов – особенно в рамках относительно краткосрочных периодов.

Важной стороной исторического среза социальной жизни является выяснение перспектив её изменения. В различных социологических теориях прогнозируются три основных варианта: финалистский (неотвратимость конца общественного и социального развития), пессимистический (неопределенность дальнейшего их изменения), оптимистический (неизбежность поступательного движения истории). Для обоснования прогнозов используются естественнонаучные, экологические и гуманистические основания исторического процесса. Большое место в прогнозной аргументации занимает рассмотрение складывающегося в мире постиндустриального и информационного общества.

Особый интерес для предвидения будущего имеет созданная отечественными учёными на основе учения В.И. Вернадского о превращении биосферы земли в ноосферу и социально-экономической доктрины К.Маркса теория глобалистского общества. Достоинством теории ноосферной цивилизации является то, что она учитывает выявленные в последнее время пределы антропогенной нагрузки на биосферу, связанные с экологическим кризисом индустриального роста, использованием невозобновляемых ресурсов. Глобалистское общество опирается на такие фундаментальные принципы его развития как: концепция устойчивого развития, индекс развития человеческого потенциала (ожидаемая продолжительность жизни, достигнутый уровень образования, душевой доход населения), учение о ноосфере (сфере процветающего разума и духа), экологический социализм (общество, взаимодействующее с природой в интересах всего населения).

6Научное познание имеет две основных ветви. Первая связана с изучением естественного (природного), а вторая – искусственного мира (общества, созданных людьми вещей, человека). Социальная жизнь относится ко второму миру, познанием которого занимаются социально-гуманитарные науки. Главная особенность последних в том, что посредством их исследуются единичные, индивидуальные объекты, явления, интересные своей уникальностью, тогда как, с помощью естественных – общие, при определённых условиях повторяющиеся, регулярно воспроизводимые. Для этого используются разные методы познания, в первом случае – идеографический, во втором – номотетический. Несмотря на то, что социология относится к социально-гуманитарным наукам, особенность её в номологичности – в стремлении к открытию законов, т.е. к выяснению необходимых, существенных, повторяющихся, устойчивых связей между людьми в социальной жизни. Это даёт основание считать, что среди единичных и индивидуальных социальных объектов, явлений, ценностных ориентаций людей, их взаимоотношений отбираются наиболее характерные, типичные и обязательно репрезентативные – отвечающие характеристикам изучаемой совокупности людей, т.е. отличающиеся той общностью признаков, которая даёт основание для построения законов. При изучении социальной жизни используется номотетический метод её познания, тот же, что применяется при изучении природных процессов, явлений.

Конечно, между естественными и социальными науками есть различия: первые выясняют то, как происходят процессы, явления, вторые – и то, как они должны происходить. Это обусловлено различием объектов познания указанных наук. Одни изучают стихийно, слепо происходящие природные процессы, другие – исследуют осуществляемые человеком действия. Особенность последних в их целеполагаемости и осмысленности. Это свидетельствует об известной свободе его воли, о возможности им выбора своих действий, тогда как природа не обладает этим. Тем самым, необходимость природных явлений, процессов и человеческих действий принципиально разная. Выражением первой являются онтологические, динамические законы, определяющие однозначные причинно-следственные существующие связи в естественном мире, обусловленность одних явлений и процессов другими, выражением второй – деонтологические, стохастические (вероятностные) закономерности, определяющие лишь тенденции социальных процессов, должные и эвентуальные – возможные только при определённых обстоятельствах связи. При этом степень определённости социальных процессов понижается по мере снижения уровня их обобщённости. Наиболее непредсказуемыми являются действия и взаимодействия отдельных людей, малых групп.

Что касается идеографического метода, с помощью которого изучаются единичные объекты, то он не противопоказан социологии и применяется в ней при выяснении социально-психологических особенностей отдельных личностей (их социальных портретов).

Важной особенностью социально-гуманитарных наук, исследующих различные проявления жизнедеятельности людей, является то, что они в качестве результирующих её показателей имеют дело с осмысленными «следами их действий». В каждой сфере деятельности и взаимоотношений людей следы свои, прочтением которых занимаются разные социально-гуманитарные науки, в том числе социология.

Имеются особенности и у социологического познания социальной жизни. Оно опирается на определенные теоретико-методологические основания и принципы. Как показывает история социологии, у разных её направлений и школ они имеют онтологические и эпистемологические различия, которые отражаются на выборе учёными предмета, методов и принципов анализа социальной действительности.

В современной российской социологии приоритет отдается материалистическому методу познания, в котором доминирует взгляд на общество как на саморазвивающийся организм, изменяющийся в результате разрешения присущих ему противоречий. Это в полной мере относится и к социальной жизни, глубина и полнота понимания которой зависит от диалектико-материалистического ее познания. Выявление социальных противоречий, стоящих за ними противодействующих сил и характера их взаимодействия является важнейшей задачей социологического исследования. Социология осуществляет рассмотрение явлений и общностей социальной жизни не столько в статике, сколько в динамике, в процессах их изменения и развития. Это позволяет обнаружить особенности характерных для них различий и противоположностей, взаимоотношения между которыми в форме соперничества и противоборства и составляют суть их противоречий.

Для социологии характерно преимущественное рассмотрение трех сторон социальной действительности. Они представляют собой три направления ее познания. Первое связано с изучением состава и структуры социальной жизни, второе – с изучением особенностей участия социальных субъектов в многовидовой деятельности; третье – с исследованием всех разновидностей социальных взаимоотношений людей. При этом надо иметь в виду, что составной частью структурного анализа является стратификационная дифференциация, а деятельность рассматривается как результат взаимодействий социальных субъектов с окружающей природной, вещной и духовной средами или какими-то их частями. Причем исследуется субъектная сторона деятельности, особенности социального влияния субъектов на объекты их деятельности.

Особенность применяемой в современной социологии эпистемологии состоит в том, что она основывается на том что, как и кем изучается. Объектом изучения является социальная жизнь. Она познается с помощью исследовательских принципов, в том числе её объяснения и понимания. При этом на результатах исследования отражаются социально-гуманитарные установки познающего социолога.

К числу социологических принципов можно отнести:

1. – изучение того, что учёные считают значимым, что отвечает их интересам. С этим связано привнесение ими в исследования личного взгляда;

2. – взгляд на объект познания сквозь призму социологического воображения, позволяющий увидеть его не так, как он представляется обыденному сознанию людей, а заново, в контексте какой-либо социологи

Наши рекомендации