Определение набора характеристик, влияющих на получение работы.
Как следует из приведённой Таблицы 2.6, большая часть студентов не считает возможным совмещать учебу, даже на старших курсах, с работой. Таким образом, они четко разделяют время, отведенное на инвестиции в человеческий капитал и получение отдачи от этих инвестиций. Это позволяет сделать вывод о том, что студенты придают серьезное значение учебе и тем благам, которые она приносит.
Проведенный анализ показывает, что приобретенные респондентами навыки оказываются значительно более обширно и сильно связаны с критериями успешности на рынке труда (сюда отнесены наличие работы на момент опроса, доход за последний месяц, зарплата, на которую мог бы рассчитывать респондент), чем получаемые в ходе обучения знания.
Для дальнейшего выявления влияния отдельных составляющих характеристик соискателей на успешность трудоустройства был проведен анализ наличия связей с помощью метода Хи-квадрат.
Результаты отражены в Таблице 3.1. Знаками «+» в ней обозначены переменные, имеющие значимый уровень связи[15].
Наличие работы | Доход | Предполагаемая зарплата | |
Владение компьютерными программами | |||
Excel | + | ||
Power Point | + | ||
Access | + | ||
Почтовые клиенты | + | + | |
Html-редакторы | + | ||
Знания по различным дисциплинам | |||
Математические | |||
Владение языками | |||
Английский | |||
Французский | + | ||
Навыки | |||
Ведение переговоров | + | + | |
Составление аналитических отчетов | + | + | |
Работа в коллективе | + | ||
Составление документов на ин. языке | + | ||
Применение аналитических навыков | + | ||
Взаимодействие с людьми | |||
Управление подчиненными | + | ||
Ведение самостоятельных проектов | + | ||
Сбор статистической информации |
Таблица 3.1. Связь между характеристиками и критериями успешности трудоустройства.
Перед тем, как продолжить, следует изучить различия, выделенные при анализе трех критериев успешности на рынке труда. Наиболее интересным и неожиданным является отсутствие среди представленных характеристик тех, которые обуславливают уровень дохода респондентов. Этот факт не может не удивлять, однако наиболее вероятным объяснением ему служит разнообразия в системах вознаграждений, принятых в российских фирмах. Очевидно, что доход – это сложная переменная, которая не связана напрямую с характеристиками респондента. Рынок социологических услуг еще не сформирован, и люди с одинаковым кругом обязанностей могут получать за свою работу совершенно разное вознаграждение. Кроме того, вопрос о доходе традиционно является сенситивным, а значит, с большой вероятностью можно утверждать, что ответы на него оказались смещены в некоторую сторону. Вместе эти факторы способны привести к отсутствию связей с характеристиками соискателей, которые можно проверить обычными статистическими методами.
Критерий «Предполагаемая зарплата» был включен в анализ на основании теоремы Томаса, однако первичный анализ показал, что характеристики соискателей, связанные с этим критерием, отличаются от тех, которые связаны с наиболее точным критерием успешности – наличием у респондента работы в настоящее время. Это подтверждает сделанный ранее вывод о том, что представления о рынке со стороны соискателей может отличаться от реального положения.
Таким образом, мы исходим из предположения о том, что именно критерий «Наличие работы в настоящий момент» является наиболее адекватным критерием успешности соискателей на рынке труда. В дальнейшем именно его мы будем использовать при формировании набора характеристик, влияющих на успех при трудоустройстве студентов-социологов.
Проведенный анализ (метод логистической регрессии) влияния характеристик индивида на данный критерий успешности показал, что характеристики «Составление документов на иностранном языке», а также «Владение Access» и «HTML-редакторы» были отброшены как незначимые.
Таким образом, в качестве значимых были выделены следующие характеристики:
- Владение Power Point
- Владение почтовыми клиентами
- Умение вести переговоры
- Умение составлять аналитические отчеты
- Умение работать в коллективе
- Умение применять аналитические навыки
- Умение самостоятельно вести проекты
3.2. Выделение ВУЗа, в наибольшей степени наделяющего студентов необходимыми для трудоустройства характеристиками.
Для изучения данного вопроса мы должны выявить уровень наличия у учащихся различных ВУЗов характеристик, выявленных нами ранее. Однако мы не можем говорить о различиях в долях, не зная степень значимости выявленных различий. Согласно результатам анализа, выявились значимые различия в долях между индивидами, получившими образование в разных вузах, только в случае со следующими характеристиками:
· Владение Power Point
· Умение составлять аналитические отчеты
· Умение применять аналитические навыки
«Пальма первенства» в передаче своим студентам этих навыков принадлежит МГУ. Именно этот университет, согласно полученным данным, предоставляет именно те знания, которые нужны для успешного трудоустройства, в необходимом объеме.