Определение набора характеристик, влияющих на получение работы.

Как следует из приведённой Таблицы 2.6, большая часть студентов не считает возможным совмещать учебу, даже на старших курсах, с работой. Таким образом, они четко разделяют время, отведенное на инвестиции в человеческий капитал и получение отдачи от этих инвестиций. Это позволяет сделать вывод о том, что студенты придают серьезное значение учебе и тем благам, которые она приносит.

Проведенный анализ показывает, что приобретенные респондентами навыки оказываются значительно более обширно и сильно связаны с критериями успешности на рынке труда (сюда отнесены наличие работы на момент опроса, доход за последний месяц, зарплата, на которую мог бы рассчитывать респондент), чем получаемые в ходе обучения знания.

Для дальнейшего выявления влияния отдельных составляющих характеристик соискателей на успешность трудоустройства был проведен анализ наличия связей с помощью метода Хи-квадрат.

Результаты отражены в Таблице 3.1. Знаками «+» в ней обозначены переменные, имеющие значимый уровень связи[15].

  Наличие работы Доход Предполагаемая зарплата
Владение компьютерными программами      
Excel   +  
Power Point +    
Access +    
Почтовые клиенты +   +
Html-редакторы +    
Знания по различным дисциплинам      
Математические      
Владение языками      
Английский      
Французский     +
Навыки      
Ведение переговоров +   +
Составление аналитических отчетов +   +
Работа в коллективе +    
Составление документов на ин. языке +    
Применение аналитических навыков +    
Взаимодействие с людьми      
Управление подчиненными     +
Ведение самостоятельных проектов +    
Сбор статистической информации      

Таблица 3.1. Связь между характеристиками и критериями успешности трудоустройства.

Перед тем, как продолжить, следует изучить различия, выделенные при анализе трех критериев успешности на рынке труда. Наиболее интересным и неожиданным является отсутствие среди представленных характеристик тех, которые обуславливают уровень дохода респондентов. Этот факт не может не удивлять, однако наиболее вероятным объяснением ему служит разнообразия в системах вознаграждений, принятых в российских фирмах. Очевидно, что доход – это сложная переменная, которая не связана напрямую с характеристиками респондента. Рынок социологических услуг еще не сформирован, и люди с одинаковым кругом обязанностей могут получать за свою работу совершенно разное вознаграждение. Кроме того, вопрос о доходе традиционно является сенситивным, а значит, с большой вероятностью можно утверждать, что ответы на него оказались смещены в некоторую сторону. Вместе эти факторы способны привести к отсутствию связей с характеристиками соискателей, которые можно проверить обычными статистическими методами.

Критерий «Предполагаемая зарплата» был включен в анализ на основании теоремы Томаса, однако первичный анализ показал, что характеристики соискателей, связанные с этим критерием, отличаются от тех, которые связаны с наиболее точным критерием успешности – наличием у респондента работы в настоящее время. Это подтверждает сделанный ранее вывод о том, что представления о рынке со стороны соискателей может отличаться от реального положения.

Таким образом, мы исходим из предположения о том, что именно критерий «Наличие работы в настоящий момент» является наиболее адекватным критерием успешности соискателей на рынке труда. В дальнейшем именно его мы будем использовать при формировании набора характеристик, влияющих на успех при трудоустройстве студентов-социологов.

Проведенный анализ (метод логистической регрессии) влияния характеристик индивида на данный критерий успешности показал, что характеристики «Составление документов на иностранном языке», а также «Владение Access» и «HTML-редакторы» были отброшены как незначимые.

Таким образом, в качестве значимых были выделены следующие характеристики:

  • Владение Power Point
  • Владение почтовыми клиентами
  • Умение вести переговоры
  • Умение составлять аналитические отчеты
  • Умение работать в коллективе
  • Умение применять аналитические навыки
  • Умение самостоятельно вести проекты

3.2. Выделение ВУЗа, в наибольшей степени наделяющего студентов необходимыми для трудоустройства характеристиками.

Для изучения данного вопроса мы должны выявить уровень наличия у учащихся различных ВУЗов характеристик, выявленных нами ранее. Однако мы не можем говорить о различиях в долях, не зная степень значимости выявленных различий. Согласно результатам анализа, выявились значимые различия в долях между индивидами, получившими образование в разных вузах, только в случае со следующими характеристиками:

· Владение Power Point

· Умение составлять аналитические отчеты

· Умение применять аналитические навыки

«Пальма первенства» в передаче своим студентам этих навыков принадлежит МГУ. Именно этот университет, согласно полученным данным, предоставляет именно те знания, которые нужны для успешного трудоустройства, в необходимом объеме.

Наши рекомендации