Описание выборочной совокупности по основным параметрам.

Начнём с характеристики совокупности по наиболее значимым для исследования переменным. Напомним, что данные распределения не могут считаться репрезентативными для изучаемой генеральной совокупности. В Таблице 2.1 представлено распределение по полу и возрасту. Критерий хи-квадрат показал отсутствие диспропорций по полу в отдельных возрастных группах, то есть воздействие переменной «пол» на зависимые переменные не связано с воздействием переменной «возраст»[14].

Возраст Пол   Всего
женский
мужской
19
-
20
21
22
23
24
26
29
-
31
-
Всего
125 (76%) 39 (24%)
Таблица 2.1.Распределение опрошенных по полу и возрасту.

Рассмотрим далее оценку студентов и выпускников своих знаний и навыков. Средние оценки студентов и выпускников собственных знаний выглядят так (1 – «имею общее представление», 2 – «знаю основные концепции», 3 – «знаю достаточно глубоко», 4 – «знаю детально»):

  Оцените свои знания по теоретическим профессиональным дисциплинам Оцените свои знания по практическим профессиональным дисциплинам Оцените свои знания по гуманитарным и социальным дисциплинам Оцените свои знания по математическим дисциплинам
Выпускники 2 (2) 3 (3) 2 (2 и 3) 2 (2 и 3)
Студенты 2 (2) 3 (3) 2 (2) 2 (2)

Таблица 2.2. Медианные оценки знаний по основным группам дисциплин (в скобках указаны модальные значения).

Что касается уровня владения компьютерными программами, то относительное большинство (23%) уверенно владеет четырьмя программами, а в среднем студенты и выпускники владеет чуть больше, чем 5 программами. Выпускники владеют в среднем большим количеством программ:

  Среднее Медиана Мода
Выпускники 5,95
Студенты 5,13
Все опрошенные 5,33

Таблица 2.3. Средние показатели количества компьютерных программ.

Далее представлено распределение выпускников и студентов по владению четырьмя наиболее часто указываемыми иностранными языками.

Языки Выпускники Студенты
количество % количество %
Английский 92,9 97,6
Французский 21,4 24,6
Немецкий 14,3 21,4
Испанский 4,8 7,1

Таблица 2.4. Распределение выпускников и студентов по владению иностранными языками.

Перейдём к описанию генеральной совокупности по параметрам, касающимся трудоустройства. Рассмотрим пути трудоустройства, которые используют студенты и выпускники социологических факультетов при взаимодействии на рынке труда.



Пути трудоустройства Выпускники Студенты В целом по выборке
Кол-во ответов % Кол-во ответов % Кол-во ответов %
Увидели объявление в СМИ (специализированных изданиях, программах на радио и телевидении) 9,5 12,0 11,3
Поместили резюме в СМИ 4,8 1,4
Увидели объявление в Интернете 19,0 10,0 12,7
Поместили резюме в Интернете 14,3 6,0 8,5
Через биржу труда
Через кадровое агентство 9,5 4,0 5,6
Обратились непосредственно в организацию 19,0 12,0 14,1
Через систему трудоустройства вуза 4,8 1,4
Через друзей 14,3 24,0 21,1
Через коллег, однокурсников 38,1 16,0 22,5
Через близких родственников 4,8 14,0 11,3
Через дальних родственников/знакомых (знакомых родителей, друзей) 4,0 2,8

Таблица 2.5. Распределение совокупности по путям трудоустройства (для тех, кто имеет опыт работы) (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Далее обратимся к важным характеристикам статуса респондентов в отношении рынка труда. Укажем на распределения по наличию постоянной работы, опыту работы по специальности и вообще.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что доля работающих среди опрошенных напрямую связана с курсом, на котором они обучаются (или годом выпуска). На 4 курсе работает наименьшее количество респондентов, когда как среди выпускников позапрошлого года работающих больше всего. В общем виде эти данные представлены в Таблице 2.6.



  Есть ли в настоящее время постоянная работа? Сумма
Нет
Есть
4 курс
Кол-во
 
% 69,0% 31,0% 100,0%
5 курс
Кол-во
 
% 36,4% 63,6% 100,0%
Выпуск 2002 года
Кол-во
 
% 14,3% 85,7% 100,0%
Выпуск 2001 года
Кол-во
 
% 8,3% 91,7% 100,0%
Сумма
Кол-во
 
% 44,6% 55,4% 100,0%
Таблица 2.6. Наличие работы в зависимости от года обучения/года выпуска.

Распределение по наличию опыта работы указывает на ту же закономерность.

  Есть ли опыт работы? Сумма
Нет
Есть
4 курс
Кол-во
 
% 38,6% 61,4% 100,0%
5 курс
Кол-во
 
% 26,9% 73,1% 100,0%
Выпуск 2002 года
Кол-во
 
% 7,4% 92,6% 100,0%
Выпуск 2001 года
Кол-во
 
% 8,3% 91,7% 100,0%
Сумма
Кол-во
 
% 27,3% 72,7% 100,0%
Таблица 2.7. Распределение по наличию опыта работы в зависимости от года обучения/выпуска.

Изучения распределения по наличию опыта работы по специальности обнаруживает чёткую разницу между студентами и выпускниками, в то время как различия внутри этих групп сглаживаются.


  Есть ли опыт работы по специальности? Сумма
Нет
Есть
4 курс
Кол-во
  % 68,6% 31,4% 100,0%
5 курс Кол-во
  % 54,7% 45,3% 100,0%
Выпуск 2002 года Кол-во
  % 22,2% 77,8% 100,0%
Выпуск 2001 года Кол-во
  % 25,0% 75,0% 100,0%
Сумма Кол-во
  % 53,1% 46,9% 100,0%

Таблица 2.8. Распределение по наличию опыта работы по специальности в зависимости от года обучения/выпуска.

В Таблице 2.9. показано распределение опрошенных по продолжительности опыта работа по специальности и вообще (за вычетом не имеющих опыта работы по специальности и вообще).

  Средняя длительность опыта работы N Средняя длительность опыта работы по специальности N
4 курс 12,42 7,32
5 курс
18,16 13,92
Выпуск 2002 года
18,68 16,05
Выпуск 2001 года
28,18 24,00
Сумма
17,10 13,79
Таблица 2.9. Распределение по продолжительности опыта работы по специальности и вообще (в месяцах).

Наконец, обратим внимание на направления деятельности организаций, в которые идут молодые социологи. Для уяснения этого вопроса был сделан кодификатор по сферам деятельности фирм (по принципу частоты ответов на вопрос о направлениях деятельности организации – получилось 11 различных категорий). Из сделанного распределения по этому кодификатору (см. Диаграмму 2.1) можно выделить следующие моменты. Результаты получились довольно неоднозначные: с одной стороны, около трети ответивших идут в популярные в наше время фирмы, сферы деятельности которых маркетинг и реклама (наверное, это не так плохо для специалистов-социологов), с другой - мизерная доля студентов и выпускников имели опыт работы в организациях, специализирующихся на проведении социологических исследований. В общем, обнадеживающая ситуация складывается в области науки и образования, что не может не радовать. Эти сферы сейчас как никогда нуждаются в услугах социологов. В то же время такое направление, как политическая и государственная деятельность рекрутирует всего 3% респондентов (N=115) – причём выполняют они ассистентские функции. Это несколько удручает: такая важнейшая сфера общественной жизни испытывает голод в социологических услугах, хотя потенциал социологии в развитии государственного управления неизмеримо высок. Развивающейся областью деятельности, выбранной социологами, является Интернет. Не является неожиданностью, что в среднем каждый седьмой социолог имеет опыт работы в компаниях, сферами деятельности которых являются торговля, производство и т.д. Это динамичная, более или менее развитая часть всеобщего рынка, куда социологи и стремятся.

Описание выборочной совокупности по основным параметрам. - student2.ru

Диаграмма 2.1.Распределение опрошенных по направлениям деятельности организаций, в которых они работали (работают).

В основной части отчёта будут изучены взаимосвязи между упомянутыми и другими переменными. Начнём с воздействия образования, полученного в вузе, на перспективы трудоустройства социологов.

3. Влияние уровня полученного социологического образования на возможности трудоустройства социологов в московские организации.

Наши рекомендации