Описание выборочной совокупности по основным параметрам.
Начнём с характеристики совокупности по наиболее значимым для исследования переменным. Напомним, что данные распределения не могут считаться репрезентативными для изучаемой генеральной совокупности. В Таблице 2.1 представлено распределение по полу и возрасту. Критерий хи-квадрат показал отсутствие диспропорций по полу в отдельных возрастных группах, то есть воздействие переменной «пол» на зависимые переменные не связано с воздействием переменной «возраст»[14].
Возраст | Пол | Всего |
женский | мужской | |
19 | - | |
20 | ||
21 | ||
22 | ||
23 | ||
24 | ||
26 | ||
29 | - | |
31 | - | |
Всего | 125 (76%) | 39 (24%) |
Рассмотрим далее оценку студентов и выпускников своих знаний и навыков. Средние оценки студентов и выпускников собственных знаний выглядят так (1 – «имею общее представление», 2 – «знаю основные концепции», 3 – «знаю достаточно глубоко», 4 – «знаю детально»):
Оцените свои знания по теоретическим профессиональным дисциплинам | Оцените свои знания по практическим профессиональным дисциплинам | Оцените свои знания по гуманитарным и социальным дисциплинам | Оцените свои знания по математическим дисциплинам | |
Выпускники | 2 (2) | 3 (3) | 2 (2 и 3) | 2 (2 и 3) |
Студенты | 2 (2) | 3 (3) | 2 (2) | 2 (2) |
Таблица 2.2. Медианные оценки знаний по основным группам дисциплин (в скобках указаны модальные значения).
Что касается уровня владения компьютерными программами, то относительное большинство (23%) уверенно владеет четырьмя программами, а в среднем студенты и выпускники владеет чуть больше, чем 5 программами. Выпускники владеют в среднем большим количеством программ:
Среднее | Медиана | Мода | |
Выпускники | 5,95 | ||
Студенты | 5,13 | ||
Все опрошенные | 5,33 |
Таблица 2.3. Средние показатели количества компьютерных программ.
Далее представлено распределение выпускников и студентов по владению четырьмя наиболее часто указываемыми иностранными языками.
Языки | Выпускники | Студенты | ||
количество | % | количество | % | |
Английский | 92,9 | 97,6 | ||
Французский | 21,4 | 24,6 | ||
Немецкий | 14,3 | 21,4 | ||
Испанский | 4,8 | 7,1 |
Таблица 2.4. Распределение выпускников и студентов по владению иностранными языками.
Перейдём к описанию генеральной совокупности по параметрам, касающимся трудоустройства. Рассмотрим пути трудоустройства, которые используют студенты и выпускники социологических факультетов при взаимодействии на рынке труда.
Пути трудоустройства | Выпускники | Студенты | В целом по выборке | |||
Кол-во ответов | % | Кол-во ответов | % | Кол-во ответов | % | |
Увидели объявление в СМИ (специализированных изданиях, программах на радио и телевидении) | 9,5 | 12,0 | 11,3 | |||
Поместили резюме в СМИ | 4,8 | 1,4 | ||||
Увидели объявление в Интернете | 19,0 | 10,0 | 12,7 | |||
Поместили резюме в Интернете | 14,3 | 6,0 | 8,5 | |||
Через биржу труда | ||||||
Через кадровое агентство | 9,5 | 4,0 | 5,6 | |||
Обратились непосредственно в организацию | 19,0 | 12,0 | 14,1 | |||
Через систему трудоустройства вуза | 4,8 | 1,4 | ||||
Через друзей | 14,3 | 24,0 | 21,1 | |||
Через коллег, однокурсников | 38,1 | 16,0 | 22,5 | |||
Через близких родственников | 4,8 | 14,0 | 11,3 | |||
Через дальних родственников/знакомых (знакомых родителей, друзей) | 4,0 | 2,8 |
Таблица 2.5. Распределение совокупности по путям трудоустройства (для тех, кто имеет опыт работы) (можно было выбрать несколько вариантов ответа).
Далее обратимся к важным характеристикам статуса респондентов в отношении рынка труда. Укажем на распределения по наличию постоянной работы, опыту работы по специальности и вообще.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что доля работающих среди опрошенных напрямую связана с курсом, на котором они обучаются (или годом выпуска). На 4 курсе работает наименьшее количество респондентов, когда как среди выпускников позапрошлого года работающих больше всего. В общем виде эти данные представлены в Таблице 2.6.
Есть ли в настоящее время постоянная работа? | Сумма | |
Нет | Есть | |
4 курс | Кол-во | |
% | 69,0% | 31,0% | 100,0% |
5 курс | Кол-во | |
% | 36,4% | 63,6% | 100,0% |
Выпуск 2002 года | Кол-во | |
% | 14,3% | 85,7% | 100,0% |
Выпуск 2001 года | Кол-во | |
% | 8,3% | 91,7% | 100,0% |
Сумма | Кол-во | |
% | 44,6% | 55,4% | 100,0% |
Распределение по наличию опыта работы указывает на ту же закономерность.
Есть ли опыт работы? | Сумма | |
Нет | Есть | |
4 курс | Кол-во | |
% | 38,6% | 61,4% | 100,0% |
5 курс | Кол-во | |
% | 26,9% | 73,1% | 100,0% |
Выпуск 2002 года | Кол-во | |
% | 7,4% | 92,6% | 100,0% |
Выпуск 2001 года | Кол-во | |
% | 8,3% | 91,7% | 100,0% |
Сумма | Кол-во | |
% | 27,3% | 72,7% | 100,0% |
Изучения распределения по наличию опыта работы по специальности обнаруживает чёткую разницу между студентами и выпускниками, в то время как различия внутри этих групп сглаживаются.
Есть ли опыт работы по специальности? | Сумма | |||
Нет | Есть | |||
4 курс | Кол-во | |||
% | 68,6% | 31,4% | 100,0% | |
5 курс | Кол-во | |||
% | 54,7% | 45,3% | 100,0% | |
Выпуск 2002 года | Кол-во | |||
% | 22,2% | 77,8% | 100,0% | |
Выпуск 2001 года | Кол-во | |||
% | 25,0% | 75,0% | 100,0% | |
Сумма | Кол-во | |||
% | 53,1% | 46,9% | 100,0% |
Таблица 2.8. Распределение по наличию опыта работы по специальности в зависимости от года обучения/выпуска.
В Таблице 2.9. показано распределение опрошенных по продолжительности опыта работа по специальности и вообще (за вычетом не имеющих опыта работы по специальности и вообще).
Средняя длительность опыта работы | N | Средняя длительность опыта работы по специальности | N | |
4 курс | 12,42 | 7,32 | ||
5 курс | 18,16 | 13,92 | ||
Выпуск 2002 года | 18,68 | 16,05 | ||
Выпуск 2001 года | 28,18 | 24,00 | ||
Сумма | 17,10 | 13,79 |
Наконец, обратим внимание на направления деятельности организаций, в которые идут молодые социологи. Для уяснения этого вопроса был сделан кодификатор по сферам деятельности фирм (по принципу частоты ответов на вопрос о направлениях деятельности организации – получилось 11 различных категорий). Из сделанного распределения по этому кодификатору (см. Диаграмму 2.1) можно выделить следующие моменты. Результаты получились довольно неоднозначные: с одной стороны, около трети ответивших идут в популярные в наше время фирмы, сферы деятельности которых маркетинг и реклама (наверное, это не так плохо для специалистов-социологов), с другой - мизерная доля студентов и выпускников имели опыт работы в организациях, специализирующихся на проведении социологических исследований. В общем, обнадеживающая ситуация складывается в области науки и образования, что не может не радовать. Эти сферы сейчас как никогда нуждаются в услугах социологов. В то же время такое направление, как политическая и государственная деятельность рекрутирует всего 3% респондентов (N=115) – причём выполняют они ассистентские функции. Это несколько удручает: такая важнейшая сфера общественной жизни испытывает голод в социологических услугах, хотя потенциал социологии в развитии государственного управления неизмеримо высок. Развивающейся областью деятельности, выбранной социологами, является Интернет. Не является неожиданностью, что в среднем каждый седьмой социолог имеет опыт работы в компаниях, сферами деятельности которых являются торговля, производство и т.д. Это динамичная, более или менее развитая часть всеобщего рынка, куда социологи и стремятся.
Диаграмма 2.1.Распределение опрошенных по направлениям деятельности организаций, в которых они работали (работают).
В основной части отчёта будут изучены взаимосвязи между упомянутыми и другими переменными. Начнём с воздействия образования, полученного в вузе, на перспективы трудоустройства социологов.
3. Влияние уровня полученного социологического образования на возможности трудоустройства социологов в московские организации.