Тема 4. Социализация личности

- Основные факторы социализации.

- Особенности социализации на различных стадиях развития личности.

- Индивидуальность как результат социализации.

1. С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований. Социология стремится начертить лишь основные вехи, облегчающие анализ социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация играет огромную роль в жизни как общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения живет в социальном смысле комфортно и благополучно. Важнейшая социологическая проблема анализа процесса социализации - это исследование зависимости общего стиля социализации, ролевых матриц взаимоотношений "учитель-ученик", " воспитатель- воспитуемый " и т.д.(назовем это моделью социализации) от социальной организации общества.

Модель процесса социализации в существенной степени определяется не только спецификой социальной организации, но и ценностями, которым привержено общество. Анализ моделей социализации не только показывает глубокую увязанность стиля воспитания, с социальной организацией общества, его культурой, традициями, но и заставляет более осторожно относиться к вопросам изменений, инноваций процесса социализации таких важнейших элементов, как обучение и воспитание. С одной стороны, модель воспитания обусловлена общественными социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральной модели социализации), с другой стороны, модель социализации существует как некая данность, обладает, как и все институализированные взаимодействия, независимостью от конкретных исполнителей ("эффектом неодолимости"), которые, как правило, не вправе изменить ее по собственному произволу.

2. У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным - социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются.

Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек. Существует множества свидетельств того, что дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне социальных связей (типа Маугли), не приобрели элементарных социальных свойств (они не могли ни говорить, ни мыслить, не испытывали чувства совести и стыда и т.д.).

Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий, ценностей. Американский исследователь Л.Кольберг предложил самую детально и методически разработанную теорию морального развития личности.

В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок еще не усвоил понятий о "хорошем" ,"плохом" и руководствуется эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвенциальной морали, т.е. ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, интернализованную систему принципов.

Следует учесть и еще одно очень важное для социологии обстоятельство: люди в своем развитии нередко "застывают" на подступах к автономной морали - это зависит не только от развитости их интеллектуального уровня, но и от социокультурной среды, в которой они живут, тонуса нравственной и деловой жизни. В обществе, в котором личность жестко подчинена внешним требованиям, где каждый ее шаг контролируется и т.д., создаются социальные предпосылки массового осуществления, по выражению М.Вебера, традиционных действий и мотивов, формирования человека, приученного "жить как все", "как положено".

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в детские и юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации, т.е. изменении ранее социализированного.

Процесс социализации на тех или иных этапах становления и развития личности имеет существенные различия. В современном обществе у взрослого человека моральное развитие, как правило, достигает ступени "автономной морали".

3. Социализация - процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально-неповторимое.

Конечно, особенности социологического подхода так или иначе подразумевают под социализацией преимущественно процесс приобретения личностью социально-типичных, повторяющихся черт, присущих любому человеку, занимающему определенную социальную "ячейку". Но ведь все люди разные, и эти различия уникальность, неповторимость для нас не менее (если не более) важны, чем типичные предсказуемые, повторяющиеся свойства, которыми мы обладаем.

Индивидуальность важна не только для нас самих, но и для общества. Во многом уникальность, своеобразие мышления, восприятия мира "пророками" позволило им предложить новые варианты обустройства социальной жизни, новые ценности, нормы взаимоотношений. Индивидуальность, которая свойственна каждому из нас, - это возможно, самая высшая ценность для каждого из нас.

Чем объясняется индивидуальность личности?

Одна из причин - генетическая неповторимость каждого человека. Генами социальные свойства не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. так, доброта нередко приобретает навязчивый характер, а совестливость у человека, обладающего повышенной тревожностью, может приобрести вид мании преследования.

Основные понятия:индивид, личность, ценностные ориентации, интересы, потребности, диспозиция, маргинал, модальная личность, социализация, статус, ролевой набор, ролевой конфликт.

Основные теории и концепции:диспозиционная концепция личности, теория потребностей, теория социального характера, теория зеркального "я", концепция "обобщенного другого", концепция социального научения, ролевая концепция личности.

Литература:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1998. Гл.6.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1998. Гл.2,5,6.

3. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.

Наши рекомендации