Конформизм. типы конформизма
Конформи́зм — изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности. Другими словами (Групповое давление).
Конформизм бывает внешним и внутренним, пассивным и активным, осознанным и бездумным.
Внешний конформизм - человек подчиняется внешне, чтобы не нарываться на проблемы с окружающими или властью, при этом внутренне остается при своих взглядах и своем мнении. Внутренний конформизм - человек реально меняет свои взгляды и внутреннюю позицию.
Девиантное и делинквентное поведение
Девиантное поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Девиантность, девиантное - это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.
Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.
Делинквентное поведение - асоциальное, противоправное поведение человека. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.
К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан)
Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия - не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению.
Теория аномии. Понятие аномии.
Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, в котором разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения.
Она проявляется в виде следующих нарушений:
-расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
-низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
-частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.
Теория аномии Э. Дюркгейма
Первым из европейских социологов, кто начал специально разрабатывать проблему аномии, был Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, аномия как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за повелением индивидов. Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности.
В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений.
До тех пор пока разбушевавшиеся социальные стихии, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, любая регламентация оказывается несостоятельной. Тем более, что в такие периоды у большинства исчезает представление о различиях между справедливостью и несправедливостью, законностью и беззаконием, возможным и недопустимым.
Рассматривая общество как средство интеграции индивидов, Дюркгейм дает этиологическую типологию самоубийств, критерием которой выступает характер связи между человеком и обществом. Эта связь рассматривается как степень сплоченности индивидов или как степень регламентации связей и отношений в обществе. Он выделяет две пары полярных типов суицидов. Как только степень сплоченности индивидов в обществе ослабевает, это приводит, по мнению Дюркгейма, к «эгоистическому» самоубийству (утрачен смысл жизни). Наоборот, чрезмерная сплоченность вызывает «альтруистическое» самоубийство (смысл жизни видится за ее пределами). С другой стороны, избыточная регламентация общественных отношений приводит к «фаталистическому» суициду, а ее недостаток или полное отсутствие - к «аномическому».
Как видим, в качестве факторов детерминации «эгоистического» и «аномического» типов самоубийств, по Дюркгейму, выступают не личные свойства индивида, а внешние причины: снижение сплоченности индивидов, а также беспорядочность, неурегулированность человеческой деятельности. Именно с таким состоянием общества во время кризисов, экономических депрессий, политических конфликтов, резких социальных изменений исследователь и связывает массовый рост самоубийств. «В момент общественной дезорганизации - будет ли она проходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований - общество оказывается временно не способным проявлять нужное воздействие на человека».
Следовательно, для Дюркгейма аномия и социальная дезорганизация по сути одно и то же. Нарушение «коллективного порядка», нестабильность общественного развития, разрушение нормативных систем дезориентирует людей, что во многом способствует повышению уровня различных форм социальных отклонений и, в частности, преступности. Дюркгейм подчеркивает, что уровень преступлений значительно ниже в обществах, где наблюдается социальная солидарность и сплоченность. Когда единство социума разрушается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают.
Таким образом, в определенные периоды социального развития складывается ситуация, когда либо отсутствует, либо резко понижается сила нормативной регуляции. В подобных случаях обычные правила, удерживающие индивидов от выполнения социально неприемлемых действий, могут не действовать. И если синномия - условие совпадения норм и ценностей, то явление их разрегулированности, безнормности есть аномия. Следовательно, в широком смысле аномия - это состояние общества, при котором нарушается нормативная регуляция поведения индивидов и социальных групп, поскольку общепринятые прежде нормы, законы, культурные ценности либо не соответствуют новым, либо новые еще отсутствуют.