Тема 6. Алгоритмы опытно-поисковой деятельности
План:
1.Параметры описания объектов и субъектов, включенных в опытно-поисковую деятельность: социальная характеристика, общая статистическая характеристика (по возрасту, уровню образования, социальному положению
и пр.).
2. Общий вывод об исходном состоянии предмета (объекта) исследования, определение направлений преобразований.
3. Организация опытной работы по теме исследования и ее защита(по выбору магистранта).
Темы докладов и рефератов:
1. Место фокус-группы в системе социологических методов.
2. Общие принципы организации и проведения фокус-группы.
3. Анализ ситуации фокус-групп: оценка инструментария, хода дискуссии, действий модератора.
4. Анализ и представление результатов фокус-группового исследования.
5. Применение фокус-групп в маркетинговых исследованиях
6. Объективы преимущественного изучения: производственные коллективы, социальные элиты, религиозные секты и др. замкнутые социальные группы.
7. Технология использования метода исследования случая.
8. Разработка рекомендаций для оптимизации функционирования социальной группы
9. Историко-методологические аспекты биографического метода в социологии.
10. Сбор биографического материала с использованием любого устного или письменного рассказа субъекта.
11. Анализ и интерпретация биографического материала
Вопросы и практические задания для самостоятельной работы
1.Функции и качества модератора(сделайте презентацию)
2. Состав и численность фокус-группы(сделайте презентацию)
3. Разработайте программу проведения фокус-группы (по любой тематике), разработайте необходимый социологический инструментарий
4. Проведите пилотажную фокус-группу в Вашей студенческой группе, проанализируйте результаты
5. Познавательные возможности качественного метода(сделайте презентацию)
6. Теоретические истоки качественных методов(сделайте презентацию)
7. Различия качественной и количественной методологии(составьте таблицу сравнения качественной и количественной методологии и методики)
8. Разработайте программу кейс-стади по любой выбранной теме, подготовьте социологический инструментарий
9. 1.Необходимость комплексного использования методов социологического исследования (подготовьтесь аргументировано подтвердить или опровергнуть данный тезис)
10. 2.Три основных типа "историй жизни": полные, тематические и отредактированные.(сделайте презентацию)
11. Разработайте программу и социологический инструментарий для данного метода по выбранной Вами теме
12. Соберите и проанализируйте эмпирический материал, используя биографический метод
Литература:
1.Безуглов И. Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. – М.: Академический Проект, 2008.
2. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования: учеб. пособие. 2-е изд./К.М. Оганян. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – 292 с.
3. Оганян К.М. Философия и методология социальных наук: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2014.
4. Оганян К.М. Научно-исследовательский семинар: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2014.
5. Оганян К.М. Социальные технологии: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 252 с.
6. Оганян К.М. Управление интеллектуальными ресурсами организации: учебник. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 303 с.
7. Оганян К.М., Маргулян Я.А. Управление социальной сферой региона (социологический анализ): учеб. пособие. 2-е изд. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 234 с.
Дополнительная
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: МГУ, 2003. -218с.
2. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Университет, 2001. – 381с.
3. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Университет, 2001. – 401с.
4. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М.: Университет, 2004. – 392с.
5. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Экзамен, 2004. – 256с.
6. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: «Академия», 2002. – 218с.
7. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: ИНФРА-М, 2000. – 303с.
8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: УГУ, 2005. – 246с.
9. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и в социологии. М: Экзамен, 2004 – 303с.
10. Дюркгейм Э. Метод социологии. М.: Университет, 2003.
11. Жафяров А.Ж., Жафяров Р.А. Математическая статистика. Новосибирск: НГУ, 2000. – 449с.
12. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Университет, 2001. – 502с.
13. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова М.: Союз, 2001. – 349с.
14. Ротман Д.М. Оперативное социологическое исследование. Минск: БГУ, 2005. – 219с.
15. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 209с.
16. Страус A., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М.: ИНФРА-М, 2001. – 198с.
17. Татарова Г.Т. Методология анализа данных в социологии. М.: МГУ, 2005. – 211с.
18. Татарова Г.Т. Типологический анализ в социологии. М.: МГУ, 2001. – 156с.
19. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М.: Экзамен, 2004. – 204с.
20. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Экзамен, 2001. – 269с.
21. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ на компьютере М.: Экзамен, 2005. – 349с.
22. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/ Пер.санглМ.: Добросвет, 2001. – 452с.
Тема 7. Общие требования к оформлению результатов исследовательской деятельности
План:
1.Основные требования, предъявляемые к оформлению результатов исследования.
2. Виды сносок: «плюсы» и «минусы» подстрочной сноски, сноски «в квадратных скобках». Требования к списку литературы.
3. Требования к оформлению схем и таблиц (название, ясность и краткость изложения, сквозная нумерация и пр.). Семантическое построение темы исследования.
4. Стили изложения (учебно-педагогический, научно-популярный, научный).
5.Документ как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.
Темы докладов и рефератов:
1. Обработка первичной социологической информации и получение вторичной.
1.Основные этапы обработки данных в социологии с применением математико-систематических методов.
2.Понятие о статистической зависимости. Корреляционный и регрессивный анализ.
3.Процедура интерпретации данных в различных типах социологических исследований
4.Общие принципы анализа данных
5.Анализ одномерных распределений
6.Анализ двумерных распределений
Вопросы и практические задания для самостоятельной работы
1. Табличное представление данных (составьте план-конспект по этой теме)
2. Техника редактирования таблиц (составьте план-конспект по этой теме)
3. Графическое представление данных(сделайте презентацию)
4. Используя разработанную Вами на предыдущих занятиях программу социологического исследования, а также уже подготовленный социологический инструментарий, подготовьте эмпирическую базу.
5. Обработайте, используя пакет программ SPSS для Windows
6. Проанализируйте данные проведенного вами исследования
Литература:
Основная
1.Безуглов И. Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. – М.: Академический Проект, 2008.
2. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования: учеб. пособие. 2-е изд./К.М. Оганян. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – 292 с.
3. Оганян К.М. Философия и методология социальных наук: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2014.
4. Оганян К.М. Научно-исследовательский семинар: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2014.
5. Оганян К.М. Социальные технологии: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 252 с.
6. Оганян К.М. Управление интеллектуальными ресурсами организации: учебник. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 303 с.
7. Оганян К.М., Маргулян Я.А. Управление социальной сферой региона (социологический анализ): учеб. пособие. 2-е изд. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 234 с.
Дополнительная
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: МГУ, 2003. -218с.
2. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Университет, 2001. – 381с.
3. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Университет, 2001. – 401с.
4. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М.: Университет, 2004. – 392с.
5. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Экзамен, 2004. – 256с.
6. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: «Академия», 2002. – 218с.
7. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: ИНФРА-М, 2000. – 303с.
8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: УГУ, 2005. – 246с.
9. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и в социологии. М: Экзамен, 2004 – 303с.
10. Дюркгейм Э. Метод социологии. М.: Университет, 2003.
11. Жафяров А.Ж., Жафяров Р.А. Математическая статистика. Новосибирск: НГУ, 2000. – 449с.
12. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Университет, 2001. – 502с.
13. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова М.: Союз, 2001. – 349с.
14. Ротман Д.М. Оперативное социологическое исследование. Минск: БГУ, 2005. – 219с.
15. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 209с.
16. Страус A., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М.: ИНФРА-М, 2001. – 198с.
17. Татарова Г.Т. Методология анализа данных в социологии. М.: МГУ, 2005. – 211с.
18. Татарова Г.Т. Типологический анализ в социологии. М.: МГУ, 2001. – 156с.
19. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М.: Экзамен, 2004. – 204с.
20. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Экзамен, 2001. – 269с.
21. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ на компьютере М.: Экзамен, 2005. – 349с.
22. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/ Пер.санглМ.: Добросвет, 2001. – 452с.
Дополнительные источники литературы определяются преподавателем по каждому занятию и каждой теме подготовки рефератов, докладов
Примерная тематика творческих работ по всему курсу