Система стратификационных критериев.

Социологическую концепцию дифференциации общества на различные социальные группы по причине общественного неравенства разработал Петерим Сорокин.

Эта теория называется теория социальной стратификации общества.

Вначале этот термин был введен в геологию. И означал слои почвы.

Сорокин наполнил этот термин социальным содержанием и показал, что социальные страты есть относительно однородные сплоченные группы людей разной численности, отличающихся друг от друга по комплексу стратификационных различий в иерархическом ранге.

Социальная стратификация – есть дифференциация той или иной совокупности людей или населения в целом на классы, социальные группы и иные стратификационные категории в иерархическом ранге, выражающиеся в неравном или неравномерном распределении между ними власти и влияния, материальных благ и доходов, собственности и многого другого.

Критерии стратификационной дифференциации:

  1. экономические– это собственность, характер и условия труда, место и роль в общественном производстве, размеры и способы получения доходов и общественных благ. На основе этого критерия выделяются экономические стратификации.
  2. социально-профессиональные – престижность и род занятий трудовой деятельности, характер и престижность профессии и общего образования. Определяет социальный статус в обществе.
  3. политические– власть, влияние, авторитет, политический статус той или иной социальной страты. Определяет политическую стратификацию.

Классификация социальных страт и стратификационых систем:

Петерим Сорокин выделил 3 разновидности социальных страт, которые сложились исторически и существуют в обществе:

  1. элементарные страты – возникают на основе одного стратификационного критерия
  2. коммулятивные страты – возникают на базе двух и более стратификационных критериев
  3. конгломеративные страты – возникают на основе слияния, объединения нескольких элементарных или коммулятивных страт.

Сорокин, а вслед за ним Гидденс, предложили свою классификацию стратификационных систем:

  1. рабовладельческая стратификационная система
  2. кастовая стратификационная система (существует еще и клановая)
  3. сословная стратификационная система
  4. классовая стратификационная система

На этом этапе выделяется 3 основных класса социальных страт, имеющих примерно однотипные стратификационные параметры:

    • высший класс – характеризуется самыми высокими экономическими, политическими, социально-профессиональными параметрами
    • средний класс – класс, имеющий усредненные параметры по всем стратификациооным показателям
    • низший класс – класс, находящийся по всем стратификационным показателям ниже первого и второго

Система стратификационных критериев. - student2.ru

I Равносторонний треугольник.

Данный тип сегодня сложился и существует в большинстве стран третьего мира и в некоторых среднеразвитых странах.

В этих странах существует 5% очень богатых людей. Разрыв между богатыми и бедными очень велик.

Самая большая часть – низший класс.

II. Пирамидальная конфигурация. Сегодня существует в большинстве стреднеразвитых стран (Бразилия, Мексика, Венесуэла).

III. Квадрат.

Разрыв между низшими и высшими слоями не превышает 5 раз.
Вопрос №40

Социализация личности.

Под личностью понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.

В социологии выделяется несколько подходов к изучению личности:

  1. Диалектико-материалистический подход: к концу 20-х годов ХХ века практически сформировалась данная концепция. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х гг. Согласно этой концепции развитие личности – диалектический процесс, он обусловлен 4-мя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Биологическое и социальное рассматривалось в пользу последнего, т.е. то, что дано природой, не является фатальной детерминантой. Биологическое – потенциальная возможность, которая реализуется в способностях при содействии 3-х основных факторов. Акцент делался на социальном, пренебрежение к биологическому привело к гонению на педагогику. В 30-е гг. она была объявлена лженаукой.
  2. Антропологический подход: в нем личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Классический антропологический подход нашел отражение в работах Фейербаха. Он рассматривает человека как продукт природы, игнорируя социальный контекст в развитии личности. В настоящее время в чистом виде практически не встречается. На позиции абсолютного антропологизма стоит классический бихевиоризм. Он отождествляет понятие индивид, личность, человек. Он игнорирует определяющую роль социальной среды в развитии личности.
  3. Нормативный подход: в нем личность определяется набором положительных качеств, признаков. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами как высокая сознательность, ответственность, соц. Активность, нравственность.
  4. Социологический подход: личность рассматривается прежде всего как объект и продукт соц. отношений. Личность – конкретное выражение сущности человека, реализация в нем системы социальных черт и качеств данного общества.
  5. Персоналистический подход: в определенной мере он выступает в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам. Личность рассматривается как абсолютно самостоятельная и индивидуально неповторимая целостность. Наиболее полное выражение этого подхода проявилось в экзистенциализме. Согласно данной концепции сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда, т.е. природа и соц. отношения, мешают ей уйти в неповторимый внутренний мир. В современном индустриальном обществе, в мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяет свое «Я» в массе. Крупными представителями экзистенциализма являются Хайдегер, Сартр.
  6. Теория «зеркального Я»: ее автором является американский социолог, основоположник теории «малых групп» Кули. Он считает признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми.
  7. Биолого-генетический подход: предполагает, что поведение человека заложено в биопрограмме, примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль соц. среды, культуры в становлении человека как соц. существа. Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы, которые ранее были достоянием человеческого существа, а именно, склонности к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, агрессивность и др. Учет биологических и генетических качеств не означает отрицания роли соц. среды.


За последнее время многие исследователи при изучении личности делают попытки совместить несколько подходов, тем самым пытаются избежать односторонности.

Человек с самого начала взаимодействует с соц. средой, с обществом. Процесс этого взаимодействия характеризуется понятием социализация.

Социализация – процесс освоения человеком окружающей соц. среды и превращение его в личность, т.е. социальное качество. В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные задатки. Общество при этом создает условия для саморазвития личности. Процесс социализации проходит ряд этапов. В современной литературе в качестве основного критерия социализации бралась трудовая деятельность, в соответствии с этим выделяли 3 основных этапа социализации:

  1. дотрудовой;
  2. трудовой;
  3. послетрудовой (связанный с выходом на пенсию).

Однако эти этапы не учитывали особенности первой и последней стадий. Третий этап не учитывал процесс ресоциализации, т.е. освоения человеком новых ролей.

В западной литературе выделяют 2 этапа социализации:

  1. первичная (от рождения до формирования зрелой личности);
  2. вторичная или ресоциализации. Под последним этапом понимается своеобразная перестройка личности в период ее социальной зрелости.

Социализация происходит под влиянием соц. окружения условий и соц. институтов. К соц. институтам социализации относят семью (родителей), школу (в широком плане), СМИ, формальные и неформальные организации.


Вопрос №41

Наши рекомендации