Классификация социальных институтов.
Классификация социальных институтов по количеству исполняемых специализированных функций:
- монофункциональные – выполняют одну функцию
- полифункциональные – выполняют две или более функций
Классификация социальных институтов по масштабу: (УТОЧНИТЬ)
- микросоциальные
- макросоциальные
- мегасоциальные
По уровню социальной реальности, в которой создаются и действуют институты:
- международные (глобальные – например: НАТО, региональные)
- внутренние (экономические, политические, правовые)
По социальному возрасту (возникновение):
- семья
- церковь
- государство и право
- наука
- образование
- культура
Семья– есть микросоциальный институт общества, основанный на добровольном союзе женщины и мужчины, скрепленный браком (гражданским, церковным, официальным) и кровно-родственными узами, обеспечивающими удовлетворение потребности людей в воспроизводстве человеческого рода и совместной жизнедеятельности.
Функции семьи:
- репродуктивная
- рекреативная (досуговая)
- хозяйственно-экономическая
Типы семей:
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.
В зависимости от форм брака:
- моногамная семья – состоящая из двух партнёров
- полигамная семья – один из супругов имеет несколько брачных партнеров
В зависимости от числа поколений в семье:
- сложные – в них совместно проживает несколько поколений родственников
- простые – однопоколенные семьи, прежде всего – супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.
Также выделяются:
- Полная семья – семья с обоими супругами; неполная – если отсутствует один из супругов.
- Эгалитарная семья – семья, основанная на равенстве супругов
- Авторитарная семья – базируется на экономическом господстве одного из партнёров.
Еще одним важным институтом является церковь(религия является духовной основой церкви).
Церковь – есть мезосоциальный институт общества, основанный на религиозном вероисповедании, объединяющих единоверцев религиозными обрядами и ритуалами церковной организации и удовлетворяющий потребность в обретении смысла жизни и в спасении души.
Главные функция церкви:
· оказывание помощи в спасении души, обретении смысла жизни
· религиозно-воспитательная
· религиозно-интерактивная – церковь дает возможность верующим выходить на непосредственной общение с Богом
Государство – третий институт общества – есть макрополитический институт общества, выражающий всенародную волю, представляющий общенародные интересы, закрепляет политический статус народа на определенной территории и осуществляет верховную (императивную) власть и управление обществом, нормотворчество и правоприменение и обеспечивает защиту общественного строя, прав и свобод человека.
Главные функции государства:
- защита прав и свобод человека
- внешняя функция (оборонительная, дипломатическая,экологическая)
- внутренняя (государство выполняет исполнительную функцию, управленческую, правозащитную)
Вопрос №15
О.Конт – родоначальник социологии и позитивистского направления.
Огюст Конт (1798-1857) – французский социолог и философ, считается основоположником социологии, как самостоятельной науки, родоначальник новой позитивной социальной науки, которая, по его мнению, должна была освободить научное знание от умозрительной философии (метафизики) и теологии. По Конту, позитивные знания – это «истинно доступные нашему уму и полезные для нас» знания, которые противостоят фантастическим представлениям, а также здравому смыслу ввиду его ограниченности и противоречивости.
Позитивизм по Конту
Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Конт указывает пять значений этого слова:
1) реальное в противовес химерическому;
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.
Социология как наука
По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее – самый важный и сложный, поэтому она – своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности, они служат для нее теоретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением
Методология
Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его творчестве переплетались два различных направления: научное («Курс позитивной философии»), с одной стороны и социально-практическое (реформаторское, религиозное, моралистское, политическое, педагогическое и т. д.) («Системы позитивной политики») – с другой. Противоречивость этих двух этических ориентации порождала противоположность ряда теоретико-методологических постулатовПротиворечивость позиций Конта-ученого и Конта-реформатора и пророка в полной мере проявилась в его трактовке метода социологии:
С одной стороны, это рациональный, объективный метод социальной науки опирающейся на естественнонаучные методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть другим:
· метод наблюдения (его результаты должны быть проанализированы, что в итоге позволяет устанавливать устойчивые связи – законы);
· метод эксперимента (исследования общественных аномалий (войн, революций) – по болезни общества можно судить и о его норме);
· метод сравнения (сравнение человеческих и животных обществ, сравнение различных существующих состояний человеческого общества и сравнение различных последовательных состояний человечества)
Что касается субъективного метода, то в его характеристике Конт гораздо менее ясен, чем в описании объективного. Однако его характеризуют 2 основных признака:
1. это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект.
2. это эмоционально-альтруистический по своей сути «метод сердца», которому должен быть подчинен ум, необходимо подчинять научные, моральные и политические идеи альтруистическим чувствам, направленным последовательно на семью, отечество и человечество.
Этому соответствуют три формулы:
1. жить для своих близких
2. жить для своих соотечественников
3. жить для всех
Все они резюмированы в знаменитом девизе «Жить для других».
«Социальная статика» и «социальная динамика, социальные законы позитивизма
Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. в своем труде «Курс позитивной философии» (том IV). До этого, для обозначения социальной науки Конт использовал термин «Социальная физика» – таково первое определение, которое ученый дает социологии как позитивной науки. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику».
«Социальная статика» – сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом.
«Социальная динамика» – посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, «абстрактную историю» без имен и без отношения к конкретным народам. По Конту, каждая стадия в развитии человечества подготавливает следующие стадии. Поэтому настоящее органично связано как с прошлым, так и с будущим.
Подобно тому, как физика занималась открытием законов движения материи, социология была призвана открывать законы социальных перемен. В открытии объективных, «истинных законов общества», первые социологи видели свое призвание. Сам Конт полагал, что ему удалось открыть ряд законов. Законы, обоснованные О. Контом:
· Закон классификации наук определяет иерархию позитивных наук. В ней отражена последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния: математика – астрономия – физика – химия – биология – социальная физика (социология), т.е. позитивная наука об обществе. В работах последнего периода жизни к этому списку Конт добавляет мораль.
· Закон двойной эволюции обосновывает прямую зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук. Иными словами, чем выше уровень развития наук в обществе, тем оно, по Конту, находится на исторически более высокой стадии.
· Закон трех стадий, согласно которому, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:
1. На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.
2. На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций
3. Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, то есть «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.
Ученый считал, что теологическая стадия способна обеспечить порядок, но не прогресс, метафизическая наоборот – прогресс без порядка, позитивизм же позволяет утвердить как порядок, так и прогресс, причем впервые с рациональной свободой индивида: «настоящая свобода ничто иное, как рациональное подчинение законам природы», – заявляет ученый. «Девиз позитивизма – Любовь, Порядок, Прогресс», – утверждает Огюст Конт.
Вопрос №16