Классификация социальных институтов.

Классификация социальных институтов по количеству исполняемых специализированных функций:

  • монофункциональные – выполняют одну функцию
  • полифункциональные – выполняют две или более функций

Классификация социальных институтов по масштабу: (УТОЧНИТЬ)

  • микросоциальные
  • макросоциальные
  • мегасоциальные

По уровню социальной реальности, в которой создаются и действуют институты:

  • международные (глобальные – например: НАТО, региональные)
  • внутренние (экономические, политические, правовые)

По социальному возрасту (возникновение):

  • семья
  • церковь
  • государство и право
  • наука
  • образование
  • культура

Семья– есть микросоциальный институт общества, основанный на добровольном союзе женщины и мужчины, скрепленный браком (гражданским, церковным, официальным) и кровно-родственными узами, обеспечивающими удовлетворение потребности людей в воспроизводстве человеческого рода и совместной жизнедеятельности.

Функции семьи:

  • репродуктивная
  • рекреативная (досуговая)
  • хозяйственно-экономическая

Типы семей:

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья – состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья – один из супругов имеет несколько брачных партнеров

В зависимости от числа поколений в семье:

  • сложные – в них совместно проживает несколько поколений родственников
  • простые – однопоколенные семьи, прежде всего – супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.

Также выделяются:

  • Полная семья – семья с обоими супругами; неполная – если отсутствует один из супругов.
  • Эгалитарная семья – семья, основанная на равенстве супругов
  • Авторитарная семья – базируется на экономическом господстве одного из партнёров.

Еще одним важным институтом является церковь(религия является духовной основой церкви).

Церковь – есть мезосоциальный институт общества, основанный на религиозном вероисповедании, объединяющих единоверцев религиозными обрядами и ритуалами церковной организации и удовлетворяющий потребность в обретении смысла жизни и в спасении души.

Главные функция церкви:

· оказывание помощи в спасении души, обретении смысла жизни

· религиозно-воспитательная

· религиозно-интерактивная – церковь дает возможность верующим выходить на непосредственной общение с Богом

Государство – третий институт общества – есть макрополитический институт общества, выражающий всенародную волю, представляющий общенародные интересы, закрепляет политический статус народа на определенной территории и осуществляет верховную (императивную) власть и управление обществом, нормотворчество и правоприменение и обеспечивает защиту общественного строя, прав и свобод человека.

Главные функции государства:

  • защита прав и свобод человека
  • внешняя функция (оборонительная, дипломатическая,экологическая)
  • внутренняя (государство выполняет исполнительную функцию, управленческую, правозащитную)

Вопрос №15

О.Конт – родоначальник социологии и позитивистского направления.

Огюст Конт (1798-1857) – французский социолог и философ, считается основоположником социологии, как самостоятельной науки, родоначальник новой позитивной социальной науки, которая, по его мнению, должна была освободить научное знание от умозрительной философии (метафизики) и теологии. По Конту, позитивные знания – это «истинно доступные нашему уму и полезные для нас» знания, которые противостоят фантастическим представлениям, а также здравому смыслу ввиду его ограниченности и противоречивости.

Позитивизм по Конту

Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Конт указывает пять значений этого слова:

1) реальное в противовес химерическому;

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

Социология как наука

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее – самый важный и сложный, поэтому она – своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности, они служат для нее теоретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением

Методология

Для понимания трактовки социологии Контом важно иметь в виду, что в его творчестве переплетались два различных направления: научное («Курс позитивной философии»), с одной стороны и социально-практическое (реформаторское, религиозное, моралистское, политическое, педагогическое и т. д.) («Системы позитивной политики») – с другой. Противоречивость этих двух этических ориентации порождала противоположность ряда теоретико-методологических постулатовПротиворечивость позиций Конта-ученого и Конта-реформатора и пророка в полной мере проявилась в его трактовке метода социологии:

С одной стороны, это рациональный, объективный метод социальной науки опирающейся на естественнонаучные методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть другим:

· метод наблюдения (его результаты должны быть проанализированы, что в итоге позволяет устанавливать устойчивые связи – законы);

· метод эксперимента (исследования общественных аномалий (войн, революций) – по болезни общества можно судить и о его норме);

· метод сравнения (сравнение человеческих и животных обществ, сравнение различных существующих состояний человеческого общества и сравнение различных последовательных состояний человечества)

Что касается субъективного метода, то в его характеристике Конт гораздо менее ясен, чем в описании объективного. Однако его характеризуют 2 основных признака:

1. это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект.

2. это эмоционально-альтруистический по своей сути «метод сердца», которому должен быть подчинен ум, необходимо подчинять научные, моральные и политические идеи альтруистическим чувствам, направленным последовательно на семью, отечество и человечество.

Этому соответствуют три формулы:

1. жить для своих близких

2. жить для своих соотечественников

3. жить для всех

Все они резюмированы в знаменитом девизе «Жить для других».

«Социальная статика» и «социальная динамика, социальные законы позитивизма

Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. в своем труде «Курс позитивной философии» (том IV). До этого, для обозначения социальной науки Конт использовал термин «Социальная физика» – таково первое определение, которое ученый дает социологии как позитивной науки. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику».

«Социальная статика» – сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом.

«Социальная динамика» – посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, «абстрактную историю» без имен и без отношения к конкретным народам. По Конту, каждая стадия в развитии человечества подготавливает следующие стадии. Поэтому настоящее органично связано как с прошлым, так и с будущим.

Подобно тому, как физика занималась открытием законов движения материи, социология была призвана открывать законы социальных перемен. В открытии объективных, «истинных законов общества», первые социологи видели свое призвание. Сам Конт полагал, что ему удалось открыть ряд законов. Законы, обоснованные О. Контом:

· Закон классификации наук определяет иерархию позитивных наук. В ней отражена последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния: математика – астрономия – физика – химия – биология – социальная физика (социология), т.е. позитивная наука об обществе. В работах последнего периода жизни к этому списку Конт добавляет мораль.

· Закон двойной эволюции обосновывает прямую зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук. Иными словами, чем выше уровень развития наук в обществе, тем оно, по Конту, находится на исторически более высокой стадии.

· Закон трех стадий, согласно которому, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

1. На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.

2. На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций

3. Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, то есть «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.

Ученый считал, что теологическая стадия способна обеспечить порядок, но не прогресс, метафизическая наоборот – прогресс без порядка, позитивизм же позволяет утвердить как порядок, так и прогресс, причем впервые с рациональной свободой индивида: «настоящая свобода ничто иное, как рациональное подчинение законам природы», – заявляет ученый. «Девиз позитивизма – Любовь, Порядок, Прогресс», – утверждает Огюст Конт.

Вопрос №16

Наши рекомендации