М. Вебер – основоположник понимающей социологии

Немецкий мыслитель М. Вебер (1864-1920) считал, что социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякое поведение и деятельность являются предметом изучения социологии, а только те, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, во-вторых, ориентированы на других субъектов, то есть учитываются влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, то оно не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Соц. действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В таком качестве они составляют предмет внимания понимающей психологии. Если действия человека ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этих действий в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта соц. действия. Задачи понимающей социологии, по мнению Вебера, заключаются в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось; во-вторых, какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно- соотнесенного поведения других людей». Вебер исходит из того, что понимание соц. действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим (осмысленным с помощью понятий), так и чисто эмоциональным (вживание социолога во внутренний мир субъекта). В своей социологии понимания Вебер рассматривал проблему моральных, политических, эстетических ценностей. Вебер трактует ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Ценности из надисторической области переносятся в историческую.

Важнейщей составляющей разработанной Вебером теории социального действия является концепция идеальных типов. Идеальный тип – это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современную эпоху (моральные, политические, религиозные ценности, вытекающие из них установки, правила поведения людей). Идеальные типы характеризуют сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д., в силу чего они выступают как своеобразные критерии жизни людей. Идеальные типы способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь. Типы соц. действия по Веберу:

- целерациональное (человек ясно представляет цель своего действия и средства ее достижения)

- ценностно-рациональное (сознательная вера в этическую, эстетическую и религиозную ценность поведения)

- аффективное (происходит через бессознательные психологические импульсы и чувства)

- традиционное (осуществляется через привычку)

В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы и виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко и содержанием и механизмом осуществления социального действия.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности соц. действий. Воплощением рациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным принципам.

25. Закономерности развития культуры.

В развитии культуры специалисты выделяют несколько закономерностей, связанных в основном с качественными переменами в жизни общества, прежде всего это неравномерность ее становления и функционирования, асинхронность в расцвете и упадке духовной и экономической сфер жизни общества Второй особенностью является неравномерное развитие самих видов культуры: художественной, политической, педагогической и т.д. Несмотря не противоречия, порой антагонистические отношения между типами и формами культуры, ее видами, в ней сохраняется преемственность, которая может быть временной и пространственной, позитивной и негативной. На эти две закономерности оказывают большое влияние новации (революции) в технике и технологии. Революционные перемены в технологии открывают простор для производства и распространения культурных ценностей. В истории человечества было несколько таких революционных взрывов: появление письменности; изобретение книгопечатания; появление радио и телевидения. о плюсах и минусах каждого изобретения, об их роли в становлении культуры написано много. Самый главный минус заключается, по мнению социологов, в том, что культура в эпоху НТР утратила свою целостность, стала мозаичной, а на сознание обывателя обрушился поток низкопробной культуры, вымывающий из сознания человека интеллектуальное, нравственное начало. И еще одна закономерность есть в становлении и функционировании культуры: особая роль творческой личности - литератор, архитектор, художник, ученый как в техногенном, так и в традиционном обществе оказывает огромное влияние на образ жизни, нормы поведения, ценностные ориентации людей, вносит существенный вклад в развитие второй природы, в качество жизни народа. Оказывается это большое влияние по многим каналам, с использованием всех основных элементов культуры. В их числу относят язык, знания, убеждения, ценности, идеологию.



Наши рекомендации