Социальное государства: сущность и понятие


"социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности"[3,C.51]. Существует несколько моделей социального государства.

Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.
Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование[8, C.145].

31. \В настоящее время выбор эффективной социальной политики является одной из важнейших задач органов государственной власти. От того, как будет решаться эта задача, зависят уже не только условия жизни простых людей, но и общие перспективы экономического развития страны, обеспечение национальной безопасности, сохранение российского государства. В связи с этим вполне обоснованным является включение в учебный план специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» курса «Социальная политика»[1].

Объектом курса «Социальная политика»служит государственная социальная политика во всем многообразии ее составляющих, включая государственные, специализированные, негосударственные организации, а также социальные технологии и средства удовлетворения социальных потребностей людей.

Предметом курса «Социальная политика» являются политико-административные управленческие отношения применительно к социальной сфере, сопряженные с формированием и поддержанием условий жизни людей.

Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, реализующая отношения общества в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Данная политика представляет собой деятельность государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-истори­ческих условий страны.

Цель дисциплины «Социальная политика» состоит в формировании у обучающихся целостного представления о системе социальной политики, вопросах ее методологии, практики разработки и реализации.

32. 1.1.Понятие бедности. История изучения бедности

Бедность – характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.1

Сравнительный анализ бедности в богатых и в бедных странах способствовал возникновению концепции двойной бедности, согласно которой существует абсолютная и относительная бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум). Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.4

Бедность подразумевает обоснование минимальной корзины питания и минимального уровня жизни, ниже которых не должен опускаться никто. Бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре. Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения.1

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности исходят из трех основных концепций: абсолютной, основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; относительной, предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установление единого минимального "порога бедности" по меньшей мере, проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны
Депривационный подход (или оценка бедности через испытываемые лишения) требует учета целого ряда материальных, но и социальных индикаторов с целью определения качественного «порога», ниже которого недостаточность душевых подходов приводит индивида на грань выпадения из привычных социальных связей и общепринятого образа жизни большинства населения определенного региона или страны, «порога», который, по сути, означает социальную эксклюзию, т.е. фактическое исключение определенной доли населения из нормальных условий жизнедеятельности.

Согласно этому подходу, бедными считаются граждане, чье потребление не соответствует принятому в обществе стандарту, у которых нет доступа к определенному набору благ и услуг.1

В оценках бедности, основанных на депривационном подходе, следует разграничивать количественную и качественную стороны депривации.

33. Бедность и неравенство – понятия, тесно связанные между собой. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества: денег, власти, образования и престижа между различными слоями населения – в этом заключается социальное неравенство. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги, и их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемый на питание: чем беднее индивид, тем больше он тратит на питание, и наоборот.

34. Политическая система – это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности.
Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти. Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

35. Управление, в том числе и государственное, служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие и включает в свой арсенал силу убеждения, разума, гуманизма. Особенностью управления на государственном уровне является то, что обеспечение принятия и претворения в жизнь государственных решений требует особых условий: наличия соответствующих законов, поддержания порядка в обществе и контроля за конфликтами. Поэтому помимо прочих методов управления в данной системе используется механизм власти как средство волевого регулирования совместной деятельности людей. Таким образом, предусмотрена возможность применения мер государственного принуждения в процессе осуществления управления. ак на определённой территории возникает общественная структура, именуемая государством. И так происходит разделение общества на власть и народ (общество). Как любая природная система, государственная система управления имеет формы защиты от других уровней – от населения, которое и выбрало этот уровень власти (и по системе парадоксов часто уничтожает собственного выборщика). Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Обратимся к теории легитимности М. Вебера, которая считается классической в политологии. Он выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.
Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:

1. геронтократия - власть старейшин;
2. патриархальная - власть племенных вождей;
3. патримониальная - власть монарха,
4. султанизм (разновидность патримониальной власти),
5. власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху.

36..Государство – это универсальная форма организации общества. Его основными элементами являются территория, население, власть.

Под формой государственного устройства принято понимать территориально-организационную структуру страны. В зависимости от распределения власти в центре и на местах различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Для унитарных характерна высокая степень централизации политической власти. Административно-территориальные образования признаками суверенитета не обладают. В федеративных государствах их территориальные единицы в определенной мере обладают суверенитетом, признаками государственности.Конфедеративные государства – это союзы суверенных государств. Единые органы власти и управления в них отсутствуют.

Традиционная власть

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

Положительные черты:

меньше затрат на управление

чувство общности среди людей

устойчивость перед внешними потрясениями

Отрицательные черты

слабая восприимчивость к новому

неповоротливость государственного аппарата

постепенное накопление внутренних противоречий

Экономическая власть

Фобократия

Авторитарная власть

37..Семья– один из наиболее древних и значимых социальных институтов, она сохранилась, выступала и выступает социальной единицей общества с момента появления и до нашего времени.

Брак– это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Основные этапы жизни семьи.

1. Период добрачного ухаживания

2. Заключение брака и фаза без детей

3. Молодая семья с маленькими детьми.

4. Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста).

5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети

6. Стареющая семья.

7. Последняя фаза жизненного цикла семьи

Можно сконструировать три идеальных исторических типа моногамной семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный) и супружеский (постсовременный). В последние десятилетия наблюдается зарождение еще одного типа моногамии - супружеского. В такого рода семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцептристской), а свойством.

38..Семья как социальный институт Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества -воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию. Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Репродуктивная функция

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.

Функция первичной социализации.

Воспитательная функция

Рекреационная и психотерапевтическая функция

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога и социального работника.

Семьи группы рискахарактеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные.например, неполная семья, малообеспеченная семья

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями,

Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семья, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило

39.Понятие культуры. Основные элементы, функции. Культурные взаимодействия. каждое общество обладает определенной системой образцов поведения ,традицией,представлении о ценностном.т.е. каждое общество обладает своей Культ. в социологии Культ рассматривается ,как регулятор взаимоотношений людей и объединяет их в единую целостность,социум.Социум без культ невозможен.Как только социум теряет свою культ ,он исчезает. Существует множество определений культ.Их можно сгруппировать.Каждая группа основывается на одном критерии:1)культ. как особая форма и сфера деятельности2)культ как общий уровень развития общества.3)культ как сумма общественных достижений.4)культ как специфическая система норм,ценностей ,смыслов,способствующая интеграции общества.5)культ как духовное измерения деятельности. Нет одного единственного определения. культ в переводе с лат. "возделывание,облагораживание земли" ,"возделывание человеком" ЭЛЕМЕНТЫ-1)Содержательные:язык,ценности,нормы,знания,смыслы.2)Структурные:мифология,религия,идеология,наука.

40) По характеру творений можно выделить культуру, представленную вединичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н.Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Наши рекомендации