Социальное движение: определение, типология.
Социальное движение– массовые или коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.
Классификация социальных движений
1. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них имеют относительно скромные цели и не стремятся к преобразованию основных институциональных структур. Таковы, например, движения против абортов, в защиту прав животных, за ограничение скорости на автострадах. Другие движения стремятся к более глубоким преобразованиям, затрагивающим основы социальной организации. К ним относятся, например, движения за гражданские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное освобождение в колониальных странах. Вследствие того что под их прицелом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение в структуре общества, активность этих движений имеет гораздо более далеко идущие последствия, чем предполагалось изначально: происходит радикальное преобразование самого общества. Если же предполагаемые изменения касаются основ социальной структуры и направлены на тотальное изменение общества в целом, построение вместо него «альтернативного» общества, тогда речь идет о революционных движениях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунистическое движения.
2. Социальные движения различаются в зависимости от целей собственной активности. Одни сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие – на изменении личности. Первые в свою очередь делятся на социополитическиедвижения,которые пытаются добиться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах, и социокультурные движения,которые стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним, например, битников, хиппи, панков). Движения, нацеленные на изменения личности, тоже имеют две разновидности. Первая – мистическиеилирелигиозные движения,которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения). Вторая – движения, призывающие к самосовершенствованию, исходя из того, что люди, изменившиеся к лучшему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки.
3. Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений: преобразовательные,направленные на полное изменение структур; реформаторские,направленные на их частичные изменения; движения спасения,преследующие цель полностью изменить членов общества; альтернативные,предполагающие их частичное изменение.
4. Социальные движения различаются в зависимости от характера своих требований. Некоторые движения стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, новые верования. Такие движения ориентированы на будущее. Их можно назвать прогрессивными.К ним можно отнести, например, движения республиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Другие движения обращены в прошлое, то есть стремятся восстановить институты, законы, образ жизни и верования, которые когда то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории. Их можно назвать консервативными,илиретроактивными.Примерами могут служить экологическое движение; движение за этническое возрождение в Восточной и Центральной Европе, возникшее после краха коммунизма. Различие между прогрессивными и консервативными движениями аналогично общему политическому разделению на левых и правых. Левые чаще прогрессивно ориентированы, правые обычно консервативны.
5. Социальные движения различаются в зависимости от стратегии, внутренней логики своей деятельности. Одни следуют «инструментальной» логике, их первичная цель – политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства (партия зеленых в Германии, «Солидарность» в Польше). Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для своих членов или более широких общностей. Таковы движения за гражданские права, этнические, феминистские и др.
В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом деятельность одних движений создает условия для возникновения контрдвижений.
Общество, которое подавляет, блокирует или запрещает социальные движения, уничтожает механизм собственного самоулучшения и само трансценденции, т. е. выхода за свои собственные пределы (термин Гидденса). Если сектор социального движения узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», обреченным на застой и упадок