Массовая культура и субкультуры в современной России.

Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры. Идея массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Согласно Тарду и Лебону общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под её потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создаётся для целей потребления. Главная её функция – развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишённая внутреннего источника развития и функционирующая на уровне социального заказа. Она является массовой по объёму, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры – адаптивная, причём в облегчённом, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером массовой культуры могут служить бесконечные телевизионные сериалы.

Самое концентрированное воплощение массовой культуры – китч (от нем. Kitsch – халтура, безвкусица, штамп). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишённого своей привычной среды обитания. Задача китча – создание иллюзии счастья. Его широкое распространение привело западный социологов к выводу о том, что может наблюдаться обратная зависимость между материальным и культурным уровнем населения: достаточно быстрое массовое повышение уровня жизни сопровождается уменьшением духовных запросов.

Период 60-х годов XX века можно назвать переломным для содержательной стороны массовой культуры на Западе. Бунт молодёжи в западноевропейских странах показал, что массовая культура воздействует на человека не очень эффективно, так как она «безадресная», рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод о том, что одни и те же общественные идеалы следует доводить до различных социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных и т.д.) различными способами. И перед социологами встали следующие задачи:

- дифференцировать группы по культурному признаку;

- выделить их особый круг интересов и найти возможные точки соприкосновения друг с другом;

- определить пути, способы и средства воздействия на группу.

Массовая культура модифицируется с учётом специфических характеристик различных социальных групп. Несколько изменяются и способы её воздействия: она не только становится более избирательной, технически совершенной, изобретательной, но и использует в качестве основного инструмента механизм статусного потребления. Так, покупка тех или иных вещей диктуется не столько их техническими характеристиками и соображениями функциональности, сколько соображениями престижности. Такое понимание происхождения и содержания массовой культуры предлагается в учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 196-200). Более мягкая трактовка специфики массовой культуры изложена в учебнике под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 156-158).

Модернизация вырабатывает новые формы приобщения индивидуума к социокультурной практике, порождая многообразные проявления массовой культуры в разных областях деятельности. Так, массовая общеобразовательная школа формируется в процессе социализации детей; средства массовой информации развиваются в области культурных коммуникаций; массовые движения и партии – в политической жизни; массовый потребительский спрос и стандарты престижных услуг – в потреблении жизненных благ, проведении досуга.

Продукты массовой культуры создаются профессионалами – специалистами в сфере потребительского спроса, образования, политики, массового искусства, рекламы. Распространясь по всему миру, эти продукты, как правило, не несут в себе мастерство, развивающее начало, которым обычно наделена народная культура. Многие из них вообще лишены этнонациональных признаков. Важным рычагом развития массовой культуры выступают коммерческие цели, а также ориентация на создание своеобразного эрзац-продукта, т.е. товаров, услуг, художественных ценностей, рассчитанных на усреднённый вкус.

Так как общество состоит из множества групп – демографических, национальных, социальных, профессиональных, у каждой из них формируется собственная система ценностей и правил поведения, т.е. своя субкультура. Субкультура – это часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Но этот культурный мир не противостоит доминирующей культуре, хотя различия могут быть сильными.

Выделяют субкультуры профессиональные, субкультуры конфессиональные, субкультуры социальных групп и т.д. Если государство однородно в этническом и языковом отношении, то в нём существует одна национальная культура. Но в большинстве государств несколько различных национальных культур. Поэтому сосуществуют культура большинства нации и субкультуры национальных меньшинств.

Говорят о субкультуре пожилых людей, о молодёжной субкультуре, о криминальной субкультуре, о субкультуре спортсменов, одиноких людей и т.п. Наиболее известными субкультурами выступают городская и сельская. Выделяют элитарную культуру, т.е. субкультуру представителей привилегированных групп общества, для которых характерны такие черты, как принципиальная закрытость культурной коммуникации, высокое качество жизни, закрепление принципов ценностно-смысловой самодостаточности, противопоставление себя субкультурам других слоёв, в частности массовой культуре.

Зарубежные исследователи выделяют культуру бедности, которая развивается в ряде современных обществ на противоположном от элитарной культуры полюсе. Речь идёт о культуре беднейших групп населения: низкооплачиваемых неквалифицированных работников, маргинальных слоёв. Их качество жизни резко отличается от жизни основной части населения, что определяет их обездоленность, низкий уровень квалификации, образования и духовных запросов, высокий уровень молодёжной преступности.

Своими характеристиками выделяется молодёжная субкультура, которая формируется в условиях городской среды современного общества. Молодёжная субкультура во многих странах демонстрирует общие свойства: достаточно чётко выделены её границы, отъединённость от жизни старших поколений. Уход её носителей в сферу общения и самообразования, досуга и развлечений. Конечно, молодёжь не в состоянии создать собственный уклад жизни, оригинальные формы духовной активности. Молодёжная субкультура складывается из представлений современно мыслящих юношей и девушек, их жизненных целей, манер поведения, занятий в свободное время. Для молодёжной аудитории целенаправленно создаётся определённый объём массового искусства – прежде всего, музыка, кинофильмы, литература, модная одежда, компьютерные игры. К рассмотрению молодёжной культуры обращается В.В. Касьянов (Социология. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 145-151).

Субкультура формирует у людей чувство принадлежности к одной группе людей, групповую солидарность. Члены культурной группы симпатизируют друг другу, больше доверяют, чем посторонним. Общие особенности, присущие членам группы, выражаются во взглядах на жизнь, в одежде, жаргоне, манере поведения и т.п. Можно привести, к примеру, советских «стиляг», «хиппи».

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, религия, этническое происхождение и др. С одной стороны, субкультура объединяет людей в одну группу, но, с другой, она выключает из своей группы тех, кто не знает её «языка». Поэтому зачастую сообщество, господствующая культура с подозрением или недоверием относятся к ней. Это особенно становится явственным, когда группа стремится выработать нормы и ценности, противоречащие господствующим. В таком случае субкультура выступает в роли контркультуры. Критику и отрицание существующих ценностей несло с собой, например, движение «хиппи» 60-х годов и др. Случается и так, что некоторые элементы субкультуры (например, одежда или либерализация сексуальных отношений) проникают в общество, и тогда они уже теряют свою привлекательность для контркультуры.

Контркультура концентрирует в себе установки, противостоящие господствующей культуре, выдвигающие альтернативные принципы развития, новые духовные ориентиры. Явление контркультуры заинтересовало исследователей во второй половине XX в. как один из факторов, динамизирующих развитие народов. Ослабление прежних норм деятельности, духовных ориентиров и зарождение новых нередко сопровождается общественным размежеванием, активизацией определённых социальных сил. Не все эти сдвиги формируют контркультуру. Но если они приобретают отчётливое выражение в идеях, в действиях целых слоёв, то тем самым обществу передаётся импульс обновления. Новые представления какое-то время сохраняют инновативный характер по отношению к базовым образцам, но со временем значительная их часть способна интегрироваться в господствующую культуру. О разнообразии субкультур и контркультуре пишет Т.Л. Кончанин (С. 329-333), а также авторы учебника под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 158-161).

Наши рекомендации