Предмет и функции социологии.

Социология есть наука об обществе. Этот её основной смысл выражает термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Социология – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Сочетая теоретические и эмпирические средства, социология исследует именно общие свойства любого проявления социальности, составляющей специфический способ существования человеческого рода. Специфика социологии состоит в том, что каждое проявление человеческой жизнедеятельности она изучает в его социальном контексте, во взаимосвязи со всем общественным организмом как целостной системой.

Фундаментальное знание социологии раскрывается в её предмете, где основные понятия и категории связаны между собой логически непротиворечивым способом. Исследуя общественные процессы и явления, социологи в центр своего внимания всё чаще ставят человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определённой общественной группы, социального слоя, института. Огромное значение приобретают также мотивы его поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности интересы, жизненные ориентации. Человек развивается как родовое, общественное существо, прежде всего, при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

Социология призвана не предлагать свои модели, а изучать фрагменты, части объективной реальности. В действительности мы встречаемся в первую очередь не со структурами, а с деятельностью человека, через которую затем выходим на институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни.

Сознание и поведение человека в конкретной социально-экономической обстановке обусловливают появление различных социально-демографических, национальных, социально-профессиональных структур. Поэтому предмет социологии включает: реальное общественное сознание во всём его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей.

Изучение сознания и поведения людей переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. Подробное разъяснение предмета социологии содержится в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 40-47).

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, вырабатывает и свой метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойственными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что она изучает, то характеристика её метода призвана дать понимание того, каким образом социология подходит к изучению общества. Специфика метода социологии определяется особенностями её предмета.

Изучение в социологии общества именно как целостной социальной системы и под углом зрения субъективно-деятельной его стороны предопределяет широкое использование этой наукой метода структурно-функционального анализа, в соответствии с которым каждая сфера общественной жизни рассматривается как соответствующая подсистема, выясняется её место и роль в обществе, взаимодействие с другими сферами. Метод социологии требует изучать общество с точки зрения его структуры, функционирования и развития. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем.

Дополнением и корректировкой этой методологии служит сравнительный метод. Он опирается на предположение о том, что имеются определённые общие закономерности проявления социального поведения, независимо от национальной и государственной принадлежности, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти и т.д. Применение сравнительного метода расширяет горизонты исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Строго говоря, речь идет не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. В структуру метода социологии включаются методологические принципы социологического исследования общества и на макроуровне, т.е. как целостной социальной системы, и на средних уровнях, т.е. на уровнях отдельных его элементов, подсистем, и на микроуровне, т.е. уровне межличностного взаимодействия.

В отличие, например, от философии социология не умозрительная, а опытная наука. Одна из важнейших характеристик метода социологии состоит в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на её эмпирическое исследование. В рамках такого исследования используются разнообразные методы: опрос, наблюдение, изучение документов и эксперимент. Метод современной социологии как методологическую проблему рассматривают В.В. Касьянов в учебном пособии «Социология» (Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – С.68-70), Д.Ж. Маркович в учебнике «Общая социология» (М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 70-81).

Для понимания сущности социологии необходимо ознакомиться с её основными законами и категориями. Широко используя в познании и изложении своего содержания важнейшие понятия других общественных наук, социология имеет специфические законы и категории. Их анализ можно найти в учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 10-13) и в статье Г.П. Давидюк «Социологические законы» (Социс. – 2001. – № 6. – С. 96-103).

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими. Этому вопросу уделяют внимание А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 41-48), Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 70-73), а также Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 17-22).

Как наука социология выполняет вполне определенные функции, имеющие существенное значение в жизни современного общества. Следует выделить четыре наиболее важные из них. Во-первых, это теоретико-познавательная функция, которая состоит в накапливании знаний об обществе, их систематизации, анализе и обобщении. Во-вторых, практически-преобразовательная функция, которая состоит в диагностике и прогнозировании социальных явлений и процессов. В-третьих, мировоззренческо-идеологическая функция, состоящая в воздействии на сознание людей и общественное мнение путем распространения знаний и информации, полученных в ходе социологических исследований. В-четвертых, интегративная функция, которая заключается в синтезе социально-гуманитарного знания, обеспечении комплексности социальных исследований. Социология связана со всеми формами жизнедеятельности людей и позволяет им ориентироваться в событиях, принимать грамотные решения, регулировать ход социальных процессов. Другие подходы к определению функций социологии изложены в учебнике Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 61-64), учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 23-25), в работах Г.А. Котельникова (Социология: Практикум для студентов технических вузов. – Белгород: "Крестьянское дело", 2002 – С. 59-60; О роли социологии в повышении научного потенциала Белгородского региона // Вестник БелГТАСМ. Научно-теоретический журнал. – 2001. – №1. – С. 158-163).

Наши рекомендации