Котельников Г.А., Гричаникова И.А.

Котельников Г.А., Гричаникова И.А.

К 73 Социология: Учебно-методический комплекс для студентов технического вуза. – Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 2005. – 208 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех специальностей технического вуза. В нем дано конспективное изложение курса, методическое обеспечение для самостоятельной работы и самоконтроля, словарь терминов и итоговые тесты, общий список рекомендуемой учебной литературы. Конкретные указания по литературе к темам даны в тексте.

Печатается по решению кафедры социологии от 6 июля 2005 г., протокол № 12.

ISBN 5-86146-148-1

УДК 316

ББК 60.5

Котельников Г.А., Гричаникова И.А. - student2.ru К без объявл.

3ж8 (03) - 03

Ó Котельников Геннадий Алексеевич, 2005

Ó Гричаникова Ирина Александровна, 2005

Ó «Крестьянское дело», 2005

ISBN 5-86146-148-1

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение………………………………………………...…….........
Раздел первый. Теоретическая социология
Глава 1. Социология как наука................................………..….....
Глава 2. История становления и развития социологии……........
Глава 3. Социальные группы и общности как объекты социологического исследования………………………….........  
Глава 4. Личность как субъект и объект общественных отношений..................................................................................  
Раздел второй. Методы социологического исследования
Глава 5. Методология и методика социологического исследования…................................................................................
Глава 6. Опрос в социологическом исследовании…………........
Глава 7. Методы наблюдения, изучения документов и эксперимент в социологии……………………………………..  
Глава 8. Методы обработки и анализа результатов эмпирического социологического исследования............................  
Раздел третий. Прикладная социология
Глава 9. Социология молодёжи……………………………..........
Глава10. Социология семьи...…………..........................................
Глава 11. Социология управления……………………………......
Глава 12. Социология культуры и духовной жизни.....................
Заключение……………………………...........................................
Основные социологические термины………………………........
Примерная тематика контрольных работ…………....………......
Тестовый материал по курсу социологии…………………..........
Вопросы к зачётам и экзаменам по социологии…………….......
Список основных учебников, учебных пособий, курсов лекций, словарей и другой учебной литературы по социологии…..  

В В Е Д Е Н И Е

Социология – это наука о закономерностях функционирования общества в целом, социальных общностей, социальных отношений, социальных институтов и развитии социальных явлений и процессов. Она играет важную роль в социально-гуманитарной подготовке студентов вузов. Учебный курс социологии базируется, с одной стороны, на знаниях, полученных студентами по истории, культурологии, философии, экономической теории, а с другой стороны, на общих закономерностях функционирования любого знания, в том числе технического.

Цель курса «Социология» в техническом вузе состоит в ознакомлении с основами теории социологической науки и её прикладными разделами, овладении студентами первичными навыками сбора, обработки и анализа социальных фактов. В процессе изучения курса студенты получают представление о функционировании общественных структур и одновременно принимают участие в исследовательском процессе, овладевая на практике его методикой.

Задачи курса состоят в следующем:

1. Приобретение студентами знаний в области общесоциологических и специальных социологических теорий, необходимых для прикладных исследований.

2. Приобретение знаний и умений, необходимых для самостоятельной разработки программы и инструментария конкретного социологического исследования, понимания принципов его организации и проведения.

3. Овладение методикой и технологией сбора социальных фактов, их математико-статистической обработки и анализа.

Изучение социологии способствует формированию у студентов наиболее полного представления о различных сторонах жизни современного общества. Овладевая социологическими знаниями, студент развивает своё социальное мышление, понимание проблем жизни общества, источников их возникновения и возможных путей и методов разрешения.

Предлагаемое учебное пособие адресовано студентам и поэтому ориентировано на выполнение требований обязательного государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по социологии. При его подготовке мы стремились учесть динамичность развития социологической теории, а также разнообразие существующих научных подходов к рассмотрению проблем современного общества. Наши рассуждения строятся на постнеклассической парадигме социальных наук и интегративной роли социологии в общественно-политической жизни, экономике, управлении и образовании, культуре и духовной жизни.

В связи с необходимостью краткого изложения курса социологии в техническом вузе его содержание максимально концентрировано и включает в себя 12 наиболее существенных, на наш взгляд, тем. Они посвящены: а) рассмотрению сущности и специфики социологического познания; истории становления и развития социологии; изучению социальных групп и общностей как объектов социологического исследования; личности как субъекту и объекту общественных отношений; б) методологии и методике социологического исследования; методам сбора первичной эмпирической информации; методам обработки и анализа эмпирических результатов; в) проблемам социологии молодёжи; социологии семьи; диагностике и прогнозированию социальных процессов в социологии управления; культуре и духовной жизни общества.

Используется метод конспективного изложения тем, который позволяет ознакомиться с содержанием курса в сжатом виде, а имеющиеся в тексте ссылки указывают на литературные источники, где представлена наиболее полная информация по каждому из вопросов. С целью упорядочения ссылок на источники сведения о них приводятся или в полной форме, или в случаях частого повторения – в форме указания в квадратных скобках порядкового номера в списке литературы и нужных страниц.

Применяемое структурирование текста помогает лучше ориентироваться в учебной литературе и первоисточниках. Для повышения эффективности работы с конспектами лекций предлагается словарь терминов. В пособии также даны вопросы для самоконтроля, темы рефератов, проверочные и итоговые тесты. Подобная подача учебного материала акцентирует внимание на фундаментальных положениях социологического знания и его прикладного использования.

Раздел первый

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Глава 1

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Предмет и функции социологии.

2. Структура социологической системы познания. Теоретическая и прикладная социология.

3. Значение социологии в гражданском и профессиональном становлении специалиста.

Курс социологии занимает центральное место в системе обществоведческой подготовки специалистов. С одной стороны, он углубляет и конкретизирует самые общие представления об обществе, полученные в курсе философии; с другой – даёт сравнительно более общее, теоретическо-методологическое обществоведческое знание, нежели то, которое содержится в учебных курсах по каждой из многочисленных специальных общественных наук (история, культурология, политология и т.д.). Введение в начале 1990-х годов в вузах страны нового учебного курса «Социология» явилось одной из важнейших сторон совершенствования гуманитарного образования. Оно резко усилило и расширило внимание к научной и особенно к научно-методической разработке социологической проблематики. Цель и задачи курса социологии в техническом вузе подробно изложены во введении к данному учебному пособию.

Вопросы для самоконтроля

1. Что даёт право называть социологию наукой?

2. Что означает термин «социальное»?

3. Как можно определить предмет социологии?

4. Каковы наиболее общие и важные социологические категории и законы?

5. Какое место занимает социология в системе современных общественных наук?

6. Чем характеризуются методы социологии?

7. Каковы основные функции социологии?

8. Каковы основания для выделения уровней социологического знания?

9. Что представляют собой теории среднего уровня? Какую роль они играют в процессе развития и функционирования социологии как науки?

10. Как соотносятся между собой теоретическая и прикладная социология?

11. В чём значение социологии и почему возрастает её роль в современных условиях?

12. Какое значение имеет социология в гражданском и профессиональном становлении специалиста?

Темы рефератов

1. Общество как система. Социальные законы и социальная деятельность людей.

2. Проблема социального в научных дискуссиях?

3. Особенности микро- и макросоциологии?

4. Предмет социологии, её метод, законы и категории.

5. Уровни социологической системы познания.

6. Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

7. Специфика социологического анализа социальной действительности.

8. Характеристика прикладных разделов социологии.

9. Роль социологии в управлении общественными процессами.

10. Социологическое знание в системе гуманитарной подготовки специалиста.

11. Новые направления теоретических и прикладных исследований в социологии XXI века.

Глава 2

Вопросы для самоконтроля

1. Почему О. Конт считается основателем социологии как науки?

2. Каковы основные положения социологической теории О. Конта?

3. В чём заключается сущность органической теории общества Г. Спенсера?

4. Раскройте суть теории «социального реализма» Э. Дюркгейма.

5. Кто ввёл в социологию понятие идеального типа и что оно означает?

6. Охарактеризуйте суть «понимающей социологии» М. Вебера.

7. Раскройте учение марксизма о роли деятельности и общественных отношений людей в развитии общества как социальной системы.

8. Что такое эмпирическая социология и почему она получила особенно широкое развитие в США в начале XX века?

9. В чём смысл структурно-функционального направления и кто является его наиболее видным представителем?

10. В чём заключаются основные идеи социологического неопозитивизма П. Сорокина?

11. Каковы основные особенности и этапы развития отечественной социологии?

12. Дайте характеристику плюралистической социологии М.М. Ковалевского

13. В чём заключается субъективный метод в социологии русского народничества П. Лаврова и Н.К. Михайловского?

14. Каковы основные постулаты психологического толкования социальных явлений в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева?

Темы рефератов

1. О. Конт и возникновение позитивистской социологии.

2. Социологическая концепция Г. Спенсера.

3. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма.

4. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

5. Иррационализм в социологии.

6. Политическая социология М. Вебера.

7. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

8. Основные этапы и направления развития социологии в США.

9. Развитие социологической мысли в России.

Глава 3

Социальные институты.

Важной формой социального взаимодействия и одними из основных элементов социальной структуры общества выступают социальные институты и социальные организации. Создавая специальные институты и организации, общество тем самым утверждает и закрепляет определённые виды социального взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнедеятельности, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества, социальной группы как целостности.

Социальными институтами являются, например, семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общества; система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания, культурные ценности и передают их последующим поколениям; заводы, банки, рынки как экономические институты, осуществляющие производство и распределение товаров и услуг; государство и его органы (суд, прокуратура, полиция, тюрьма) как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращение и разрешение конфликтов между ними. Ни отдельные люди, ни общество в целом не могут нормально существовать и развиваться вне таких долговременных коллективных объединений.

Социальные институты – это особенно важные и глубокие, прочно утвердившиеся и устойчивые, регулярные, самообновляющиеся, упорядоченные социальные взаимодействия, прямой противоположностью которых являются случайные, спонтанные, хаотичные, поверхностные, спорадичные и неорганизованные связи между людьми и их группами. В связи с этим социальные институты можно определить как сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой структурой, глубокой интегрированностью в своих элементах, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а, следовательно, и всей системы.

Аналитический обзор социальных институтов даёт в статье «Социальный институт: определение, структура, классификация» Глотов М.Б. (Социс. – 2003. – № 10. – С.13-19).

Для социальных институтов характерно чёткое разделение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жёсткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. Н. Смелзер, например, определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определённой социальной потребности. Благодаря этому в обществе достигается большая предсказуемость в поведении людей, стабильность и надёжность социальных связей, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе.

Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять признаков социальных институтов:

1) Установки и образцы поведения (например, для института семьи – привязанность, уважение, ответственность; для института образования – любовь к знаниям, посещаемость);

2) Культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фабричная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы, святыни);

3) Утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образование – класс, библиотека);

4) Устные и письменные кодексы поведения (для государства – Конституция, Законы; для бизнеса – контракты, лицензии);

5) Идеология (для семьи – романтическая любовь, совместимость, индивидуализм; для бизнеса – монополия, свобода торговли, право на труд; для религии – православие, баптизм, протестантизм и др.).

В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Это не только совокупность людей, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами и осуществляющих конкретную общественную функцию, но и набор целесообразно ориентированных нормативных стандартов поведения лиц в типичных ситуациях.

Социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институционализацией. Последнее связано также с улучшением и углублением разделения труда и профессионализацией деятельности, ведущими к повышению эффективности социальных институтов, а также с созданием учреждений, организующих функционирование соответствующего института, управление и контроль за его деятельностью и обеспечение необходимыми ресурсами. Регулирование использования ресурсов общества – важная задача социальных институтов.

Выделяют главные и неглавные социальные институты. Например, в экономическом институте выделяются институты торговли, обращения ценных бумаг, а политический институт включает в себя институт представителей президента, институт по проведению предвыборной кампании и др. Институты выполняют различные функции, которые делятся на главные и неглавные или латентные, кроме того, возможно наличие дисфункций.

Для характеристики функций социальных институтов целесообразно выделить два существенных момента, а именно сознательно сформулированные цели, преследуемые в рамках функционирования данного социального института, и объективные последствия деятельности этого института. Такое различие особенно важно в ситуации, когда необходимо социологически объяснить наличие определённых социальных действий, продолжающих существовать в обществе даже тогда, когда поставленные перед этими действиями цели не осуществляются.

Подобные действия продолжают существовать потому, что выполняют вполне реальные латентные функции. Функция – как цель, задача, и функция – как результат. В идеальном случае сознательно сформулированные цели деятельности социального института и достигаемые результаты могут совпадать. Во многих случаях, однако, возникает расхождение между провозглашаемыми целями и объективными последствиями соответствующих действий. Следует учитывать наличие латентной функции социального института. Если явная, признанная функция социального института носит произвольный характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Ясно, что подлинное значение и характер социального института проявляется именно на уровне реально получаемых результатов его функционирования. Вскрытие латентных функций изучаемых социальных институтов – важная задача социологического анализа.

Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института – удовлетворения основных общественных потребностей. Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоёв и классов общества, меняют, следовательно, и характер отношений социальных институтов с социальной средой. Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в деятельности социального института могут возникнуть явления дисфункций, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной, организационной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности социального института.

Структура, функции и дисфункции социальных институтов рассматриваются в учебнике под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 368-371), учебном пособии В.В. Касьянова (Социология. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – С. .217-224), учебнике А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 183-220)

Социальные организации.

Известную трудность представляет разграничение понятий «социальный институт» и «социальная организация». И не только потому, что многие социальные явления (например, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, армия, суд, банк, магазин, финансовое учреждение и др.) могут рассматриваться и как социальный институт и как социальная организация. Немало социологов вообще не считают необходимым различать эти понятия, употребляя их как синонимы. Другие же такое разграничение проводят более или менее чётко и подробно.

Так, Н. Смелзер, отмечая большую и всё возрастающую роль многочисленных организаций в современных развитых обществах, определяет организацию (он не употребляет понятие «социальная организация») как характерную для сложных обществ «крупную вторичную группу, образуемую для достижения определённых целей». В книге «Социология», подготовленной под руководством Г.В. Осипова, даётся подробная и содержательная характеристика «социальных организаций», которые рассматриваются как сложные, взаимосвязанные, иерархические, целевые социальные системы, как инструмент общества для достижения определённых целей, как своего рода «клеточки» социальной структуры, её малые совокупности.

Аналогичная позиция выражена в книге А.И. Пригожина «Социология организаций». А.И. Пригожин вместе с тем отмечает, что понятие «организация» в применении к социальным объектам употребляется в трёх смыслах:

a) Искусственное объединение институционального характера, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (предприятие, банк, школа, орган власти, добровольный союз);

b) Деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживанию устойчивых связей, координацию, т.е. организация в смысле управления;

c) Степень упорядоченности какого-либо объекта, т.е. его структура, строение, тип связей и др. (организация в смысле организационный, упорядоченный объект).

Характерные для социальной организации признаки: целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация на функциональной основе; построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем; наличие специфических средств регулирования и контроля за деятельностью организации, прежде всего, через создаваемые управляющей подсистемой институты и нормы; целостность социальной системы. В принципе социальная организация представляет собой высший уровень социальных систем, для которых характерны такие системообразующие факторы, как цель, иерархия, управление и синергия. Последнее является эффектом приращения, полученным в ходе совместной деятельности, результат которой выше, чем сумма соответствующих индивидуальных усилий.

Социальные свойства организации таковы:

1. Организация создаётся как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при изучении её стоят такие проблемы, как выяснение целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;

2. Организация складывается как человеческая общность специфическая социальность, т.е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплочённости/конфликтности;

3. Организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. А основные проблемы здесь – равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

Разумеется, все эти стороны имеют лишь относительную самостоятельность, между ними нет резких граней, они постоянно переходят одна в другую. Более того, любые элементы, процессы и проблемы организации должны быть рассмотрены в каждом из этих трёх измерений, в которых они выступают в различных качествах.

Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. Причём в организации это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять, если понимать источники появления организационного эффекта, а именно: возрастание совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективных связей.

Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации. Ощутимый эффект даёт одновременность, однонаправленность многих усилий. Ещё больше усиливает совокупный эффект расчленение общей работы. Новый уровень эффективности задаёт специализация.

Социальные институты и организации могут быть формальными и неформальными. В рамках первых взаимодействие субъектов происходит на основе законов или иных правовых актов, формально утверждённых распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. С точки зрения содержания целей и задач, которые имеют социальные институты, охватывающие все сферы жизни общества, они подразделяются на политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и другие общественно-политические организации); экономические – с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, завод, банк, торговля, деньги, труд, рынок и другие); институты культуры и воспитания – с созданием, укреплением, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, художественные учреждения и организации, семья и др.). Ведущая роль среди этих социальных институтов принадлежит политическим институтам.

Неформальные институты и организации появляются стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Это спонтанно сложившиеся системы социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации и институты не выполняют важных для общества функций. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных или групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Отношения с другими субъектами не регламентированы установками руководства. Решения организационных, технических и других задач чаще отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жёсткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и подвержена изменениям. Её структура, отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Об особенностях социальных организаций пишут в учебнике под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 428-454), С.С. Фролова (Социология. – М.: Гардарики, 2000. – С. 220-231), Т.Л. Кончанина (Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 180-189).

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой социальная структура общества?

2. В чём специфика социальной стратификации?

3. Как различаются вертикальная и горизонтальная мобильности?

4. Что такое социальная группа?

5. Как классифицируются социальные группы?

6. Что такое социальный институт?

7. Что представляют собой латентные функции социальных институтов?

8. Какова причина появления дисфункций в деятельности социальных институтов?

9. В чём специфика социальных организаций?

10. Какие социальные свойства имеет социальная организация?

11. Какой эффект даёт объединение людей в организацию?

Темы рефератов

1. Социальная структура общества. Проблемы социальных интересов и социальной мобильности.

2. Социально-классовая структура общества. Теория социальной стратификации.

3. Теоретические истоки и социальная роль органической теории Г. Спенсера. Социальный дарвинизм.

4. Теории господствующего класса, правящего меньшинства, элиты Г. Моска, В. Парето, К. Мангейма.

5. Образование и наука как предмет специализированных социологических исследований.

6. Современные особенности функционирования религии как социального института.

7. Коллективы и корпорации.

8. Организационные патологии: специфика и пути преодоления

9. Предприятие (учреждение) как разновидность социальной организации.

Глава 4

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Формирование личности в процессе социализации.

2. Социальные роли и социальный статус личности.

3. Диалектика личных и общественных интересов.

4. Социальная типология личности.

Широкой и сквозной проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является вопрос о личности и её взаимодействии с обществом. Личность занимает особое место в социальной структуре общества как её основной, базовый, изначальный элемент, без которого нет и не может быть ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений. Югославский социолог Р. Лукич писал об этом: «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, какое оно есть, потому что оно есть общество людей, потому что в нём объединены люди, а не другие существа». Это не означает, отмечает он, что общество всецело определяется человеком, но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Вопросы для самоконтроля

1. В чём специфика социологического подхода к определению личности?

2. Что представляет собой социализация личности?

3. Какие тенденции определяют содержание и направленность социализации личности?

4. Какие принципы лежат в основе различных подходов к периодизации социализации?

5. Что представляют собой и какую роль выполняют агенты социализации?

6. В чём заключается особенность ресоциализации?

7. Что такое социальный статус личности?

8. В чём отличие предписанного и достигаемого, а также личного и социального статуса личности?

9. Что такое социальная роль личности и её ролевой набор?

10. Что такое ролевой конфликт?

11. Что следует понимать под активной жизненной позицией личности?

12. Что такое социальный тип личности?

13. Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

Темы рефератов

1. Человек как объект и предмет социологии

2. Социальная идентичность личности.

3. Макросоциологические концепции личности.

4. Микросоциологические концепции личности.

5. Соотношение биологического и социального в личности.

6. Социализация индивида.

7. Активность и стратегия жизни личности.

8. Личность как объект социального творчества.

9. Личность и общество.

10. Мотивация социальной активности личности.

11. Личность в современных информационных потоках.

12. Личность, её образование и воспитание.

13. Социальные традиции русской народной жизни и менталитет россиянина.

Раздел второй

Глава 5

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

Программа исследования.

Как уже упоминалось, подготовка социологического исследования непосредственно начинается с разработки программы. Программа социологического исследования это главный исследовательский документ, содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок научного поиска, изучения социальных фактов. Назначение программы состоит в том, чтобы придать познавательной деятельности логически завершенный, целенаправленный характер и строгую научную обоснованность. Программа социологического исследования включает в себя два раздела: методологический (концептуальный) и методический (процедурный).

В методологический раздел входит:

- формулирование и обоснование проблемы;

- выяснение степени ее изученности;

- указание цели;

- определение объекта и предмета исследования;

- логический анализ основных понятий;

- формулировка гипотез и задач исследования.

В программе, как правило, формулируется проблема, в которой получают как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее её. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, то есть проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решённых»[1].

Цель организаторы социологического исследования призваны ставить такую, реализация которой смогла бы вооружить заказчика надёжными данными, помогающими выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент социально-экономических или социально-политических проблем.

Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – социальный институт, организацию, общность людей и сферу их деятельности, с которой она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает определенный носитель той или иной социальной проблемы. Чёткое выделение объекта исследования способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны, свойства и состояния объекта (в их статике или динамике), которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Программа предусматривает логический анализ основных понятий. Это ряд методологических процедур, суть которых заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в исследовании, их уточнении, интерпретации и операционализации.

Любое социологическое исследование строится на предварительных явно или неявно выраженных предположениях и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез, которые подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные (гипотезы-следствия).

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и также, как последние, могут быть условно распределены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Дополнительные задачи, как правило, способствую решению основных.

Методический раздел программы включает в себя:

- определение обследуемой совокупности;

- характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;

- логическая структура инструментария для сбора этой информации;

- алгоритмы её обработки на ЭВМ.

Большинство исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Этот один из наиболее ответственных моментов при разработке программы. Выборочный метод характерен всем социологическим исследованиям, кроме тех случаев, когда объект исследования насчитывает несколько десятков единиц анализа, которые подвергаются сплошному анализу. По научно обоснованным правилам отбирается определённое количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам характеристику изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название «выборка». От правильности её осуществления в огромной степени зависит и достоверность социологическо<

Наши рекомендации