Специфика социологической мысли в России.
1. Развитие социологической науки в России во второй половине XX в. обусловлено рядом особенностей:
- медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества ("низы — верхи") при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;
- интегрирующим началом выступало православие:
- заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности — консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и завершая большевизмом).
2. Основные направления и школы в российской социологии:
- школа интегральной социологии –П.А.Сорокин (1889 – 1968гг) – общество рассматривается как социокультурная система в целом; В структуре социологии выделял 4 раздела
- общее учение об обществе
- социальная механика (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества)
- социальная генетика ( учение о происхождении и развитии общества и его институтов, тенденции развиия об-ва)
- социальная политика – прикладная дисциплина
- школа субъективной социологии; П.Л.Лавров (1828 1900) и А.К.Михайловский (1842—1904) - акцентировал внимание на доминирующую роль сознания в общественном развитии.
Основные направления по Лаврову:
- определение предмета и метода социологии как науки, которая исследует формы проявления , усиления и ослабления солидарности м/у сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии - исторический.
- создание теории социального прогресса, в которой 2 аспекта: а) теоретический – рассмотрение целей и средств общественного развития б) практический – обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества.
Основные направления по Михайловскому:
- прогресс есть постепенное приближение к целостности обoщества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми.
- психологическое направление – Л.И.Петражицкий (1867 -1931) и А.И.Карев (1850 – 1931).
Л.И.Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни.
Согласно представлениям Кареева – общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится: культурные группы и социальную организацию
- марксистское направление; - Г.В.Плеханов (1856 – 1918) и В.И.Ленин (1870 – 1924).
Г.В.Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Он выделял наличие общих закономерностей развития общества, которые осуществляются в деятельности народа, масс.
Заслуга В.И.Ленина – творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России.
- плюралистическое направление. – М.М.Ковалевский (1851 – 1916) – объяснение соц-х явлений с учетом экон-х, геогр-х, биол-х, психол-х факторов. Он использовал компаративный (сравниельный) метод , позволяющий выявить общее и особенное в развитии различных народов.
Структурный функционализм.
Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм. Во Франции его развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.
Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.