Понятие и структура социализации

Личность - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя освоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. Процесс интеграции человека в общество называется социализацией. Социализация - это процесс усвоения человеком норм культуры и освоения социальных ролей.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры, средства массовой информации, общественные организации и т.д. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализаторов, направленные на социализантов, независимо от того, являются они целенаправленными или нет, называются социализирующим воздействием.

Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах, ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией, связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Важнейшим институтом первичной социализации выступает семья. Перенимая в самом раннем возрасте способы поведения своих родителей, дети осваивают первые социальные роли, обретают первый опыт социальных взаимодействий. Исследования процессов первичной социализации показали, что на тип личности влияют состав семьи (полная или с одним родителем), характер взаимоотношений внутри нее, ценностные ориентации членов семьи и ожидания по отношению к ребенку.

По мере взросления возрастает значение групп сверстников и друзей, их роль в социализации человека определяется прежде всего тем, что в отличие от родителей, они занимают равное, по отношению к нему, отношение. Именно в кругу ровесников, человек приобретает опыт взаимодействия с себе равными. В юношеском возрасте, когда личность не обладает самостоятельным социальным статусом, добровольное вхождение в различные молодежные ассоциации помогает обрести идентичность.

Высшие и средние специальные учебные заведения готовят индивида к исполнению профессиональных ролей. Поэтому они могут играть роль как в процессе первичной социализации, так и ресоциализации. Чем сложнее осваиваемая роль, тем дольше продолжается процесс обучения. Прежде всего, в подобных учебных заведениях осваивается специфический язык, необходимый для исполнения роли, к которой готовится учащийся. Наряду со специальными знаниями, которые получают в них студенты, они должны усвоить целый кодекс профессиональной этики.

Важнейшим институтом как первичной, так и вторичной социализации являются средства массовой информации. Электронные СМИ, газеты, журналы, книги оказывают значительное влияние на формирование взглядов и установок людей.

Другими институтами социализации выступают трудовые коллективы, ассоциации по интересам, клубы, церковь и т.д. Особенностью социализирующего воздействия этих организаций является избирательность, поскольку членство в них носит добровольный характер.

Целью вторичной социализации является освоение специфических профессиональных ролей и новых норм. Социализатором здесь выступают уже не "значимые", а "обобщенные другие" или институциональные функционеры: учитель в школе, преподаватель в вузе и т.д. Взаимодействие с формальными агентами социализации сведено к передаче и усвоению определенных социальных знаний. Поэтому в процессе вторичной социализации значительно меньшую роль, по сравнению с первичной, играют эмоциональные контакты и связи.

Человек становится социальным существом, осваивая и интернализируя социальные роли. По мере их усвоения, социальный мир становится внутренней реальностью личности. Согласно ролевой теории, любое поведение можно рассмотреть как результат проигрывания, построения, и принятия ролей. Понятие "играние роли" предполагает следование определенным стандартам поведения, установленным социальным нормам. Индивиды отличаются друг от друга навыками проигрывания ролей. Одни люди способны воспринимать разнообразные ожидания и действовать в соответствии с ними лучше, другие - хуже. Точно так же различается поведение по степени компетентности и стилю исполнения ролей. Под построением роли понимается моделирование и модификация экспектаций в процессе взаимодействия. Как отмечает американский социолог Р. Тернер, построение роли - это "опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием в изменяющейся по мере взаимодействия системе координат". Таким образом формируются устойчивые образцы поведения, сохраняющиеся при социальных изменениях. Образно говоря, построение роли тождественно ее институционализации. Принятие роли означает процесс моделирования ролей, соответствующих другим статусам, отличающихся от занимаемых

Образование как институт социализации

Образование - это совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний. Сторонники структурного функционализма делают акцент на анализе образования как социального института основных функций. Это хорошо видно из определения образования, сформулированного Э. Дюркгеймом. Французский социолог под образованием понимал то влияние, которое оказывается взрослым поколением на тех, кто еще не готов к социальной жизни.

Существенный вклад в исследование феномена образования был сделан Т. Парсонсом, который обращал внимание на селективную роль школы. Специфическую роль в системе образования, по Парсонсу, играют университеты. Они способствуют освоению профессиональных ролей, воспроизводству профессиональных школ и соответствующих им субкультур, развитию теоретического и прикладного знания. Наиболее общими функциями образования американский социолог считал академическую, дистрибутивную, экономическую и политической социализации. Академическая функция сводится к формированию универсальных познавательных навыков освоения нового знания. Дистрибутивная функция заключается в подготовке индивидов к выполнению ролей в системе общественного разделения труда и конкурсном отборе наиболее способных и талантливых к выполнению наиболее сложных и престижных ролей. Экономическая функция заключается в подготовке через систему образования квалифицированной рабочей силы. Функция политической социализации сводится к усвоению норм и ценностей, способствующих поддержанию существующей социальной системы и ее интеграции.

Образование открывает значительные возможности для самореализации личности. Футурологи утверждают, что главной целью системы образования XXI века станет развитие личности. Интересны принципы глобального образования, сформулированные Р. Хэнви.

Первый принцип - формирование широкого мировоззрения, позволяющего осознать бесконечное многообразие мира и признать равноправными различные взгляды на мироустройство. Второй принцип сводится к воспитанию понимания глобальных проблем. Каждый должен осознать взаимозависимость людей в глобальном сообществе, влияние социума на каждого человека и каждого человека на социум. Третий принцип - воспитание толерантности к другой культуре, способности к межкультурному взаимодействию и диалогу различных культур. Четвертый - выработка системного мышления, умения видеть за различными частями целое, а за целым богатство и разнообразие его внутреннего содержания и взаимосвязей. Пятый -выработка умения выявлять смысл и мотивы любой деятельности.

Структуру образования составляют учебные заведения, социальные роли учителя и ученика, администратора и организатора в области образования, учебный процесс как вид социокультурной деятельности и социализации. В качестве специфических норм выступают стандарты необходимого объема знаний для каждого уровня и каждой формы образования. Механизмами социального контроля в сфере образования служат экзамены, собеседования, письменные и практические работы, тестирование учащихся, по результатам которых оценивается результативность интериоризации образовательного знания.

Специфика системы образования, его нормы и формы зависят от национальных культурных форм, определяются национальными и историческими традициями каждого сообщества.

Контрольные задания

Логические задания и проблемные вопросы:

1. С кем из авторов приведенных ниже определений сущности личности Вы согласны?

- «Социологи трактуют личность как совокупность общественных отношений, усвоенных в длительном процессе социализации и реализующихся в каждодневных действиях и поступках людей» (Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1998. С.162).

- Личность - это «социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица и другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания» (Харчева В. Основы социологии. М., 1997.С.124).

2. Представим себе, что значительная часть свойств человека, данная ему от рождения, неизменна. Значит, ни воспитание, ни образование повлиять на эти свойства не могут. В этом случае можно утверждать, что образовательные реформы или воздействия среды обречены на провал или будут эффективны в незначительной степени.

«Социологизм», напротив, утверждает, что в развитии личности, а значит и ее поведении играет роль только социальная среда и обстоятельства. Таким образом, успех воспитательных и образовательных реформ будет зависеть не от индивидов, а от качества реформаторских программ, а значит, поведение будет определяться характером воздействия на человека социальной среды.

Скажите, правомерны ли в связи с данными высказываниями такие вопросы: что самое важное в определении человеческого поведения -наследственность или среда? Насколько глубоко путем сознательных усилий поддается изменениям человеческая природа?

3. Значительный интерес для социологии личности представляет концепция «пассионарности», разработанная Л.Н.Гумилевым. В своей концепции ученый классифицирует всех людей в зависимости от "способности поглощать биохимическую энергию живых существ" (см. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М.,1993). Первый тип располагает достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения, такой человек работает, чтобы жить. Второй тип располагает избытком энергии. Ее значительно больше, чем требуется для нормальной жизни и человек в таком случае работает ради более высоких, идеальных целей. Этот тип человека называется "пассионарием". Третий тип человека не стремится к активной жизнедеятельности, живя за счет других, и располагает недостаточной энергией. Таких людей Гумилев называет "субпассионариями".

Основываясь на данной типологии, приведите известные вам примеры "пассионариев" и "субпассионариев" из мировой и российской истории.

4. Почему последователи ролевой теории личности часто ссылаются на слова из пьесы У. Шекспира "Как вам это нравится":

" Весь мир-театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, Солдат, судья, старик".

В чем состоит отличие между "игранием роли" и

"принятием роли"?

Контрольные тесты:

1. Личность-это...

a) человек как единичный представитель той или иной социальной общности;

b) человек как представитель рода Homo sapiens;

c) конкретное выражение сущности человека;

d) совокупность унаследованных и выработанных в процессе жизни физических и психических черт, отличающих данного индивида от других.

2. Задачами социализации являются...

a) трансляция культуры новым поколениям;

b) создание на общности норм и ценностей условий эффективной совместной деятельности людей;

c) адаптация личности к социальным условиям;

d) контроль за распределением и потреблением материальных ресурсов общества.

3. Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку:

a) культурный конфликт;

b) ролевой конфликт;

c) конфликт поколений;

d) статусный конфликт.

4. Чиновник, занимающий высокий государственный пост, но отказывающийся от служебной машины, демонстрирует:

a) высокую идентификацию с социальным статусом;

b) дистанцирование от роли;

c) низкую идентификацию с социальным статусом;

d) сокращение межстатусной дистанции.

5. Назовите, к какому статусу - аскриптивному, смешанному, достигаемому- относятся следующие:

a) олимпийский чемпион;

b) чемпион мира

c) академик;

d) сын академика;

e) инженер;

f) студент;

g) дочь кинозвезды;

h) женщина;

i) безработный;

j) миллиардер.

Литература

Основная:

1. Клюев А.В. Человек в политическом измерении. Изд-во СЗАГС, 2000. - С. 86-93.

2. СмелзерН. Социология. -М.: Феникс, 1994.-С.94-130.

3. Смирнов П.И. Социология личности. - СПб.: Социолог. Общество им. Ковалевского М.М. - С.8-380.

4. Социология./Под ред. Г.В.Осипова.-М.:Мысль, 1999.-С.94-119.

5. Социология: Учебное пособие. - СПб.: СЗАГС, 1997.-С.168-194.

6. Фролов С.С. Социология.-М.:Логос, 1998.-С.43-127.

Дополнительная:

1. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие.-М.: Академический проект, 2000.

2. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. -М.: Идея-Пресс, 2000.

3. Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992.

4. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. -Новосибирск, 2000.

5. Фрейд3. «Я» и «Оно».-Тбилиси, 1991.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). -СПб.: Питер Пресс, 1997.


Наши рекомендации