E) Конфликты проистекают из несовершенства функционирования отдельных структур и личностей
В зависимости от характера сталкивающихся интересов конфликты разделяют на
A) Экономические, политические, этноконфессиональные
B) Межгрупповые, межгосударственные, глобальные
C) Межличностные и психологические
D) Бытовые и структурные
E) Деструктивные, внутригрупповые
Сущность социального конфликта
A) Борьба за власть
B) Повышение статуса
C) Столкновение интересов
D) Столкновение мнений
E) Соперничество
Истинный конфликт - это
A) Столкновение объективных позиций
B) Столкновение истинных интересов
C) Столкновение ложных интересов
D) Противоречие во взглядах
E) Конкуренция
Оптимальный вариант разрешения конфликта
A) Компромисс
B) Паритет
C) Уничтожение одной из сторон
D) Консенсус
E) Взаимное уничтожение сторон
Одно из основных условий достижения консенсуса
A) Готовность пойти на компромисс
B) Готовность отстаивать свои позиции любой ценой
C) Готовность уступить
D) Готовность признать равенство прав на реализацию интересов
E) Готовность уничтожить объект общих интересов
Так современные социологи оценивают последствия социальных конфликтов для общества
A) Только негативные
B) Только экологические
C) Как негативные, так и позитивные
D) Только экономические
E) Только образовательные
Социальный конфликт – это форма выражение отношений
A) Человек - природа
B) Человек - техника
C) Социальный субъект – социальный субъект
D) Социальный субъект – материальный субъект
E) Социальный объект – социальный объект
Не является формой ложного конфликта
A) Недоразумение
B) Интрига
C) Перемещенный конфликт
D) Заместительный конфликт
E) Столкновение истинных интересов
Конфликт, происходящий на микросоциальном уровне
A) Межличностный
B) Экологический
C) Межгрупповой
D) Политический
E) Межэтнический
Конфликт, происходящий на макросоциальном уровне
A) Внутриличностный
B) Между личностью и малой группой
C) Межличностный
D) Межгосударственный
E) Конфликт принадлежностей
Конфликт, передающийся следующему поколению?
A) Затяжной
B) Эпизодический
C) Краткосрочный
D) Локальный
E) Внутриличностный
Конфликт, не разрешенный в момент возникновения
A) Постепенно исчезает
B) Остается неизменным до момента разрешения
C) Постепенно ослабевает
D) Постепенно усиливается
E) Упрощается
Конфликт, имеющий четко очерченные территориальные границы?
A) Глобальный
B) Внутриличностный
C) Межличностный
D) Локальный
E) Межгрупповой
Конфликт, имеющий размытые территориальные границы
A) Межличностный
B) Локальный
C) Региональный
D) Глобальный
E) Отложенный
Конфликт полностью разрешается путем
A) Компромисса
B) Откладывания
C) Уничтожения объекта интересов
D) Консенсуса
E) Отказа от притязаний
Конфликт, который принято называть региональным
A) Глобальный
B) Внутриличностный
C) Межличностный
D) Технический
E) Имеющий размытые территориальные границы
Тип конфликта, являющийся базовым по отношению к другим
A) Политический
B) Межконфессиональный
C) Межэтнический
D) Экономический
E) Экологический
Интрига – это:
A) Случайность, недоразумение
B) Намеренное создание ложного конфликта, чтобы отвлечь внимание от истинного
C) Намеренное создание истинного конфликта, чтобы отвлечь внимание от ложного
D) Перенесение конфликта в другую сферу отношений
E) Вовлечение в конфликт незаинтересованных лиц
Вариант полного разрешения конфликта
A) Взаимное уничтожение сторон или компромисс
B) Взаимное уничтожение сторон или консенсус
C) Компромисс или консенсус
D) Компромисс или перенесение конфликта в другую сферу отношений
E) Консенсус или перенесение конфликта в другую сферу отношений
Затяжной конфликт – это такой конфликт, который :
A) Становится истинным, даже если возникает как ложный
B) Становится ложным, даже если возникает как истинный
C) Разрешается легче, чем долгосрочный
D) Разрешается легче, чем краткосрочный
E) Разрешается в течение жизни одного поколения
К исчезновению конфликта не приводит
A) Компромисс
B) Взаимное уничтожение сторон
C) Исчезновение предмета конфликта
D) Консенсус
E) Перенесение конфликта в другую сферу отношений
Интересы, лежащие в основе практически любого конфликта
A) Международный
B) Политический
C) Экономический
D) Межрасовый
E) Межконфессиональный
Эффективному разрешению конфликтов объективно способствуют
A) Личная неприязнь
B) Социальные нормы, выработанные для стандартных конфликтных ситуаций
C) Дисфункция правоохранительных органов
D) Наличие ложной информации
E) Наличие искаженной информации
Сущность интриги, как формы конфликта
A) Намеренное искажение информации
B) Случайное искажение информации
C) Привлечение арбитра
D) Отказ от объекта притязаний
E) Компромисс
Конфликт принадлежности носит характер
A) Внутриличностный
B) Межгрупповой
C) Межгосударственный
D) Локальный
E) Экологический
Маргинальность с латинского переводится:
A) На границе
B) В пространстве
C) Во времени
D) Внутри класса
E) Внутри слоя
Религию, искусство, науку обычно относят:
A) к культуре
B) к технике
C) к сельскому хозяйству
D) к материальному производству
E) к природе
Одно из первых табу – это:
A) Запрет на убийство людей
B) Запрет на убийство животных
C) Запрет на брак между родственниками
D) Запрет на путешествия
E) Запрет на устную речь
Культуру, как целостную систему, обычно принято делить на:
A) Техническую и духовную
B) Рациональную и эмоциональную
C) Духовную и физическую
D) Материальную и нематериальную
E) Материальную и духовную
Образование становится широко доступным в обществе:
A) Присваивающем
B) Традиционном
C) Индустриальном
D) Постиндустриальном
E) Первобытно-общинном
Результаты материально-производственной деятельности – это культура:
A) Духовная
B) Пищевая
C) Восточная
D) Экологическая
E) Материальная
Основная функция образования:
A) Производство материальных ценностей
B) Геологоразведка
C) Приватизация
D) Передача знаний и опыта молодежи
E) Передача электроэнергии
Основные социальные роли, характерные для образования:
A) Преподаватель-студент
B) Учитель-ученик
C) Услугодатель-услугополучатель
D) Производитель-потребитель
E) Ученик-последователь
Элементом культуры не является
A) Природная среда
B) язык
C) ценности
D) нормы
E) символы
Язык – это …
A) Традиционно устоявшееся поведение
B) Система коммуникации
C) Законы государства
D) Обычаи, имеющие моральное значение
E) Нормы поведения
Определение, которое не относится к образованию
A) Высшее
B) Среднее
C) Съедобное
D) Профессиональное
E) Дистанционное
Общество, в котором доступ к власти не определяется врожденным статусом
A) Традиционное
B) Кастовое
C) Рабовладельческое
D) Индустриальное
E) Сословно-представительное
Основная функция политики:
A) Производство пищевых продуктов
B) Производство художественных ценностей
C) Биологическая репродукция
D) Общественное управление
E) Объяснение смысла жизни
Основные социальные роли, характерные для политической сферы:
A) Господствующий - подчиняющийся
B) Продавец-покупатель
C) Учитель-ученик
D) Производитель-потребитель
E) Водитель-пассажир
Основные социальные роли, характерные для СМИ:
A) Учитель-ученик
B) Водитель-пассажир
C) Журналист-читатель (зритель)
D) Господствующий - подчиненный
E) Священнослужитель-прихожанин
Понятие, не относящееся к СМИ
A) Журналист
B) Статья
C) Телепередача
D) Продукты питания
E) Зритель
Развитие отдельных сфер жизни общества изучают:
A) Биологические концепции
B) Специалисты в области ядерной физики
C) Транснациональные корпорации
D) Специальные социологические теории
E) Сельско-хозяйственные объединения
Задача специальных социологических теорий:
A) Изучение химических процессов
B) Изучение климата
C) Изучение отдельных сфер жизни общества
D) Изучение движения ледников
E) Изучение компьютерных технологий
Дисфункция института образования проявляется в
A) обучение
B) социализация
C) воспитание
D) становление гражданственности
E) негативная девиация
Преобладающий тип статусов, характеризующий общество советского типа
A) наследственные
B) приписанные
C) приобретенные
D) гендерные
E) возрастные
Основными субъектами экономической деятельности в условиях глобализации становятся
A) Транс-национальные корпорации
B) Внутренние национальные экономики
C) Экологические организации
D) Сельско-хозяйственные объединения
E) Религиозные объединения
Обязательное условие процесса конвергенции
A) Взаимодействие экономических систем
B) Отсутствие государственного контроля за социальной сферой
C) Выборность органов власти
D) Традиции и обычаи
E) Тотальный государственный контроль во всех сферах
По мнению Э. Валлерштайна, в основе процесса глобализации лежит
A) Мировое разделение труда и богатства
B) Приватизация
C) Дисфункция
D) Рост посевных площадей
E) Рост сердечно-сосудистых заболеваний
Понятие «глобализация» вошло в социологический язык
A) В конце 1990 гг.
B) В конце 15 века
C) В нач. 1 тысячелетия н.э.
D) В присваивающем обществе
E) В начале 1880 г.
По мнению Э.Валлерштайна, единую систему капиталистической экономики образуют
A) Ядро и Периферия
B) Центр и Периферия
C) Центр и Провинция
D) Ядро и Провинция
E) Периферия и полупериферия
В основе международного разделения труда лежит
A) Годовое количество осадков
B) Книгопечатание
C) Высота территории над уровнем моря
D) Уровень технологического развития
E) Математические расчеты
Развитие этих технологий способствовало процессу глобализации
A) Пищевых
B) Информационных
C) Сельско-хозяйственных
D) Экологически чистых
E) Безотходных
Из перечисленных ниже явлений укажите не относящиеся к природным изменениям
A) Движение материков
B) Климатические перепады
C) Таяние ледников
D) Рост экономических показателей
E) Сезонные изменения температур
Глобализация не приводит к
A) Росту экономической интеграции
B) Унификации языков
C) Сохранению национальных традиций
D) Распространению массовой культуры
E) Снижению дистанции между идеей и ее реализацией
Процессы глобализации приводят к
A) Росту читающей аудитории
B) Развитию элитарной культуры
C) Снижению уровня жизни во всех странах
D) Повышению уровня жизни во всех странах
E) Распространению стандартизированного образа жизни
Основоположниками теории революционного преобразования общества были
A) М. Вебер и О. Конт
B) К. Маркс и Ф. Энгельс
C) Сорокин и Данилевский
D) Спенсер и Дюркгейм
E) Мертон и Смелзер
К технологических показателям общественного прогресса относятся:
A) Изменение семейных ценностей
B) Смена политических режимов
C) Совершенствование орудий труда
D) Появление новых религиозных сект
E) Исчезновение животных и растительных видов
Обратное движение от высшего к низшему – это:
A) Революция
B) Эволюция
C) Регресс
D) Прогресс
E) Дисфункция
Главными ценностями пост-индустриального общества становятся
A) Религиозные ценности
B) Материальные ценности
C) Сельско-хозяйственные машины
D) Одежда
E) Информация и знания
Автор теории, представляющей современное глобальное общество разделенным на Ядро и Периферию?
A) Дюркгейм
B) Маркс
C) Фрейд
D) Валлерштайн
E) Сорокин
Теория общественно-экономических формаций К. Маркса предполагает:
A) Революционное развитие общества
B) Дисфункцию общества
C) Приватизацию материальных ценностей
D) Регресс общества
E) Перенесение биологических законов на социальную реальность
Общественное развитие по восходящей, от простого к сложному – это:
A) Дисфункция
B) Прогресс
C) Девиация
D) Регресс
E) Аномия
Основным критерием общественного прогресса выступает
A) Количество автомашин на каждого жителя
B) Уровень удовлетворения общественных потребностей
C) Площадь посевных площадей
D) Количество потребленных продуктов питания
E) Сальдо миграции
На темпы общественного прогресса не влияет
A) Уровень грамотности населения
B) Уровень политической культуры
C) Уровень развития технологий
D) Сезонные изменения климата
E) Сезонные миграционные потоки
По к. Марксу, общественный прогресс носит характер
A) Локальный
B) Региональный
C) Глобальный
D) Межгосударственный
E) Межличностный
В русле этого философского направления сформировалась социология как самостоятельная наука
A) иррационализм
B) рационализм
C) сциентизм
D) позитивизм
E) панлогизм
Что, согласно Конту, описывает «социальная динамика»
A) Законы и процессы изменения общества
B) Социальные институты
C) Накопление капитала
D) Архаические общества
E) Перемещение населения
Какой методологический принцип явился основой социологии Э.Дюркгейма
A) социологизм
B) априоризм
C) мистицизм
D) панлогизм
E) иррационализм
Классик социологической мысли, утверждавший необходимость объяснять «социальное через социальное»
A) Д.Карнеги
B) Ч.Ламброзо
C) У.Шелдон
D) П.Сорокин
E) Э.Дюркгейм
По Дюркгейму, состояние общественной аномии характеризуется
A) Наличием природных аномалий, влияющих на жизнь общества
B) Общественным порядком
C) Возрастными этапами жизни человека
D) Общественной гармонией