Соц и журн. Формы, направления взаимодействия.
Соц и журн. Формы, направления взаимодействия.
Социология – совокупность познавательных практик, изучающих общество. Начала складываться с 1840-х годов в европейской традиции. Огюст Конт 1842 год – «Курс позитивной философии».
Причины возникновения направления:
- Определенный кризис метафизической философии. Нужно учение, привязанное к жизненной практике.
- Глубокие изменения в материальной сфере (промышленные революции).
- Развитие демократических идей и институтов.
Задача социологии: ответить на вопрос: что такое общество, и как оно возможно.
Социология и журналистика тяготеют друг к другу на следующих уровнях:
- уровень объекта изхучения. У социологии – массово-статистические факты, явления, процессы. У журналистики – социологически освенная социальная реальность.
- уровень предмета изучения. У социологии – законы, тенденции, параметры, характеристики общественных событий и процессов. У журналистики – проявление этих законов и тенденций в социальной практике.
- уровень целеполагания. Социология исследует прошлое, настоящее и будущее социальных общностей на основе научной парадигмы. Журналистика ориентирована на то же самое, но на основе эмоционально-образного отражения.
Что объединяет социологию и журналистику:
1). Понимание социальности как основного свойства человеческого рода.
Социальность – неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования.
2). Понимание системного характера социальной реальности. Любой социальный объект воспринимается как составная часть системы более высокого порядка – социума. Элементы системы находятся в непрерывном и продуктивном взаимодействии.
3). Представление о закономерности и исторической обусловленности социальных процессов. Например, зависимость СМИ от производственных, экономических отношений и социальных институтов.
4). Верность реальным фактам. (Пятирим Сорокин «Человек, цивилизация, общество).
5). Эти сферы руководствуются общими принципами:
- гуманистическая направленность
- социальная ответственность
- гражданская заинтересованность
- стремление к получению надежной и достоверной информации.
6) Как социология ориентирована на изучение и формирование общественного мнения, так и журналистика взаимосвязана со всеми социальными и политическими институтами.
7) Взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину мира, в которой статистические значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнидеятельности общества.
Социожурналистика: понятие и структура.
Социожурналистика– это уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора, интерпретации информации, а также социальной ответственности за последствия своей деятельности. Поскольку квалификация находит выражение в продукции СМИ и отдельного журналиста, то это понятие применимо и для определения качественного уровня прессы – ее организации, стратегии и тактики действий, текстов, общения с аудиторией.
Социожурналистика ни в коей мере не должна рассматриваться изолированно от общего контекста деятельности СМИ – только внутри него. Она представляет собой одну из ветвей развития безмерно разнообразной творческой деятельности, но, несомненно, эта ветвь располагается на самой верхушке «дерева» журналистской квалификации.
Структура социожурналистики
Структурировать социожурналистику непросто, поскольку все ее компоненты нераздельно (и каждый раз оригинально) сливаются в сознании и поведении сотрудников СМИ, которые владеют ее «секретами». Собственно, в этом слиянии и заключается суть дела. Перед нами должна предстать определенная культура труда, но только понятая не упрощенно, как совокупность технических приемов, а диалектически сложно – как многоуровневое образование, имеющее теоретико-мировоззренческий базис, прочно стоящий на нем «этаж» профессиональных установок и осознания своего назначения, далее – уровень методики познания и, наконец, видимую для мира форму предъявления себя – публикуемые произведения.
а) Теоретическое обоснование
В этом качестве выступает социология журналистики, во всех ее методологических и эмпирико-прикладных проявлениях.
Внешний мир – природный, социальный и сверхчувственный – объективен, первичен по отношению к сознанию и познаваем; журналистика есть порождение этого мира, призванная познавать его и отражать с максимально достижимой степенью адекватности; познание представляет собой одну из ведущих функций-обязанностей прессы в обществе.
б) Социол сознание журналиста
Центральной проблемой является поиск разумного соотношения между пониманием мира жизни (конкретные события, люди, их поступки) и научным постижением истины (объективное, но обобщенное, идеальное воспроизведение действительности).
Культура системного мышления начинается с уважения к точному знанию и его носителям, с понимания приоритетности информации специалистов по отношению к субъективным реакциям на событие корреспондента. Подмена знания собственным разумением так же недопустима в социальной сфере, как и в естественнонаучной.
Системное мышление журналиста формируется на основе синтеза познаний о различных сферах жизни общества. Чтобы достоверно судить о ситуации на конкретном объекте, тем более в социуме, надо отчетливо представлять себе, что она, как правило, складывается под воздействием множества факторов – экономических, демографических, социально-психологических и др.
К решению данной задачи ведет внедрение в университетскую программу «пограничных» курсов, в которых сливаются оба этих начала: кроме социологии журналистики – психология журналистики, политология СМИ, журналистское правоведение, этика журналиста, экономика, менеджмент СМИ и др. Так в учебном плане создается своего рода проекция социальных отношений и связей, с которыми на практике встречаются выпускники университета.
Одно из основных свойств социологического мышления – умение видеть явления в движении, во взаимосвязи с вчерашней и особенно завтрашней социальной реальностью.
Выступление прессы по актуальной проблеме – это всегда общественный факт, вызывающий более или менее мощный резонанс. Поэтому в структуру социологического сознания журналиста входит понимание им своей этической ответственности за публикацию-деяние.
Едва ли не самая трудная для журналиста задача – отстраниться от собственного текста, чтобы выяснить степень его объективности. Читатель имеет право знать, выступает ли автор с оценочными суждениями или с доказательствами истины.
в) Методика и техника труда
Не случайно уделено столь большое внимание мировосприятию и культуре мышления. Этот компонент представляет собой зерно социожур-ки, тогда как методы труда являются производными от него.
Технико-методический арсенал социожурналистики ни в коей мере не исчерпывается ни слепым копированием событий, ни даже специальными операциями из области эмпирической социологии. А. Аграновскому принадлежит широко известный афоризм: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». Хотя сам классик социально-публицистического анализа далеко не в каждом своем сочинении обращался к базам данных, не говоря уже о массовом анкетировании, экспертном интервью, количественно-качественном изучении текстов и другим методам, которые обычно соотносятся со словом «социология».
Итак, методическое обеспечение социожурналистики включает в себя на равных правах все многообразные средства получения и обработки данных, которыми располагает социология журналистики.
Если корреспондент прибегает к эмпирико-социологическим приемам только для сбора событийной информации, он остается репортером, информатором, даже при хорошей подготовке в методическом плане. При условии же, что он занят системным анализом, предполагающим изучение объекта во всем богатстве социальных связей и в пространственно-временной динамике, им закладывается основа для создания социопублицистического произведения. Применение специальных социологических методов, в первую очередь количественных, при этом совсем не обязательно, хотя, как правило, оно усиливает исследовательский и аргументационный потенциал текста.
Приемка информации
Она обычно проводится уже в ходе исследования, но затем еще раз проверяется руководителями процедур. В обработку идут только те анкеты или опросные листы или кодировочные бланки, которые заполнены правильно и полностью. Остальные выбраковывают.
Кодирование информации, подготовка ее к обсчету, обработка - иногда все эти процедуры проходят одновременно. Если анкета состоит из закрытых вопросов, необходимости в кодировке нет, информацию сразу можно посчитать сначала в абсолютных единицах, то есть количестве ответов на каждый вопрос, а потом пересчитать абсолютные цифры в процентах, либо к числу опрошенных в целом, либо к числу опрошенных в группе, либо к числу ответивших на вопрос и т. п.
Если массив небольшой и исследователя интересуют только данные по всему массиву или по нескольким группам, нет смысла считать данные на компьютере – возможна ручная обработка информации.
Когда количество полевых документов велико и нужен счет по большому количеству групп, то данные высчитываются при помощи спец комп программ.
часто информация выдается в таблицах в процентах, а также в абсолютных числах. Нередко бывает еще одна позиция: процент людей, ответивших на данный вопрос.
Получив информацию, исследователи должны ее проанализировать.
Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. ч. в прессе
В результате анализа обычно подготавливается строгий по форме научный отчет, в котором описывается программа, выборка, массив опрошенных по разным социально-демографическим характеристикам. Анализ обычно ведется по разделам программы и сопровождается таблицами (либо они даются в приложении). Делаются выводы и даются практические рекомендации, особенно если это заказное исследование.
О требованиях к социологической публикации в прессе мы уже говорили. Здесь же еще раз следует упомянуть о том, что она должна быть доступной по восприятию, сопровождаться наглядными графиками и диаграммами и содержать необходимую информацию о том, кто проводил исследование, где, когда, по какой выборке и каким методом.
СМИ и бизнес
В 20 в. в США, в Англии и в континентальной Европе наблюдались концентрация власти в руках мощных соц. групп. => средства СМИ концентрировались в руках в нескольких корпорациях нескольких корпораций.
«Город одной газеты»
В России в 90-е гг. – у одной корпорации => у аудитории ограничивался доступ к разнообразным точкам зрения, Соответственно – оборачивалось для читателей потерей выбора. Для СМИ это оборачивалось сокращением разнообразия печатных изданий. Для журналистов – ограничивался доступ в устройстве на работу.
Проблема СМИ и власти
Считается, что институты СМИ и МК ответственны, чтобы не подрывать существующий соц.порядок никакими насильственными и пропагандистскими способами.
Считается, что проблема решена двумя способами:
1. Конституция гарантирует свободу СМИ;
2. считается, что государство имеет право в экстренных ситуациях использовать дополнительные резервы власти, запрещая и отменяя что-то – это идеальный тип взаимоотношений.
На практике возникает конфликт, т.к. власть стремится использовать запрет.
Власть пытается постоянно управлять информацией.
Проблемы печатных СМИ.
1) потеря читателя.
2) предоставления качественной, достоверной информации.
3) общее снижение интереса к общественно-политической тематике.
4) тенденция к бульваризации печатных изданий.
5) зависимостью региональной прессы от местных властей.
6) законодательные барьеры со стороны властей. Например, принятый в 1991 году Закон РФ «О СМИ» во многом устарел и требует корректировки с точки зрения сегодняшних реалий российского рынка прессы.
7) сокращение темпов подписки.
8) несовершенство системы распространения медиапродукции. Это связано увеличением транспортных и накладных расходов оптовых компаний при повышении отпускных цен издательских домов и сохранении конечных розничных цен на печатную продукцию.
9) рост социального недоверия к СМИ. Отмена цензуры позволила медиапредприятиям бороться за потребителя с помощью разнообразия собственного контента. В погоне за читателем информация зачастую искажалась, что и привело к падению доверия к СМИ со стороны потребителя.
10) незначительное финансирование региональных СМИ из местных источников.
Тенденции.
Еще несколько лет назад во всем мире эксперты задавались вопросом о том, сколько еще просуществует пресса под натиском развивающегося интернета, а также новых цифровых каналов коммуникации. Но, спустя какое-то время, международное издательское сообщество увидело в новые каналах коммуникации, прежде всего, новые возможности по доставке уникального редакционного контента читателям. Новые каналы коммуникации предполагают новые способы организации работы редакции, новые принципы сбора и редактирования информации, новое отношение к читателю и новые взаимоотношения с ним, более того, должна поменяться и модель распространения продукта, и подход к продажам рекламы и, собственно, редакционного контента.
Международные эксперты по-разному видят будущее печатных СМИ, но сходятся в следующих общих моментах.
- Читатели будут больше диктовать свои требования и больше стремиться самостоятельно решать, какой из медиаканалов выбрать в то или иное время.
- Качественная газетная журналистика будет более гибкой к запросам читателей и новым технологиям.
- Увеличится количество новых газетных жанров, нацеленных на новые аудиторные сегменты и требующих креативных маркетинговых подходов.
- Появятся новые бесплатные издания, что заставит многих издателей пересматривать модель платного распространения.
- Тенденция уменьшения газетных форматов - от широкополосного до таблоида - вынудит издателей тщательно планировать все изменения и придавать огромное значение новым стратегиям в распространении и определении рекламных тарифов.
- Параллельно с увеличением количества и ростом совокупного тиража газет, во многих странах мира постепенно уйдет в прошлое эпоха универсальных массовых газет "для всех". Зарождается новая эпоха запуска нацеленных на определенную аудиторию газет, газет по особому заказу, в дополнение к газетам общего содержания. Это эпоха конкуренции на становящемся все более тесном рынке, где читатели сами определяют и контролируют свои медиа-потребности.
- На большинстве рынков, насыщенных по количеству наименований, будет наблюдаться незначительный общий рост тиражей печатных изданий или его не будет вовсе, даже несмотря на то, что будут появляться новые издания, призванные удовлетворять новые интересы.
- Издания, предназначенные для избранных высокообеспеченных аудиторий в целом будут иметь лучшие показатели по тиражам и доходам от рекламы, чем те, что ориентированы на массовые аудитории.
- Специализированные издания, узко и глубоко сосредоточенные на определенных интересах потребителей, будут иметь хорошие показатели как на печатных, так и на цифровых платформах.
- Будущее СМИ - мир журнальных брендов.
Аудитория СМИ: осн хар-ки
Аудитория – Это специальный социол.термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, которая возникает на основе общности их информац.интересов, а также форм и способов, каналов, удовлетворения потребностей.
Аудитория СМИ изучает социологическими методами, всегда вытспуает рецепиентом.
Аудитория СМИ – совокупность получателей сообщения, обдщего для всех его членов. Это совокупность индивидов, вступающих в контакт с источником информации.
Аудитория может рассматриваться как объект, на котрое направлено воздействие СМИ, а может рассматриваться как субъект, если это маркетинговое воздействие.
Существует 2 подхода к изучению аудитории:
1. «Советский», который приписывал аудитории следующие характеристики:
– многочленность
- рассеянность во времени и пространстве
- анонимность
- предполагалось минимальное воздействие между членами
- формируется под
2. Лазерфельд и последователи. Он предложил двустороннюю модель коммцникации. В соотсветсвии ис ней аудитория наделена следующими основными характеристика:
- локализована в пространстве и во времени,
-имеет внутреннюю структуру
- предполагает взаимодействие ее членов.
Изучение аудитории важно для:
- государстваи его структур, так как это помогает решать ряд задач: развития информационных технологий, принятие законов и законопроектов, и др.
- СМИ, так как это помогает определить потребности читателя, ориентировать свои материалы,
- рекламодателей – позволяет узнать потребности людей для успешного продвижения товара на рынок
Что нужно знать об аудитории:
1. Потребность – это нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности развития личности, соц.группы, общзества в целом.
2. Интерес – это осознание обществом, группами и индивидом потребности. Интерес проявляется как положительное, эмоциально окрашенное отношение к объекту, которое вызывает сосредоточенное внимания на нем, тяготение к нему в целях значимости.
Виды потребностей:
- долгосрочные потребности и интересы, которые включ в себя
- прогнозы на будущие события экономические, полит и др.
Актуальные потребности:
- информация о текущих новостях
- образовательная информация
- потребность в коммуникации
- потребность в снятии напряжения
Задача СМИ состоит в том, чтобы предоставить аудитории информацию с избыточностью, с расчетом гна то, чтобы перекрыть информационные потребности отдельных групп. Чтоб реализовать интерес к информации отдельной личности в рамках набора разных соц.ролей.
Соц и журн. Формы, направления взаимодействия.
Социология – совокупность познавательных практик, изучающих общество. Начала складываться с 1840-х годов в европейской традиции. Огюст Конт 1842 год – «Курс позитивной философии».
Причины возникновения направления:
- Определенный кризис метафизической философии. Нужно учение, привязанное к жизненной практике.
- Глубокие изменения в материальной сфере (промышленные революции).
- Развитие демократических идей и институтов.
Задача социологии: ответить на вопрос: что такое общество, и как оно возможно.
Социология и журналистика тяготеют друг к другу на следующих уровнях:
- уровень объекта изхучения. У социологии – массово-статистические факты, явления, процессы. У журналистики – социологически освенная социальная реальность.
- уровень предмета изучения. У социологии – законы, тенденции, параметры, характеристики общественных событий и процессов. У журналистики – проявление этих законов и тенденций в социальной практике.
- уровень целеполагания. Социология исследует прошлое, настоящее и будущее социальных общностей на основе научной парадигмы. Журналистика ориентирована на то же самое, но на основе эмоционально-образного отражения.
Что объединяет социологию и журналистику:
1). Понимание социальности как основного свойства человеческого рода.
Социальность – неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования.
2). Понимание системного характера социальной реальности. Любой социальный объект воспринимается как составная часть системы более высокого порядка – социума. Элементы системы находятся в непрерывном и продуктивном взаимодействии.
3). Представление о закономерности и исторической обусловленности социальных процессов. Например, зависимость СМИ от производственных, экономических отношений и социальных институтов.
4). Верность реальным фактам. (Пятирим Сорокин «Человек, цивилизация, общество).
5). Эти сферы руководствуются общими принципами:
- гуманистическая направленность
- социальная ответственность
- гражданская заинтересованность
- стремление к получению надежной и достоверной информации.
6) Как социология ориентирована на изучение и формирование общественного мнения, так и журналистика взаимосвязана со всеми социальными и политическими институтами.
7) Взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину мира, в которой статистические значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнидеятельности общества.