Вопрос 33.Субъективная социология П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков.
Субъективная социология сформировалась в юнце 60-х - начале 70-х гг. XIX века и изложена в трудах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, их вэгпяды разделял С.Н. Южаков, не будучи народником.
Субъективная социология принципиально разграничивала естественнонаучные и социологические знания и в силу этого - объективный и субъективный методы исследования. Согласно субъективной социологии, личность, а не группа, класс, есть основная ''единица" общественной структуры, равно как и исторического развития. Субъективные помыслы и цели личности определяют ее социальную деятельность. Изучение личности осуществляется социологом по принципу "сопереживания", "когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого". Кроме того, субъективная социология включала в себя этический аспект - оценку исследователем социальных фактов с точки зрения своего общественного идеала, нравственных позиций.
Лавров Петр Лаврович(1923-1900)-русский социолог, публицист, идеолог народничества. Автор работ. "Очерк эволюции человеческой мысли" (1898], "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903). "Современное учение о нравственности и ее история" (1903-1904) и др.
Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личности и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу "солидарных", как он отмечал, действий людей, направляемые их общими интересами. Социология, согласно Лаврову, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития. Под солидарностью он понимает "сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным" и "что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей". Солидарность - это "общность привычек, интересов, аффектов или убеждений". Все это обусловливает сходство поведения и деятельности людей.
Главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А потому "объективный" анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение "правды", легко соединялся с субъективными, оценочными подходами к ней. Данный подход заключался в нахождении "правды - справедливости", призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонично сочетались интересы всех людей. В этом и заключается социальная направленность субъективного метода в социологии.
Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - русский социальный философ и социолог, теоретик народничества. Основатель субъективной социологии. Автор работ1 'Аналогичный метод в общественной науке" (1869), "Герои и толпа" (1892), "Еще С героях" (1891), "Еще о толпе" (1893) и др.
Согласно Михайловскому, предметом социологии является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности. Михайловский всесторонне обосновал концепцию о существовании правды - истины и правды - справедливости. Он развил учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т.д.В своих исследованиях постоянно подчеркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога, исходя из его нравственных и иных позиций.
Южаков Сергей Николаевич(1849-1911) - русский публицист, автор ряда статей в журналах "Знание", "Отечественные записки", "Русское богатство", в дальнейшем опубликованных в сборнике "Социологические этюды" (1099). В своих работах Южаков полемизировал против "субъективного метода" Лаврова и Михайловского, но эта полемика относилась не к субъективизму в смысле этического отношения к предмету знаний, а В смысле употребления в данном случае термина "метод". Он доказывал, что в основе идеи о субъективном методе лежит ряд недоразумений. Признавая законность "оценки относительной важности явления на основе нравственного миросозерцания (идеала) исследователя", а также "и построения научной теории при помощи того же критерия", Южаков стоял сам за субъективизм, но не думал, чтобы последний в таком понимании противоречил общенаучным приемам исследования и тем самым их исключал.Таким образом, можно указать на две стороны субъективного метода в социологии:1)направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той "критической мысли в человечестве" (Лавров). К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующего те или иные общественные явления; 2) направлен на поиск оптимальных "форм солидарности между людьми", т.е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться.