Теории девиации (З.Фрейд, Э.Дюркгейм, Р.Мертон)

Теория аномии Э. Дюркгейма. Для объяснения девиации Э. Дюр-кгейм предложил теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов девиации.

Основной причиной девиации, по Дюркгейму, является аномия, буквально – «отсутствие регуляции» или «безнормность».

В обществе существуют социально одобряемые цели и социально одобряемые средства для достижения этих целей. Социальные правила играют очень важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей и они знают чего следует ожидать от других и чего ждут от них. Жизненный опыт людей соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами.

Однако во время кризисов и радикальных социальных перемен (экономический кризис, инфляция, революция, война, экологические катастрофы и т.д.) жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, выраженным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Это состояние Дюркгейм и назвал аномией (разрегулированностью, безнормностью).Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и это способствует девиантному поведению.

В настоящее время применительно к теории аномии используют термин «Социальная дезорганизация» – состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Социальная дезорганизация может возникнуть, например, в результате смешения религиозных, этнических, расовых групп, которые имеют различные верования, нормы жизни, культуру и т.д. (Гарлем в Нью-Йорке считается центром преступности, с точки зрения всего остального общества, поскольку нормы и правила поведения этих людей не соответствуют общепринятым).

4. Теория Роберта Мертона. В 1938 году Роберт Мертон внес изменения в концепцию аномии Э. Дюркгейма. Он определил, что причинами девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (каждый желает быть богатым – богатство и высокий статус – цель в обществе, но средства достижения богатства могут быть одобряемыми (обучение, работа, следование установленным нормам и правилам) и неодобряемыми – рэкет, спекуляции, торговля наркотиками, игры и т.д.).

Мертон выделил несколько типов поведения людей в обществе.

Первый тип поведения – конформизм – согласие с целями общества и законными средствами их достижения (конформность – соответствие). Здесь цель достигается законными средствами. Это единственные недевиантный тип поведения.

Второй тип поведения – инновация – предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Это самый опасный вид девиантного поведения.

Инноватор будет использовать новые, но незаконные способы достижения основной цели общества – богатства и высокого статуса: рэкет, шантаж, вымогательство, торговля наркотиками и т.д. Инноваторами, по мнению Р. Мертона, людей делает общество, неспособное обеспечить достойный образ жизни. Здесь Мертон имел в виду в основном низшие слои населения и не обращал внимание на то, что инновации свойственны и богатым.

Третий тип поведения – ритуализм – предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства (порой доведенное до абсурда). В основном это нарушения чиновников-бюрократов, которые абсолютизируют формальные процедуры.

Четвертый – ретриатизм (бегство от действительности) – отвергаются и цели и социально одобряемые средства их достижения. Здесь опять Мертон имеет в виду низшие слои населения: он говорит о маргиналах – бродяги, наркоманы, душевнобольные, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип поведения – бунт – отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология, появляются новые ценности и ориентации (например революция).

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное - это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Человеческое Я и сверх-Я, постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и так называемые низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту, и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.



Наши рекомендации