Уровень взаимодействия общества с гос-вом.

А) Не гражданское об-во (характерно для народов не имеющих свою государственность)

Б) До гражданское об-во (гос-во подавляет самостоятельность граждан во всех основных сферах об-ва) (Сев.Корея)

В) Гражданское об-во (граждане строят свои отношения, включая экономические, без постоянного вмешательства гос-ва).

Законы развития общества

1) Закон ускорения истории. На каждую последующую стадию разв.об-ва уходит меньше времени, чем на предыдущую. Самым продолжительным был

первобытнообщинный строй , просуществовавший несколько сот тысяч лет. Каждая последующая общественно экономическая формация короче предыдущей в 3-4

раза.

2) Закон неравномерного развития. Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, например в США и России рядом с высокоразвит.регионами живут

народы сохранившие доиндустриальный уклад жизни. В разных точках земли соц.время протекает с не одинаковой скоростью.

Социальный статус и социальная роль

социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»

Социальный статус- это положение человека в соц.иерархии,предполагающее опред. права и обязанности и фиксирующее различие между ними.

Личный статус- позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении и опред. авторитетом.

Виды статусов:

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами.

Социологи различают:

прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться:

статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он

может меняться.

Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социальной ролью определяется то поведение, которое ожидается со стороны индивида в соответствии с его социальным статусом. Социальная роль обеспечивает

такое поведение человека, которое соответствует нормам, принятым в обществе и в той сфере деятельности, которой занимается индивид.

Статусный набор- совокупность всех соц.статусов человека, в которых тем не менее есть главный, наиболее характерный для этого человека, и с которым его

отождествляют в обществе.

Социализация

Социализация– процесс усвоения личностью духовных ценностей и норм поведения, кот сложились в обществе.

В процессе социализации у человека формируется социально-значимые качества, необходимые для исполнения соц ролей.

Индивидуализация – развитие индивидуальных качеств личности, как субъекта малой группы (семье).

2 уровня по кот. Происходит социализация,:

1) первичная соиализация, происходит в детские и подростковые годы при помощи семьи дошкольных и школьных учреждениях, а также группы равных ( компании

друзей сверстников)

Социальная Зрелость- социально и психологически обусловленный этап развития личности , который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности.

Признаки завершения первичной социализации ( соц.зрелости):

1. Способность самостоятельно зарабатывать деньги, необходимые для полноценной жизни.

2. Умение правильно распоряжаться деньгами (выбор оптимального и полезного образа жизни).

3. Самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

Вторичная социализация.

Происходит в юности, зрелости и в пожилые годы, при помощи трудовых коллективов, средств массой информации и др. организ. с кот. взаимодействия.

Ресоциализация( повторная социализация) – замена усвоенных норм и ценностей на новые, более соответствующие новым условием.

Дессоциализации- утрата человека соц.опыта (в результате длительной болезни, изоляции, психического расстройства).

Взаимодействие личности и общества может происходить на 2 уровнях качественной социализация:

1) Адаптация – пассивное приспособление.

2) Интеграция – активное взаимодействие личности со средой.

Социальные общности

Соц.общность – Это большая или малая соц.группа, обладающая общими соц.признаками и объединённых общей совместной деютельностью.

Соц.общности разделяют по след.критерием:

1.Численность. От 2 чел.(семья( до 1000000.

2.Продолжительность существования. От нескольких минут (аудитория зрелищных мероприятий) до многих столетий.

3.Плотность взаимных связей. От сплочённых групп до временных образований таких как толпа.

Делятся на 2 вида:

1.Большие соц. общности (Этнич, демографические, классовые). Большие социальные группы — общности людей, отличающиеся от малых групп наличием

слабых

постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. Одна

из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы. По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам.

К большим социальным группам можно отнести:

этнические общности (расы, нации, народности, племена),

социально-территориальные общности(это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе

социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты)

выделяются

на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

2.Небольшие классовые группы.

Массовые общности - это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности),

объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность. Такие объединения

выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и

т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.

Признаки массовых общностей:

Неорганизованны (имеют развитую внутр.структуру); случайно и стихийно возникли; сущ. кратковременно; объеденены сходным поведением.

Групповые общности - большие и малые социальные группы.

Черты:

Обладают чёткой внутр.структурой ; Продолжительное и устойчивое существование; наличие общих признаков; способность осущ.совмесную деятельность;

Возможность включения в др. групповые общности.

Признаки:

1. Границы группы чётко определены(члены группы осведомлены о её численности, знают кто входит в состав группы).

2. Идентичность (члены группы ощущают собственное своеобразие, знают чем отличаются от других групп, имеют свои ценности т нормы поведения.

3. Символ (униформа, удостоверение, значки, свидетельствующие о принадлежности к данной группе)

4. Совместная деятельность.

5. Особые соц.роли (роль лидера, артиста и т.д.)

6. Ядро группы( люди, которые в наибольшей степени характеризуют эту группу)

Квазигруппа - Бесструктурное, неорганизованное скопление людей, к-рое при определенных условиях может превратиться в группу, но в данный момент таковой

не является.

Квазигруппы при этом обладают некоторыми особенностями социальных групп. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

• спонтанность образования;

• неустойчивость взаимосвязей;

• отсутствие разнообразия во взаимодействиях;

• кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо образуют устойчивые социальные группы.

Сущ. 3 основных вида квазигрупп:

1.аудитория 2.толпа 3.соц.круги.

Толпа — это относительно кратковременное скопление (объединение) большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт,

объединенных одним и тем же внешним стимулом и эмоциональной общностью. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех

остальных, и только в редких случаях бывает более сложной.

Малая соц.группа – это группа, в кот. каждый взаимодействует с каждым(контакты лицом к лицу), численность мал.группы от 2(семья) до 12 (дружеский коллектив)

но в том числе группы учащихся и студентовболее 12 человек. Оптимальная численность 7 человек, иначе она распадается на подгруппы (фракции).

Наши рекомендации