Анкетирование как наиболее распространенный вид опроса.

Опрос - это способ получения информации в вопросно-ответной форме о субъективных состояниях людей, о мотивах их поступков, мнениях, отношениях к событиям, о потребностях и намерениях. В социологических исследованиях применяются четыре разновидности опроса: анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос. Анкетирование – вопросно - ответная форма организация текста.

При анкетировании (или анкетном опросе) респондент (тот, кто отвечает на вопросы) дает ответы в письменном виде. Он заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Вопросы и ответы содержатся в анкете. Анкета (от франц. enquete - рассмотрение) состоит из введения и блоков вопросов, каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. Введение анкеты содержит информацию о том, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные, гарантию анонимности информации, инструкцию по заполнению анкеты и способу ее возврата. Основная (содержательная) часть анкеты включает в себя собственно вопросы, относящиеся к определённому блоку и постепенно раскрывающие содержание исследуемой темы. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование так же бывает очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего –почтовый опрос, опрос через газету.

Все вопросы в анкете можно классифицировать по:

1)содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и о личности респодента),2)форме (открытые закрытые,прямые и косвенные), 3)функции (основные,неосновные).Вопрсы первой группы направлены на выявлении мнений, пожеланий, планов на будущее. В первой группе есть особый блок вопросов, который называется паспортичкой. Она преследует цель получить информацию о социально-демографическом портрете респондента (пол, возраст, профессия, уровень образования, семейное положение и т. д.). Паспортичка может быть расположена либо в начале, либо в конце анкеты. Данные паспортички используются при анализе результатов анкетирования для определения особенностей ответов в различных социально-демографических группах, проверки гипотез.
Конструкция вопросов определяет закрытый, открытый или открыто-закрытый виды анкеты. Анкета закрытого вида (или закрытая анкета) предполагает наличие только готовых вариантов ответов на сформулированный вопрос. Открытая анкета позволяет респонденту формулировать ответы в удобной для него форме. В анкете открыто-закрытого вида (или полузакрытой) содержится комбинация двух первых видов.

Вопросы не должны содержать неясные для респодента термины и понятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30-40.

18.Интервью как вид опроса.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассис­тентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые доку­ментальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов» суждений; особо выделяют­ся интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами суще­ственно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные ин­тервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью умест­ны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение» детальную разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Независимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным ("клиническим", т. е. глубо­ким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опраши­ваемого. Цель клинического интервью — получить све­дения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного — извлечь информа­цию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реа­гирует на отдельные компоненты информации (из мас­совой печати, лекции и т. п.). Причем текст информа­ции предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталось в памяти. Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения бесе­ды принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".

Нарративное интервью — направляемый интер­вьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу.

Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые — это планируемая беседа, в процессе которой иссле­дователь стремится вызвать дискуссию в группе. Ме­тодика телевизионных встреч В. Познера напоминает данную процедуру. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техни­ки квазиинтервью в "фокус-группах". По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (напри­мер, переход к рыночной экономике или качества не­которого товара в прикладных исследованиях рын­ка).

19. Эксперимент в социологии.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) — метод позна­ния, при помощи которого в контролируемых и управляемых услови­ях исследуются явления природы и общества. Эксперименты подраз­деляются на: 1) истинные эксперименты 2) квази­эксперименты, 3) натурные (натуральные) эксперименты 4) натуралистические эксперименты.

Истинный эксперимент проходит пять стадий.

1. Создаются две группы: а) экспериментальная (группа, в кото­рую ученый вмешивается, например предлагает попробовать нарко­тик; б) кон­трольная группа, в которую никто не вмешивается, никаких наркоти­ков не предлагается.

2. В обе группы испытуемые подбираются только на основе слу­чайной выборки, которая и обеспечит их эквивалентность. Чем боль­ше по размеру группы, тем больше их эквивалентность.

3. Предварительно обе группы проходят так называемый претест, т. е. у них измеряют несколько переменных, которые вы на­мереваетесь изменять в ходе эксперимента.

4. Вводятся независимые переменные, т. е. планируемые измене­ния.

5. Измеряются зависимые переменные, т. е. последствия нововве­дений. Это называется посттестом.

Истинный эксперимент принимает две формы — лабораторного и полевого. . Во втором случае этнографы и антропологи выезжают на место поселения первобытных племен, жительства национальных меньшинств или место работы других социальных общностей, став­ших объектом изучения.

Р. Миллиман в 1986 г. провел полевой эксперимент, в ходе кото­рого изучал реакцию посетителей ресторана на быструю и медлен­ную музыку. По случайной выборке он опросил 227 человек. Опреде­лив, как воспринимается темп музыки, ученый по субботам вечером сам играл медленную, а по пятницам быструю музыку. Затем менял график. Выяснилось: темп музыки влияет на время, какое посетители проводят за столом. При медленной они сидели в ресторане 56 ми­нут, а при быстрой управлялись с едой за 45. Причем разница в 11 минут приносила владельцам выручку в 30,5 дол. А если учесть вы­ручку бара при ресторане, то выгода медленной музыки становится еще больше.

Гораздо чаще в социальных науках применяется квазиэксперимент. Этот эксперимент имеет черты истинного, но в отличие от последнего не соблюдалось условие случайного отбора респондентов перед их распределением на экспериментальную и контрольную группы.

Натурный (натуральный) эксперимент сильно отличается от истин­ного и квазиэксперимента. В двух последних случаях любое вмешательство устраивается ученым, в первом оно происходит естественно, по жизни. К натурным относятся такие случаи: а) часть жителей решила уехать из деревни в город, а часть - остаться, б) в некоторые деревни в данном регионе провели электричество, а в другие нет в) часть представителей нацменьшинства посещает школы для представителей среднего класса, а часть обучается в резервации, г) неко­торые культуры практикуют женский инфантицид, а другие нет. Лю­бая из этих ситуаций может стать объектом натурного эксперимента, в ходе которого изучаются детали поведения людей. В таких случаях нельзя провести претест, измерить независимые переменные до начала вмешательства.

Натуралистическом эксперименте (naturalistic experiment) мы искусственно конструируем условия и обстановку, по­зволяющие собрать необходимую информацию. Такой эксперимент провел С. Мильграм в 1967 г. Он попросил американцев со Средне­го Запада послать студентам богословского факультета Гарварда в по­дарок небольшую книжечку (folder), но только если они с ними зна­комы. К подарку прилагалась просьба передать его своим знакомым, а те, как следовало из инструкции, должны были переслать книжеч­ки своим знакомым. В конце концов многие книжечки вернулись на круги своя, т. е. попали в руки тех, кто их запустил. Таким способом ученый выполнил свою цель: доказал, как узок этот громадный мир. Среднее число переходов, совершенных каждым письмом, равнялось 5. Через стольких людей прошла книжечка прежде, чем вернулась в исходную точку. Таким способом ученые выясняют количество соци­альных связей между людьми Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10—15 человек.

20.Анализ документов и его методы.

Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких документов, как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Именно анализ документов даст первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы.

Наконец, на стадии анализа и интерпретации результатов часто возникает необходимость обращения к различным документам, чтобы сравнить полученные данные с уже имеющимися, уточнить границы интерпретации полученных результатов, проконтролировать их надежность.

«Документ» — средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т. д. В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды документов:

а) письменные документы, т. е. документация на бумажных носителях или электронных носителях для чтения их с помощью компьютеров. Среди них традиционные архивные документы государственных и общественных организаций; литература (книги, брошюры); пресса (газеты, журналы); личные документы (письма, дневники);

б) иконографические: видео-, кино- и фотодокументы, картины, гравюры и т. п.;

в) фонетические: магнитные и подобные им записи, грампластинки.

Методы анализа документов. Традиционные подходы. Каждая из вышеназванных групп документов предполагает свои специфические подходы к их обработке.

Особую проблему для исследователей с точки зрения их анализа представляют документы, которые продуцируются в первую очередь средствами массовой информации. Традиционный анализ, или, его еще можно назвать, качественный подход, представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов Типичным примером анализа текстовых источников может служить изучение научных публикаций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской проблемы.

Количественный анализ (контент-анализ). Контент-анализ — это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники, содержащие текст, — книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом, конечно, подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности — слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.

Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: «Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?»

Суть метода сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. В контент-анализе единицы отбора — слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи.

21.О. Конт и Г Спенсер основоположники социологии как науки.

Конт впервые:

-чётко поставил вопрос отделить науку от метафизики теологии(духовная)

-сформулировал основные задачи социологии, открыл универсальные законы развития общества

-предложил в качестве основных методов исследования

а)наблюдение

б)эксперимент

в)типологизация

г)сравнительно – исторический.

Конт считал, что можно вылечить общество:

-создав точную науку об обществе

-обучив людей правильно и разумно строить свои отношения.

Конт выступал за разделение труда, как основного принципа между людьми, в силу необходимости друг другу каждого отдельного человека.( пекарь и обувщик – деваться некуда, так устроена система сообщества)

Учение Конта состояло из таких разделов, как соц. статика(неподвижное) и соц. динамика(изменчивое, подвижное). Соц. статика по Конту – это отношения между соц. институтами и сами соц. институты(образование, армия). Соц. динамика раскрывает законы соц. систем.

Конт считал, что общественный процесс идее по восходящей линии. Для этого процесса характерны первичные и вторичные факторы.

К первичным относятся:

-духовное развитие человека

-умственное развитие человека

К вторичным:

-климат

-расу

-продолжительность жизни человека

Он сформулировал закон 3-х стадий( интеллектуальное эволюция человекчества)

1)теологическая(когда люди объясняли все явления, события замыслом Божьим;От начала чел. истории до конца средневековья)

2)метофическая (период когда бурно развивались все естественные науки, особенно физика; исследователи достаточно примитивно пытались объяснить все явления с точки зрения сделанных открытий, закономерностей( время Ренессанса и до 18 в)

3)позитивная(научная, период когда всё более ясно, началось осознание того, что общество естественное явление поддержанное собственным специфическим законом живой и неживой природы).

Спенсер разделял учения Конта. Исследователь придерживался мнения, что общество похоже на биологический механизм. Описывал его как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Подобно тому как человечество состоит из органов, общество так же состоит из институтов. Каждый элемент незаменим, так как выполняет соц. функцию.

В соц. организме Спенсер выделял внутреннюю и внешнюю подсистемы. Внутр. ведает сохранениям организма и адаптации к условиям окружающей среды. Функциями внешней подсистемы являются регулирование, контроль, взаимоотношения организма с окр. средой. Имеется промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя.

По степени интеграции Спенсер различает:

-простые

-сложные

-вдвойне сложные общества.

По уровню развития исследователь классифицирует по двум полюсам:

-нижний(военное общество)

-верхний(индустриальное)

Военное общество характеризуется:

-наличием единой системы веры

-кооперация между индивидами достигается при помощи насилия

-гос-во доминирует над индивидами

-индивид существует для гос-ва

Индустриальное общество, где главенствует экономическая система хар-ся:

-демократическими принципами

-многообразием системы веры

-добровольная кооперация индивидов

-гос-во не доминирует над индивидами

-гос-во существует для индивидов

Социальное развитие Спенсер мыслил движение от военного к индустриальному обществу. Однако Спенсер считал, что возможно и движении от индустр. к военному обществу(СССР).

Исследователь считал, что общество- это сверх организм, который развивается от простого к сложному и структурированному. Этот процесс идёт через интеграцию и дифференциацию (при высокой степени дифференц. орган функционирует самостоятельно, сохраняя себя с целым).

Спенсер придерживался мнения, что 1)конкуренция выживания обязательна для развития общества(в рамках морали) 2)законы естественной причинности в природе и общество существуют на основе принципа органической эволюции, 3)гос-во препятствует адаптации человеческого сообщества к среде.

Этот основоположник социологии исповедовал системный подход(в частности, выделил и описал разновидности соц. Институтов, как подсистем общества). Также является основателем школы органической аналогии или организмов в социологии.

Социометрии Я. Морено.

Согласно социометрической теории Морено повсеместное изменение психологических отношений в малых группах является якобы главным условием изменения отношений во всей социальной системе. При всем утопизме такого подхода Морено предложил весь полезную эмпирическую процедуру для измерения некоторых групповых характеристик.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами.

Назначение социометрической процедуры может быть трояким: а) измерение степени сплоченности — разобщенности в групп; б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Во всех случаях используется опросный лист, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по различным вытекающим из задач исследования критериям, например, с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой проблемы, в игре и т.д.

Для того чтобы выявить взаимоотношения в рабочей бригаде, каждому из 13 членов бригады предлагается следующий опросный лист.

1. С кем бы Вы желали работать вместе? а) на операции (назовите фамилии), б) в бригаде (назовите фамилии).

2. С кем бы Вы не хотели работать вместе? а) на операции (назовите фамилии), б) в бригаде (назовите фамилии).

3. С кем бы Вы хотели дружить в свободное время? а) отдыхать (назовите фамилии), б) совместно учиться (назовите фамилии), в) по-настоящему дружить (назовите фамилии). Имея всего 13 членов группы, экспериментатор составляет социометрическую матрицу (рис. 41).

Работа с матрицей включает следующие операции:

1. Матрица составляется только на один из признаков, например по критерию «работа».

2. Матрица позволяет оценить степень сплоченности группы по соотношению положительных и отрицательных выборов.

3. Матрица дает возможность определить так называемый социометрический статус (позицию) каждого члена группы от наиболее до наименее авторитетного.

4. Используются многообразные индексы социометрической диагностики группы, включая среднестатистические по нескольким критериям. Например, нетрудно подсчитать среднюю индекса сплоченности по критериям «работа» и «досуг» вместе. То же самое можно сделать для определения общего социометрического статуса любого из членов группы, используя для этого показатели статуса по ряду критериев.

5. На основе матрицы строится также графическое изображение связей симпатий и антипатий — социограмма. Связи симпатии обозначают непрерывной линией с указанием направления от одного к другому лицу, а связи антипатии — пунктирной.

Социология Э. Дюркгейма.

Дюркгейм ввёл понятие социальная реальность, как особый реальности, имеющий свои особые качества. элементы соц. реальности – соц. факты, образующие общество. Соц. факт – это независимый от индивида фрагмент реальности, имеющий собственное существование и способное оказать давление на индивида.

В соц.реальности Д. выделял три уровня:

1.ур-нь структуры (территор, население)

2.ур-нь функционирования (соц.институты, нормы, правила)

3.ур-нь коллективных представлений (ценности,идеалы)

Д. вывделил методы, которые должны использоваться в социологии:

1.натурализм (по аналогии с наблюдением и анализам законов природы)

2.социологизм (специфичность общества, как отдельной соц. реальности)

Соц. объяснение должно обладать двумя чертами:

а)быть причинным, т.е. давать анализ зависимости соц. явлений от соц. среды

б)быть функциональным, т.е. обнаруживать связь между узнаваемыми явлениями и потребностями общества.

Д. как и Конт считал, что общество изначально основано на консенсусе. Общественные конфликты свидетельствуют о наличие болезней в обществе.

Д. выделил концепцию социальной солидарности:

а)механическая (свойственна ранним обществам)

б)органическая (свойственна индустриальным, постиндустриальным обществам)

Исследователь считал, что механическая солидарность свойственна архаическим обществам, где:

1.действия и поступки людей похожи

2.люди в архаическом обществе похожи

3.люди легкозаменяемы

4. стремится себе подчинить индивида

5.право-репрессивное

6.коллективное сознание религиозно

Органическая солидарность свойственна тем обществам, где:

1.велико разделение труда

2.значительна профессиональна специализация

3.личность более независима, автономна от общества

4.право носит восстановительный характер

5.колективное сознание рационалистическое

6.выполняемые специальные функции соответствуют способностям и наклонностям личности.

Эти два типа солидарности взаимно не исключают друг друга, напротив, они всегда сосуществуют.

Исследователь считал, что нормальное состояние общества характеризуется соц. порядком. Если порядок нарушается, то общество испытывает дефицит соц. солидарности и наступает состояние аномии.

Наши рекомендации