Сущность социального взаимодействия
Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей - факторов (индивидуальных или групповых) - и ведет себя сообразно социальной ситуации, в которой он оказался
Особенности строения любой сложной системы зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собой соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга.
Чтобы двух и более индивидов можно было бы рассматривать как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собой, т.е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия.
Таким образом, взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.
П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социального взаимодействия:
· наличие, двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
· совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
· наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.
К этому списку можно добавить и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает:
наличие общей основы для контактов, соприкосновения.
Социальные отношения
Социальные взаимодействия порождают социальные отношения. Однако сходные взаимодействия иногда порождают различные по масштабу социальные отношения. Это происходит тогда, когда социальные взаимодействия осуществляются на различных основаниях. Некоторые социологи считают, что основанием, определяющим содержание социальных отношений, являются ценности.
Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение определенных ценностей. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддерживания физической и умственной активности индивидов.
Социальные отношения создаются вследствие повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроля над ними, а, с другой стороны, есть ресурсы желательных ценностей. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействии потребность в ценностях и владение ими.
Подход к изучению социальных отношений под углом зрения владения и обмена ценностями представляет возможность плодотворного анализа отношений в сфере политики, бизнеса, производства и прочее.
Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений, которые представляют собой относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Таким образом, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Однако его нельзя рассматривать как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Общество - это не суммарная, а целостная система, наделенная системными качествами. Социальные изменения
Социальное изменение - это происходящее со временем преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов;
В социологических исследованиях выделяются изменения:
насильственные и добровольные; обратимые и необратимые;
стихийные и самоорганизующиеся;
Изменения могут вызываться демографическими, технологическими, культурными, религиозными и другими причинами. Основными типами причин социальных изменений выступают:
1. природные - истощение ресурсов, природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды;
2. демографические - перенаселенность, миграция, смена поколений;
3. изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники;
4. социально-политические - войны, революции, реформы;
5. социально-психологические;
Большинство современных социологов выступают против абсолютизации какого-либо единственного или доминирующего фактора вызывающего изменения. Среди характеристик изменения выделяют:
1. внезапность, неожиданность, непредсказуемость изменения;
2. толерантность к сосуществованию разных форм;
3. притягательность, позитивность новизны;
4. по отношению к старому ностальгия или проклятия;
5. вместо нормальных эмоциональных состояний распространяются их крайние формы;
6. в переходных ситуациях можно наблюдать индивидуальные и групповые пробы, колебания, метания от одного к другому;
Социальное изменение неотделимо от социального процесса. И все же эмпирически и теоретически можно выделить волны изменений или периоды, когда изменения становятся очевидными, проявляется массой свидетельств, когда происходят замещения одних форм социальных явлений другими, осуществляются качественные преобразования привычных отношений, институтов, нравов, и порядков.
Основные типы социальных изменений: Прогресс:
- социальное развитие, результатом которого становиться повышение научного и технологического знания, экономической производительности и сложности социальной организации называется прогрессом;
- для М.Вебера - это модернизация экономической, организационной, законодательной и научной жизни;
- для ЬСМаркса - это развитие производительных сил;
- однако прогресс имеет и негативный вариант - мировые войны, возникновение фашизма, угроза ядерной войны;
Регресс:
- возврат к предшествующему уровню развития;
1. если прогресс - это глобальное явление, то регресс - локальное, т.к. затрагивает отдельные общества;
2. различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса; I Реформа:
3. частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований без фундаментальной перестройки социальной и политической структуры общества;
4. 'Революция:
5. полное или комплексное преобразование общества в ключевых аспектах ведущее к изменению его характера;
6. понятие революция может относиться к экономике (промышленная революция), к личности (сексуальная революция), к знаниям (научная революция);
7. социальные изменения занимают основное место во многих социологических работах;
8. можно говорить, что сама социология являлась детищем социальных изменений;
9. - ученые всегда пытались понять причины трансформаций в обществе;
^ 2. Социальные общности и социальные институты
Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
- Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.
- Реальные
о Массовые (агрегаты)
о Групповые
о Малая социальная группа
о Большая социальная группа
Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке,реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни.Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.Групповые общности - большие и малые социальные группы.
Кбольшим социальным группам можно отнести:
· этнические общности (расы, нации, народности, племена),
· социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),
· социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),
· социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).
^ Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Процесс образования институтов -институционализацияподразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
• возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.
• появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.
• принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.
• создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной ( " материальной" ) структуры , так и внутренней, содержательной.
Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность ( отношения между родителями, родителями и детьми , методы воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм . Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно- воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .
3. Социальная связь и контроль.
В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей : связи функционирования , развития , или генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является Нечто является объективно реальным, когда
любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях.
1) Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против своего желания, осознанно или неосознанно, но мы все вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.
2) Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию, т.е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы.
2) Институты обладают качеством историчности. Институты - это не просто факты, но исторические факты; они имеют историю. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долго времени несметным числом индивидов.
Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий - главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический тип культуры, образования и т.д.
Нечто является объективно реальным, когда
любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях.
3) Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против своего желания, осознанно или неосознанно, но мы все вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.
4) Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию, т.е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы.
5) Институты обладают качеством историчности. Институты - это не просто факты, но исторические факты; они имеют историю. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долго времени несметным числом индивидов.
Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий - главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический тип культуры, образования и т.д.
Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость - это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.
Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, в возникновении новых социальных институтов, во-вторых, в развитии, совершенствовании уже сложившихся социальных институтов.
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих функций складывается в общесоциальные функции институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной
упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемаяинституциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:
1. Воспроизводство членов общества.
Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.
3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо- социальными институтами управления и контроля - органы власти.
4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.
Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:1) Экономическо- социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа. Обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
15) Политические институты - государство, партии, профсоюзы й другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их
совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
15) Социокультурные и воспитательные институты ставят
целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
15) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
15) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
15) Церемониально-символические и ситуационно- конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по
договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и
функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей
деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим
статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Исследователи выделяютдве формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий - главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический тип культуры, образования и т.д.
Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость - это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.
Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, в возникновении новых социальных институтов, во-вторых, в развитии, совершенствовании уже сложившихся социальных
институтов